Дело №2а-611/2017г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 октября 2017г. п.Орловский
Орловский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего, судьи Георгиенко Л.В.,
при секретаре Колесниковой З.К.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Орловского района Ростовской области Касумовой К.В., представителя административного ответчика Богуша А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Орловского района Ростовской области поданное в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области о возложении обязанности утвердить нормативный акт, содержащий перечень инсайдерской информации,
УСТАНОВИЛ:
26 июня 2017г. (вх.№4728) в суд поступило указанное выше административное исковое заявление, обоснованное следующим.
Прокуратурой Орловского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, в части исполнения органами местного самоуправления полномочий по утверждению нормативных актов, содержащих исчерпывающие перечни инсайдерской информации.
В ходе проверки установлено, что администрацией Красноармейского сельского поселения нормативный акт, содержащий исчерпывающий перечень инсайдерской информации, порядок доступа к инсайдерской информации, правил охраны ее конфиденциальности и контроля в порядке исполнения требований Федерального закона от 27 июля 2010 №224-ФЗ«О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон №224-ФЗ) не разработан и не утвержден по настоящее время.
Прокурор, ссылаясь на положения Закона №224-ФЗ, просил признать бездействие администрации Красноармейского сельского поселения, выразившееся в не разработке и не утверждении нормативного правового акта, содержащего перечень инсайдерской информации, порядок доступа к инсайдерской информации, правил охраны ее конфиденциальности, не соответствующими требованиям Закона №224-ФЗ и другим нормативным правовым актам, регулирующими спорные отношения. и обязать ответчика в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу утвердить нормативный акт, содержащий исчерпывающий перечень инсайдерской информации, разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации, правил охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований Закона №224-ФЗ.
В судебное заседание представитель административного истца помощник прокурора Орловского района Ростовской области Касумова К.В. явилась, на административных исковых требованиях настаивала.
Представитель административного ответчика – глава администрации Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области Богуш А.С. в судебное заедание явился, против административного иска не возражал.
Изучив и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к нижеследующему выводу.
В соответствии с п.8, п.9 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 25 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее Постановление №2) при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно ч.1 ст.8 Конституции Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
На основании ст.1 Закона №224-ФЗ целью данного Федерального закона является обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенства инвесторов и укрепление доверия инвесторов путем создания правового механизма предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.
Пунктом 9 ст.4 Закона №224-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления относятся к инсайдерам. Кроме того, к инсайдерам также относятся имеющие доступ к инсайдерской информации выборные должностные лица местного самоуправления, имеющие доступ к инсайдерской информации государственные служащие и муниципальные служащие органов, указанных в пункте 9 настоящей статьи (п. 10 указанной статьи).
Главой 4 Закона №224-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс РФ (ст.185.3, ст.185.6 УК РФ), Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст.15.21, ст.15.30, ст.15.35 КоАП РФ) в части установления ответственности за неправомерное использование инсайдерской информации, манипулирование рынком, нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.
Согласно ч.2 ст.8 Закона №224-ФЗ органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, Банк России обязаны раскрывать или предоставлять инсайдерскую информацию на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее следующего рабочего дня с момента ее появления (возникновения), если иной порядок и сроки раскрытия или предоставления такой информации не установлены федеральными законами.
В силу ст.11 Закона №224-ФЗ юридические лица, указанные в пунктах 1 - 8, 11 и 12 статьи 4 настоящего Федерального закона, органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, Банк России обязаны разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации, правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Согласно ч.2 ст.24 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
В силу ч.3 ст.3 Закона №224-ФЗ органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 данного Федерального закона, Банк России обязаны утвердить нормативные акты, содержащие исчерпывающие перечни инсайдерской информации, в соответствии с методическими рекомендациями федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков (утвержденные Приказом ФСФР РФ от 24 мая 2011 N11-22/пз-н).
Согласно ч.2 ст.2 Закона №224-ФЗ к инсайдерской информации органов и организаций, указанных в пункте 9 статьи 4 настоящего, в том числе органов местного самоуправления, Федерального закона, относится:
- информация о принятых ими решениях об итогах торгов (тендеров);
- информация, полученная ими в ходе проводимых проверок, а также информация о результатах таких проверок;
- информация о принятых ими решениях в отношении лиц, указанных в пунктах 1-4, 11 и 12 статьи 4 настоящего Федерального закона, о выдаче, приостановлении действия или об аннулировании (отзыве) лицензий (разрешений, аккредитаций) на осуществление определенных видов деятельности, а также иных разрешений;
- информация о принятых ими решениях о привлечении к административной ответственности лиц, указанных в пунктах 1-4, 11-13 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также о применении к указанным лицам иных санкций;
- иная инсайдерская информация, определенная их нормативными актами.
Администрация Красноармейского сельского поселения является органом местного самоуправления, однако в нарушение требований действующего законодательства в администрации не утвержден нормативный акт, содержащий исчерпывающий перечень инсайдерской информации, что нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Административное исковое заявление прокурором подано в порядке, установленном ст.39 КАС РФ, и в соответствии с полномочиями, установленными ст.27, ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии со ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;…
В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:
1) указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом;….
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия. …
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, согласно пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Руководствуясь ст.ст. 175-180, ст.227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Орловского района Ростовской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области о возложении обязанности утвердить нормативный акт, содержащий перечень инсайдерской информации удовлетворить полностью.
Признать бездействие администрации Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области, выразившееся в не разработке и не утверждении нормативного правового акта, содержащего перечень инсайдерской информации, порядок доступа к инсайдерской информации, правил охраны ее конфиденциальности, не соответствующими требованиям Федерального Закона от 27 июля 2010 №224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другим нормативным правовым актам, регулирующими спорные отношения.
Обязать администрацию Красноармейского сельского поселения Орловского района Ростовской области в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу утвердить нормативный акт, содержащий исчерпывающий перечень инсайдерской информации, разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации, правил охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований Федерального Закона от 27 июля 2010 №224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Об исполнении настоящего решения суда сообщить административному истцу и суду.
Апелляционная жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 12 октября 2017г.
Председательствующий: