Дело № 2а-610/2023 года
Решение
Именем Российской Федерации
05 июля 2023 года г. Коркино
Коркинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Щепёткиной Н.С.,
при секретаре Алимбековой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ятайкиной Е.А. к администрации Коркинского муниципального округа Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги,
УСТАНОВИЛ:
Ятайкина Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Коркинского муниципального округа Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги. В обосновании административного иска сослалась на следующие обстоятельства. 20.01.2023 года исходящий НОМЕР администрацией Коркинского муниципального округа в лице первого заместителя Главы Коркинского муниципального округа Ш.В.Н. было принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги «утверждение схемы на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка», расположенного по адресу: АДРЕС, общей площадью 1018 кв.м, на основании подп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации и подп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного Кодекса Российской Федерации, поскольку схема расположения земельного участка, разработана с нарушением предусмотренных требований к образуемым земельным участкам, а именно площадь земельного участка не соответствует минимальному размеру образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, который составляет 0,5 гектара, установленному ст. 7 Закона Челябинской области от 31.03.2015 № 154-ЗО «О земельных отношениях». С принятым решением административный истец не согласна и считает его принятым с нарушением норм действующего законодательства. Существующая возможность на местности не позволяет образовать земельный участок площадью не менее 0.5 гектара, поскольку испрашиваемый участок формируется в плотной существующей застройке и ограничен образованными земельными участками, поставленными на государственный кадастровой учет, предоставленными третьим лицам в собственность (аренду). При этом смежные земельные участки имеют площадь менее требуемой административным ответчиком для образования: НОМЕР, категория: земли сельскохозяйственного назначения, ВРИ: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь 41000 кв.м.; НОМЕР, категория: земли населенных пунктов (фактически земли сельскохозяйственного назначения), ВРИ: для размещения индивидуальной жилой застройки, площадь 2700 кв.м.; НОМЕР, категория: земли населенных пунктов (фактически земли сельскохозяйственного назначения), ВРИ: для размещения индивидуальной жилой застройки, площадь 1500 кв.м. Кроме того, необходимо учитывать исторически сложившееся землепользование согласно которому, земельные участки в данной функциональной зоне никогда не использовались как земли сельскохозяйственного назначения для сельхозпроизводства.Просит признать незаконным решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги «утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка», расположенного по адресу: АДРЕС, общей площадью 1018 кв.м., обязать администрацию повторно рассмотреть заявление Ятайкиной Е.А. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка (л.д.4-7)
Административный истец Ятайкина Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в её отсутствие, на удовлетворении требований настаивала. (л.д.26,31)
Представитель административного ответчика администрации Коркинского муниципального округа Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен ( л.д.28) Представил суду отзыв, в которым просил в удовлетворении требований административного истца отказать. (л.д.20)
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Закона Челябинской области от 31.03.2015 № 154-30 «О земельных отношениях» (далее - Закон области) минимальный размер образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель, которые могут находиться в собственности, пользовании, владении, составляет 0,5 гектара.
Требования настоящей части не распространяютсяна случаивыдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок и образования нового земельного участка для веденияличного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальный размер земельного участка, установленный настоящей частью.
Таким образом Закон области выделяет два случая, при которых требования о минимальном размере образуемых новых земельных участков не распространяется:
1.выдел земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок;
2.образование нового земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Кроме того, п. 3 ст. 7 Закона области установлено, что требования настоящей статьи не распространяются на земельные участки, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте).
Согласно п. 1 ст. 1 Закона об обороте действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе строительства гаражей для собственных нужд), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества (за исключением жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности). Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущимиличные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могу использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона о ЛПХ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке,установленном земельным законодательством.
Судом установлено, что 20.01.2023 года исходящий НОМЕР администрацией Коркинского муниципального округа в лице первого заместителя Главы Коркинского муниципального округа Ш.В.Н. было принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги «утверждение схемы на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка», расположенного по адресу: АДРЕС, общей площадью 1018 кв.м, на основании подп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса Российской Федерации и подп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного Кодекса Российской Федерации, поскольку схема расположения земельного участка, разработана с нарушением предусмотренных требований к образуемым земельным участкам, а именно площадь земельного участка не соответствует минимальному размеру образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, который составляет 0,5 гектара, установленному ст. 7 Закона Челябинской области от 31.03.2015 № 154-ЗО «О земельных отношениях». (лд.8,9)
Ранее в судебном заседании административный истец Ятайкина Е.А. пояснила, что требования поддерживает. В январе 2023 г. было вынесено решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги. Ятайкиной Е.А. было подано заявление на предоставлении земельного участка, указан вид разрешенного использования «личное подсобное хозяйство». Процедура предусматривает предоставление земельного участка без проведения торгов. Была предоставлена схема, однако, в предоставлении земельного участка было отказано, так как площадь земельного участка менее допустимой для сельхоз. назначения. Земельный участок расположен на АДРЕС, земельный участок на кадастровом учете не состоит. Данный земельный участок необходим для личного использования. Основанием для отказа явилось то, что не хватило площади. Площадь предоставляемого участка составляет 1018 кв.м., т.е. должно быть 50 соток, а получается 18 соток. Действительно законом субъекта предусмотрена определенная площадь земельного участка, но имеются исключения. Данный участок нужен для строительства дома, в дальнейшем два участка будут объединены в один.
