Дело №—707/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2016 г. <адрес>
Уфимский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Кузнецова А.В., при секретаре Ишбаевой Н.Х.,
с участием административного истца – помощника прокурора <адрес> РБ ФИО5, представителя административного ответчика - администрации СП <данные изъяты> сельсовет <адрес> РБ ФИО6, представителя административного ответчика – <данные изъяты>» ФИО7, заинтересованного лица – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора <адрес> РБ к администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет МР <адрес> РБ, ФГБУ «<данные изъяты>» о признании недействительным постановления администрации СП, об обязании принять муниципальный правовой акт, о признании незаконным изменения вида разрешенного использования земельных участков, обязании снять с кадастрового учета земельные участки, о восстановлении в ГКУ земельные участки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с административным иском по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района <адрес> РБ с заявлением об изменении вида разрешенного использования с «для ведения крестьянского хозяйства» на «для ведения дачного хозяйства» обратились собственники земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>- ФИО8 и ФИО4
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - «земли населенных пунктов».
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке ч. ч. 1 и 2 ст. 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
На основании указанного заявления в нарушение перечисленных требований законодательства постановлением администрации сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ№ изменен вид разрешенного использования данных земельных участков с «для организации ведения крестьянского хозяйства» на «для ведения садоводства и дачного хозяйства».
Данное постановление обнародовано на информационном стенде.
На основании указанного постановления филиалом <данные изъяты>» по <адрес> в нарушение ст. ст. 16, 27Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» принято решение об учёте изменений объекта недвижимости (изменении разрешенного использования земельных участков).
В силу ст. 22 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№-з «О регулировании земельных отношений в <адрес>» минимальные размеры образуемых новых земельных участков, формируемых из земель сельскохозяйственного назначения и необходимых для осуществления эффективного и высокотехнологичного сельскохозяйственного производства с учетом целей их предполагаемого (разрешенного) использования составляют для получения сельскохозяйственной продукции на открытых грунтах - 50 га.
В нарушение указанных требований филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> сняты с учета, им присвоен статус «архивный» в связи с образованием из них земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> снят с учета, ему присвоен статус «архивный» в связи с образованием из него земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:130801:994, 02:47:130801:993.
Учитывая, что перечисленные земельные участки образованы путем раздела земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> видом разрешенного использования которых является «для организации ведения крестьянского хозяйства», то видом разрешенного использования вновь образованных участков в соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ является «для организации ведения крестьянского хозяйства».
На основании изложенного прокурор просил:
Признать недействительным постановление администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет от 25.10.2013г. № «Об изменении вида разрешенного использования земельных участков с «организации ведения крестьянского хозяйства» на «для ведения садоводства и дачного хозяйства».
Обязать администрацию сельского поселения <данные изъяты> сельсовет MP <адрес> Республики Башкортостан принять муниципальный правовой акт, на основании которого в государственный кадастр недвижимости будут внесены сведения о разрешенном использовании земельных участков «для организации ведения крестьянского хозяйства».
Признать незаконным (недействительным) изменение <данные изъяты>» по <адрес> вида разрешенного использования земельных участков с «для организации ведения крестьянского хозяйства» на «для ведения садоводства и дачного хозяйства».
Обязать филиал <данные изъяты>» снять с кадастрового учета земельные участки 02<данные изъяты>
Обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» восстановить на государственном кадастровом учете земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> с видом разрешенного использования «для организации ведения крестьянского хозяйства».
Помощник прокурора <адрес> РБ ФИО5 в судебном заседании требования прокурора просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации <данные изъяты> сельсовет <адрес> РБ ФИО6 в судебном заседании в иске просила отказать, доводы, изложенные в возражениях, поддержала полностью.
Представитель административного ответчика – <данные изъяты>» ФИО7 иск прокурора просила отклонить за необоснованностью, основания, указанные в отзыве подтвердила.
В судебном заседании заинтересованное лицо – ФИО3 в удовлетворении иска прокурора просил отказать, поддержал свои возражения.
Заинтересованное лицо ФИО8 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, иск прокурора просил отклонить.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд находит необходимым требования прокурора удовлетворить частично, по следующим основаниям.
Согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. № 221-ФЗ (далее -Закон о кадастре). В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, то есть проведение государственного кадастрового учета носит заявительный характер. То есть в государственный кадастр недвижимости, а ранее в земельный кадастр, вносятся только те сведения, которые представлены в орган учета заинтересованным лицом.
Филиал учреждения является государственной некоммерческой организацией, созданной для осуществления функций, возложенных на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по оказанию государственных услуг в сфере ведения ГКН, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, т.е. Филиал учреждения является учетным органом.
Согласно ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в ГКН сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о кадастре в ГКН вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, а именно земельного участка : 1) вид объекта недвижимости 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 4) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Орган кадастрового учета не проверяет соблюдение иными организациями действующего законодательства.
По сведениям государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в настоящий момент имеет следующие характеристики:
-поставлен на ГКУ - 15.11.2007г.;
-снят с ГКУ-09.11.2010г.;
-категория земель - Земли сельскохозяйственного назначения;
-вид разрешенного использования - Для организации ведения крестьянского хозяйства;
-адрес - <адрес>, с/с <данные изъяты>,;
-права и обременения - правообладатель ФИО1;
-уточненная площадь - 91500кв.м.;
-статус- «архивный».
На основании Заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, Межевого плана (исполнитель кадастровых работ - ООО «Землемер») земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>
На основании Заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, Межевого плана (исполнитель кадастровых работ - ФИО9 ООО «Уралземпроект») земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> (в настоящий момент статус «архивный») был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>
На основании Заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, Межевого плана земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> (в настоящий момент статус «архивный») был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>.
На основании Заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, Межевого плана № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>.
На основании Заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, Межевого плана земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> были перераспределены и образованы земельные участки с кадастровыми номерами 02<данные изъяты>. На основании Заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, Межевого плана земельные участки с кадастровым номером <данные изъяты> был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района <адрес> РБ с заявлением об изменении вида разрешенного использования с «для ведения крестьянского хозяйства» на «для ведения дачного хозяйства» обратились собственники земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>- ФИО8 и ФИО4
На основании указанного заявления постановлением администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ№ изменен вид разрешенного использования данных земельных участков с «для организации ведения крестьянского хозяйства» на «для ведения садоводства и дачного хозяйства».
Данное постановление обнародовано на информационном стенде.
Согласно ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.
Частью 9 ст. 35 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
-зоны сельскохозяйственных угодий -пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
- зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Русско-Юрмашский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, указанные земельные участки находятся в границах территориальной зоны «С-1» (разрешенное использование: коллективные огороды, территории вне границ сельхозугодий; территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства от 0,05 до 0, 20 га; дворовые постройки (мастерские, сараи, теплицы, бани и пр.) постройки для содержания мелких животных.)
С сельскохозяйственные угодия в соответствии указанными Правилами расположены в границах другой территориальной зоны - «С-2», «С-3».
Указанные Правила землепользования и застройки утверждены Постановлением <адрес>№ от 15.09.2010г. <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденные ПЗЗ в новой редакции, по которым ДД.ММ.ГГГГ проведена прокурорская проверка и вынесено положительное заключение <адрес> о том, что данный правовой акт соответствует нормам закона.
Таким образом, указанные в оспариваемом постановлении земельные участки не являются сельскохозяйственными угодьями.
Указанное также подтверждается Градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, вступившим в силу решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным отказ Администрации MP <адрес> РБ в выдаче градостроительного плана земельного участка ФИО4, в котором также было установлено, что на земельные участки заявителей установлены градостроительные регламенты в соответствии с градостроительным кодексом «Для ведения садоводства и дачного хозяйства».
Кадастровая стоимость земельных участков на момент принятия постановления № от октября 2013 года являлась ниже среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения в <адрес>.
Таким образом, оспариваемое постановление вынесено в полном соответствии с действующими правилами землепользования и застройки и нормами действующего законодательства.
В силу п.6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются именно для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Поскольку спорные земельные участки не относятся к сельскохозяйственным угодьям, разрешенные виды их использования, предусмотренные правилами землепользования и застройки и спорное постановление не нарушают требования п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ.
Постановлением Администрации СП <данные изъяты> сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> не изменялся; вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 02<данные изъяты> соответствует виду исходных земельных участков, и конкретных учетных действий по изменению вида именно этих участков органом кадастрового учета не производилось;
-орган кадастрового учета производит государственный кадастровый учет в соответствии с представленными документами в рамках ст.21 и 22 Закона о кадастре;
-нормами действующего законодательства, а именно нормами Закона о кадастре (ст. 1,3, 26, 27), не предусмотрен отказ в проведении кадастрового учета на основании правовой экспертизы представленных документов, а также не предусмотрено принятие Решения об отмене кадастрового учета;
-согласно ст. 1,3 Закона о кадастре установление фактов фальсификации и кадастровая деятельность в полномочия органа кадастрового учета не входит;
-именно изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером позволило его дальнейшее преобразование, а именно раздел в соответствии со ст. 11.4. ЗК РФ.
В случае раздела земельного участка в соответствии с ч.1 и ч.2 ст. 11.4 ЗК РФ образуются несколько земельных участков и у его собственника исходного земельного участка возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Согласно ст. 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер (пять лет), до тех пор пока не будет произведена государственная регистрация права на вновь образованные земельные участки.
В соответствии с ч. 9 ст. 4 Закона о кадастре в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Постановка земельного участка на учет, то есть конкретные учетные действия, не нарушают права и свободы гражданина, не создают препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, не возлагают на гражданина незаконно какую-либо обязанность. Указанные последствия возникают только после государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, которая в свою очередь к компетенции ФГБУ «ФКП Росреестра» не относится.
В соответствии со ст. 24 Закона о кадастре, п. 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 42 недопустимо снятие земельных участков со статусом «учтенный» без соответствующего преобразования. Тем более недопустимо снятие земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> с зарегистрированным правом собственности в установленном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст.1, ст. 29 Закона о кадастре кадастровой
деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с
требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в
результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих
необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком
недвижимом имуществе (кадастровые работы).
Таким образом, требования прокурора о запрете межевания земельных участков не обосновано, так как орган кадастрового учета не производит кадастровых работ.
В соответствии со ст. 24 Закона о кадастре, п. 53 Порядка ведения
государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом
Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 42 восстановление архивных земельных участков не предусмотрено действующим законодательством.
В случае восстановления земельных участков с кадастровыми номерами произойдет пересечение границ с последующими земельными участками, что в соответствии с ч. 2 ст. 26 является основанием для приостановления ГКУ, в соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - основанием для приостановления государственной регистрации права.
Пропуск срока в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Прокуратурой пропущен 3 месячный срок обжалования не нормативного акта, данная позиция основана на следующем:
По изменению вида разрешенного использования земельных участков были объявлены публичные слушания, о чем ДД.ММ.ГГГГ была сделана публикация в газете «Уфимские нивы» назначении и проведении публичных слушаний в соответствии с п.7 ст. 36, ст. 37, 39 ГрК РФ ст. 11 устава Сельского поселения <данные изъяты> сельский совет ст. 8 Положения о порядке проведения публичных слушаний.
Слушания были проведены, по результатам которых комиссией было принято положительное заключение, опубликованное в газете «Уфимские нивы» от ДД.ММ.ГГГГ на основании которого было принято постановление № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Федеральным законом-от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ст. 3 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:
1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного. законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
Таким образом, все нормативно - правовые акты администрации СП <данные изъяты> подлежали проверке на соответствие законодательству и антикоррупционной экспертизе, проводимых Прокуратурой.
Сведения о принятых нормативно - правовых актах по состоянию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по сельскому поселению <данные изъяты> сельсовет муниципального района <адрес> РБ также были направлены на проверку в прокуратуру <адрес> РБ (исх. № адм. 630 от ДД.ММ.ГГГГ; вх. № прокуратуры 9574 от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно ст. 4 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупционные факторы отражаются:
1) в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной
экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 указанного
Федерального закона.
Прокурор обратился с данным иском в Уфимский районный суд РБ ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно п. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом иск прокурора удовлетворению не подлежит в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 174 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора <адрес> РБ к администрации сельского поселения <данные изъяты> сельсовет МР <адрес> РБ, <данные изъяты>» о признании недействительным постановления администрации СП, об обязании принять муниципальный правовой акт, о признании незаконным изменения вида разрешенного использования земельных участков, обязании снять с кадастрового учета земельные участки, о восстановлении в ГКУ земельные участки, оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение одного месяца.
Судья А.В. Кузнецов