Дело №2а-611/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Баймак 21 июля 2022 года
Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Янтилиной Л.М.,
при секретаре Бердигуловой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Новатор» к Администрации СП 1-Иткуловский сельсовет МР Баймакский район Республики Башкортостан, Совету СП 1-Иткуловский сельсовет МР Баймакский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения Совета,
установил:
ООО «Новатор» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации СП 1-Иткуловский сельсовет МР Баймакский район Республики Башкортостан, Совету СП 1-Иткуловский сельсовет МР Баймакский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения Совета.
Требования мотивированы тем, что ООО «Новатор» получена лицензия на пользование недрами УФА№04036ТЭ от 23.11.2021 г. на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых (далее-ОПИ) на месторождении Гадельбай–3 метаморфических пород (строительного камня – слюдисто-кварцевые сланцы), расположенного в <адрес> и ее правого притока руч. Баткатлы.
Указанный выше участок недр расположен на территории сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, на земельном участке отнесенным к землям населенных пунктов. Для осуществления деятельности по недропользованию на данном земельном участке необходимо изменение вида разрешенного использования данного земельного участка.
Согласно п. 2 ч.3 ст. ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
В соответствии с ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
На основании указанных выше требований закона, ООО «Новатор» в адрес администрации сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан было направлено заявление о необходимости внесения изменений в карты зонирования правила застройки землепользования 1-й Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район РБ в части перевода земель месторождения Гадельбай – 3 в категорию земель промышленности в целях осуществления деятельности по разработке указанного выше месторождения ОПИ.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения сельского поселения, по которым принимаются нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ и включает принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (ч. 5, 6 ст. 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (ч. 7 ст.31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (ч. 9 ст. 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (ч. 10, 11 ст. 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (ч. 12, 13, 14 ст. 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (ч. 15 ст. 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Главой сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан вынесено Постановление №6 от 18.03.2022 о подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан.
Советом сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан принято решение №83 от 04.04.2022 о проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан»".
Административный истец указывает, что подготовленный проект внесения изменений в Генеральный план (Правила землепользования и застройки) сельского поселения 1-Иткуловский соответствовал требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (ч. 9 ст. 31 ГрК РФ), поскольку проект не был направлен на доработку (ч. 10 ст. 31 ГрК РФ), а вопрос по внесению изменений в Правила землепользования и застройки на рассмотрение передан на публичные слушания, что подтверждается указанным выше Решением Совета сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет №83 от 04.04.2022.
Публичные слушания были проведены 13.05.2022, по результатам которых подготовлен протокол публичных слушаний. Из протокола публичных слушаний следует, что по результатам данных публичных слушаний был поставлен вопрос на голосование явившихся граждан, которые единогласно проголосовали за принятие решения об исключении из проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки и об отказе в переводе земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в соответствии с требованиями ст. 5.1 ГрК РФ.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ, участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Согласно п. 12 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ, участники публичных слушаний в целях идентификации представляют сведения о себе (фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) с приложением документов, подтверждающих такие сведения. Между тем, на публичных слушаниях более половины явившихся граждан не являлись проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты.
Пунктами 10 и 11 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ, предусмотрено, что в период размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях участники публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта.
Административный истец указывает, что на публичных слушаниях участники данных слушаний вносят свои предложения и замечания, а волеизъявление путем голосования законом не предусмотрено.
Административный истец указывает, что при этом, в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Таким образом, публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. Заключение о результатах публичных слушаний по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера, а является основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует.
Исходя из вышеизложенного, публичные слушания проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, что и составляет предмет публичных слушаний.
На основании указанного выше протокола публичных слушаний, председателем публичных слушаний дано заключение от 13.05.2022 об отказе во внесение изменений в Правила землепользования и застройки.
Пунктом 5 ч. 22 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в заключении о результатах публичных слушаний должны быть указаны аргументированные рекомендации организатора публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам публичных слушаний.
Однако, в указанном выше заключении председателя публичных слушаний от 13.05.2022, отсутствуют какие-либо аргументированные рекомендации целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками публичных слушаний предложений и замечаний. Само заключение лишь излагает решение протокола публичных слушаний от 13.05.2022.
В соответствии с положениями ст. 31 ГрК РФ, после завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Из вышеизложенного следует, что глава поселения имеет полномочия либо принять решение о направлении указанного проекта в установленном порядке в Совет сельского поселения, либо отклонить проект внесения изменений в Правила и направить его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Протокол публичных слушаний и заключение были переданы в представительный орган сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет.
Согласно ст. 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту.
Советом сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан принято решение №84 от 20.05.2022 об отклонении Проекта внесения изменений в Генеральный план сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан в части перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности. Основанием для отклонения указанного проекта явилось только неаргументированное решение участников публичных слушаний.
Административный истец указывает, что решение Совета сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан №84 от 20.05.2022 является незаконным и необоснованным.