Представитель административного ответчика администрации Коркинского муниципального округа Челябинской области Горных А.Ю. представил суду отзыв на административное исковое заявление, согласно которого просит доводы данного административного искового заявления признать необоснованными. Действительно, земельные участки, испрашиваемые заявителем, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом Челябинской области от 13 апреля 2015 г. N 154-ЗО "О земельных отношениях". Статья 7 указанного Закона устанавливает требования к минимальному размеру образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в собственности, пользовании, владении, и который составляет 0,5 гектара. Испрашиваемый заявителем размер земельного участка менее установленного данным Законом. Ссылка заявителя на Закон Челябинской области от 13 апреля 2015 г. N 154-ЗО "О земельных отношениях" и Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (на положение о том, что действие данных Закона Челябинской области и Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства) несостоятельна, поскольку данный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков.Таким образом, упомянутый Закон Челябинской области и Федеральный закон не распространяется на существующие, стоящие на кадастровом учете земельные участки, границы которых определены в порядке, установленном законом, в отношении которых выполнены кадастровые работы, тогда как заявитель просит предварительно согласовать предоставление земельного участка, еще не существующего, на кадастровом учете не стоящего, границы которого не определены в порядке, установленном законом и в отношении которого кадастровые работы не выполнялись.
Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика администрации Коркинского муниципального округа Челябинской области Горных А.Ю. пояснил, что данный участок они проверяли, он расположен на пересечении с землями лесфонда. Запрашивались сведения от сетевиков, по одному из участков проходит линия электропередачи, по-другому газопровод, но на существо рассматриваемого спора эти обстоятельства не влияют. Участок по АДРЕС никому не принадлежит, он относятся к землям госсобственности, которыми распоряжается администрация. Госсобственность на данные земли не разграничена. Схему составила сама Ятайкина Е.А.. Ели бы схема была утверждена, административный истец бы этот участок просила предоставить ей в аренду. Речь идет о землях сельскохозяйственного назначения, они предназначены для сельхоз.использования, а истец планирует на этом участке строительство. Дома появились там, где не должны были быть. В данной ситуации решение должно приниматься не исходя из того, что расположено рядом, а в соответствие с законом. Закон говорит о минимальной площади сельхоз.земель, а Ятайкина Е.А. просит земельный участок меньший по площади, чем предусмотрено законом.
Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к выводу, заявление об утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления земельного участка было представлено административным истцом в отношении земельного участка из земель сельхозназначения с видом разрешенного использования - личное подсобное хозяйство (ЛПХ на полевых). Требование Административного ответчика о необходимости образования земельного участка из земель сельхозназначения с видом разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства, соответствующего минимальному размеру 0.5 гектара, не соответствует нормам действующего законодательства. Отсутствует возможность образовать земельный участок площадью не менее 0.5 гектара, испрашиваемый участок формируется в плотной существующей застройке и ограничен образованными земельными участками, поставленными на государственный кадастровой учет, предоставленными третьим лицам в собственность (аренду). Третьим лица ранее уже были выделены земельные участки. Выделенные третьим лицам земельные участки имеют площадь менее требуемой административным ответчиком для образования: НОМЕР, категория: земли сельскохозяйственного назначения, ВРИ: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь 41000 кв.м.; НОМЕР, категория: земли населенных пунктов (фактически земли сельскохозяйственного назначения), ВРИ: для размещения индивидуальной жилой застройки, площадь 2700 кв.м.; НОМЕР, категория: земли населенных пунктов (фактически земли сельскохозяйственного назначения), ВРИ: для размещения индивидуальной жилой застройки, площадь 1500 кв.м.
Суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска Ятайкиной Е.А..
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Ятайкиной Е.А. к администрации Коркинского муниципального округа Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги, удовлетворить.
Признать незаконным решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги «утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка», расположенного по адресу: АДРЕС, общей площадью 1018 кв.м.
Обязать администрацию Коркинского муниципального округа Челябинской области повторно рассмотреть заявление Ятайкиной Е.А. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Коркинский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 12 июля 2023г.
Председательствующий: Щепёткина Н.С.