ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-610/2022 от 25.07.2022 Нерехтского районного суда (Костромская область)

Дело №2а-610/2022г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2022 года г. Нерехта Костромской области

Нерехтский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Бекеновой С.Т.,

с участием: представителя истца - помощника Нерехтского межрайонного прокурора Воронина Д.В.,

при секретаре Матвеевой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Нерехтского межрайонного прокурора Костромской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Пригородное сельское поселение муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области об обязании провести оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования,

У С Т А Н О В И Л:

Нерехтский межрайонный прокурор Костромской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил:

-признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Пригородное сельское поселение муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области, выразившееся в непринятии мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог;

- обязать администрацию Пригородного сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести оценку технического состояния автомобильных дорог, расположенных в границах муниципального образования Пригородное сельское поселение по адресам: (,,,)(,,,): (,,,), протяженностью км, (,,,) протяженностью км.

Заявленные прокурором требования обоснованы тем, что решением Совета депутатов Пригородного сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ. (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.) утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования, находящихся на территории пригородного сельского поселения. Постановлением администрации Пригородного сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. в муниципальную собственность данного сельского поселения принято муниципальное имущество - автомобильные дороги общего пользования местного значения, в том числе, дороги, находящиеся в д. (,,,) по адресам: (,,,), протяженностью км, (,,,) протяженностью км.

Проверкой, проведенной Нерехтской межрайонной прокуратурой в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, установлено, что административным ответчиком в нарушение требований действующего законодательства (п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.1 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.3 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Обавтомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пп.5 п.9 параграфа IV классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 №402, Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009г. №150), не проведена оценка технического состояния указанных в иске дорог, находящихся в собственности поселения и учет указанной оценки при планировании и осуществлении дорожной деятельности, что может повлечь за собой возникновение дорожно-транспортных происшествий. Принятыми мерами прокурорского реагирования, внесенными ДД.ММ.ГГГГ. на имя главы поселения, требования прокурорского представления не были исполнены. Согласно ответу главы администрации Пригородного сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ выделение денежных средств для проведения оценки технического состояния дорог поселения запланировано на ДД.ММ.ГГГГ год. Однако по настоящий момент оценка технического состояния не осуществлена, денежные средства не выделены, создавшаяся ситуация нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц и требует мер прокурорского реагирования путем обращения в суд на основании ст.45 ГПК РФ и ст.35 Федерального закона «О прокуратуре РФ».

В судебном заседании помощник Нерехтского межрайонного прокурора Воронин Д.В. требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в иске.

Дело рассматривается в отсутствие надлежаще извещенного административного ответчика (по ходатайству), в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. представитель администрации Пригородного сельского поселения Азимова Н.А., действующая по доверенности от органа местного самоуправления, указала, что административный ответчик заявленные прокурором требованиями признает.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, принимая во внимание представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично (ч.3). Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (ч.5 ст.46 КАС РФ).

Суд принимает признание иска административным ответчиком, поскольку это не противоречит действующему законодательству и не нарушает права других лиц.

Кроме этого, суд учитывает следующее.

В силу ст.1 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Задачами указанного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст.12 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Статьи 3 и 13 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.6 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», относят содержание автомобильных дорог местного значения, а также обеспечение безопасности дорожного движения на них, к полномочиям органов местного самоуправления и расходным обязательствам муниципальных образований.

Аналогичные положения закреплены и в п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым, к вопросам местного значения поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.9 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.

В силу ч.8 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений (п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ), реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Статьей 1 Закона Костромской области от 04.12.2015г. №38-6-ЗКО (в редакции от 20.09.2017г.) «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» определены полномочия сельских поселений Костромской области в по дорожной деятельности.

Частями 1, 4 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ определено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.

Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден Приказом Министерства транспорта РФ от 27.08.2009г. №150, пунктами 2-4 которого предусматривается, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.

Таким образом, из приведенных выше нормативных положений действующего законодательства следует обязанность органов местного самоуправления содержать автомобильные дороги общего пользования местного значения, и в целях безопасности дорожного движения, определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводить оценку технического состояния автомобильных дорог, не реже одного раза в год.

Как следует из материалов дела, в муниципальной собственности административного ответчика находятся, в том числе, автомобильные дороги общего пользования местного значения, находящиеся в д. (,,,) по адресам: (,,,), протяженностью км, (,,,) протяженностью .

Право собственности муниципального образования Пригородное сельское поселение на указанные автомобильные дороги утверждено решением Совета депутатов Пригородного сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ. (с изм. от ), а также постановлением администрации Пригородного сельского поселения от . .

Из материалов прокурорской проверки, проведенной осенью ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в нарушение п.4 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009г. №150, администрацией Пригородного сельского поселения не производится ежегодная оценка технического состояния дорог местного значения, находящихся в собственности муниципального образования.

Факт отсутствия оценки технического состояния административным ответчиком не оспаривается, о чем свидетельствует заявление данного лица о признании иска.

Отсутствие технической оценки на дороги общего пользования, влечет невозможность исполнения предусмотренной, указанными законами обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, а также создает предпосылки к нарушению законодательства, препятствия к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние.

Таким образом, судом объективно установлено не исполнение органом местного самоуправления - администрацией Пригородного сельского поселения муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области положений ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи, с чем в действиях органа местного самоуправления Пригородного сельского поселения усматривается незаконное бездействие.

Следовательно, иск прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 46,175-180 КАС РФ, с у д

РЕШИЛ:

Исковые требования Нерехтского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Пригородное сельское поселение муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области, выразившееся в непринятии мер по проведению оценки технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения Пригородного сельского поселения, расположенных в д. (,,,) по адресам: (,,,), протяженностью км, (,,,) протяженностью км.

Обязать администрацию муниципального образования Пригородное сельское поселение муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ оценку технического состояния автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах муниципального образования Пригородное сельское поселение в д.(,,,) по адресам: (,,,), протяженностью км, (,,,) протяженностью км.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: С.Т. Бекенова