ООО «Новатор» просит суд признать незаконным с момента принятия Решения Совета сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан №84 от 20.05.2022 "О результатах публичных слушаний «Проекта внесения изменений в Генеральный план сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан»".
Представитель ООО «Новатор» ФИО1 поддержал свои требования, просил удовлетворить в полном объеме. Представитель административного истца считает, что публичных слушаний фактически не было, а потому обжалуемое решение является незаконным.
Представитель административных ответчиков не явился в суд, возражений не представил, извещен надлежащим образом по телефону.
Представитель Администрации МР Баймакский район РБ ФИО2 в судебном заседании исковые требования не поддержала.
Выслушав участников по делу, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований.
Установлено, что права ООО «Новатор» подтверждаются лицензией на пользование недрами на разведку и добычу полезных ископаемых на месторождении Гадельбай–3.
Следовательно, истец на законных основаниях претендует на право добывать строительный камень на месторождении Гадельбай–3.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 25.1 Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1, земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для осуществления пользования недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для осуществления пользования недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для осуществления пользования недрами.
Согласно п. 2 ч.3 ст. ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
В соответствии с ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.
На основании указанных выше требований закона, ООО «Новатор» в адрес администрации сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан было направлено заявление о необходимости внесения изменений в карты зонирования правила застройки землепользования 1-й Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район РБ в части перевода земель месторождения Гадельбай – 3 в категорию земель промышленности в целях осуществления деятельности по разработке указанного выше месторождения ОПИ.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения сельского поселения, по которым принимаются нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 ГрК РФ и включает принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (ч. 5, 6 ст. 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (ч. 7 ст.31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (ч. 9 ст. 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (ч. 10, 11 ст. 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (ч. 12, 13, 14 ст. 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (ч. 15 ст. 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Судом установлено, что главой сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан вынесено Постановление №6 от 18.03.2022 о подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан.
Советом сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан принято решение №83 от 04.04.2022 о проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан»".
Проект внесения изменений в Генеральный план (Правила землепользования и застройки) сельского поселения 1-Иткуловский соответствовал требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (ч. 9 ст. 31 ГрК РФ), поскольку проект не был направлен на доработку (ч. 10 ст. 31 ГрК РФ), а вопрос по внесению изменений в Правила землепользования и застройки на рассмотрение передан на публичные слушания, что подтверждается указанным выше Решением Совета сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет №83 от 04.04.2022.
Публичные слушания были проведены 13.05.2022, по результатам которых подготовлен протокол публичных слушаний. Из протокола публичных слушаний следует, что по результатам данных публичных слушаний был поставлен вопрос на голосование явившихся граждан, которые единогласно проголосовали за принятие решения об исключении из проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки и об отказе в переводе земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в соответствии с требованиями ст. 5.1 ГрК РФ.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ, участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Согласно п. 12 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ, участники публичных слушаний в целях идентификации представляют сведения о себе (фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) с приложением документов, подтверждающих такие сведения. Между тем, на публичных слушаниях более половины явившихся граждан не являлись проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты.
Пунктами 10 и 11 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ, предусмотрено, что в период размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях участники публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта.
Публичные слушания проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, что и составляет предмет публичных слушаний.
На основании указанного выше протокола публичных слушаний, председателем публичных слушаний дано заключение от 13.05.2022 об отказе во внесение изменений в Правила землепользования и застройки.
Пунктом 5 ч. 22 ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в заключении о результатах публичных слушаний должны быть указаны аргументированные рекомендации организатора публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам публичных слушаний.
Судом установлено, что имеются нарушения при вынесении постановления и проведения публичных слушаний, так как в указанном заключении председателя публичных слушаний от 13.05.2022, отсутствуют какие-либо аргументированные рекомендации целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками публичных слушаний предложений и замечаний. Само заключение лишь излагает решение протокола публичных слушаний от 13.05.2022.
Из протокола следует, что не была проведена идентификация лиц, явившихся на публичные слушания.
В соответствии с положениями ст. 31 ГрК РФ, после завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Из вышеизложенного следует, что глава поселения имеет полномочия либо принять решение о направлении указанного проекта в установленном порядке в Совет сельского поселения, либо отклонить проект внесения изменений в Правила и направить его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Протокол публичных слушаний и заключение были переданы в представительный орган сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет.
Согласно ст. 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту.
Советом сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан принято решение №84 от 20.05.2022 об отклонении Проекта внесения изменений в Генеральный план сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан в части перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности. Основанием для отклонения указанного проекта явилось только неаргументированное решение участников публичных слушаний.
Суд находит, что решение Совета сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан №84 от 20.05.2022 является необоснованным, поскольку был нарушен порядок проведения публичных слушаний.
Суд находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным с момента принятия Решения Совета сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан №84 от 20.05.2022 "О результатах публичных слушаний «Проекта внесения изменений в Генеральный план сельского поселения 1-Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан»".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Баймакский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Судья: Янтилина Л.М.