38RS0022-01-2022-000544-36
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2022 г. г. Тайшет
Тайшетский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Мартиросян К.А.,
при секретаре судебного заседания Мозговой Н.С.,
с участием прокурора Пыткиной Н.О.,
административного ответчика Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видео-конференц-связи административное дело № 2а-612/2022 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 24 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» к Ж. об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ ИК-24 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю обратилось в суд с административным исковым заявлением к Ж. об установлении административного надзора, указав в его обоснование, что административный ответчик отбывает наказание по приговору Колпинского районного суда города Санкт-Петербурга от 3 июля 2014 г., которым признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 2 ст. 126, п. «а» ч. 2 ст. 166 УК РФ, с применением ч.ч. 2, 5 ст. 69 УК РФ окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок наказания, назначенный осужденному Ж., истекает 22 июня 2022 г.
Учитывая, что осужденный Ж. совершил умышленное преступление при опасном рецидиве преступлений, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, административный истец просит суд установить в отношении данного осужденного, освобождаемого из мест лишения свободы административный надзор на сроком на 8 лет и административные ограничения при освобождении по отбытии срока наказания, а именно: обязать являться до 4 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время с 22:00 до 06:00 часов, запретить выезд за установленные судом пределы территории, запретить пребывание в определенных местах развлекательных заведениях, барах, ресторанах, клубах и др., запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
В судебном заседании административный ответчик Ж. не возражал против удовлетворения заявленных требований. Просил установить административный надзор на минимальный срок с установлением минимального количества административных ограничений.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, явка судом не признана обязательной, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав доводы административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление неподлежащим удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Обадминистративном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью3 настоящей статьи в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за:
1) совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи);
2) совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
3) совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;
4) совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Как установлено в судебном заседании, Ж. приговором Колпинского районного суда города Санкт-Петербурга от 3 июля 2014 г. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 2 ст. 126, п. «а» ч. 2 ст. 166 УК РФ, с применением ч.ч. 2, 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, в том числе по приговору Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 24 июня 2013 г. окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В действиях ЖурахонзодА. приговором суда установлен опасный рецидив преступлений.
Приговором Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 24 июня 2013 г. Ж. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а, в, г, з» ч. 2 ст. 126, п.п. «а, в, г» ч. 2 ст. 163 УК РФ, с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 7лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Приговором суда в действиях Ж. признан опасный рецидив преступлений.
Согласно ч. 5 ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 126 УК РФ относится к категории особо тяжких, в соответствии с ч. 4 ст. 15 УК РФ преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 162, ч. 2 ст. 163 УК РФ относятся к категории тяжких.
В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения административным ответчиком противоправного деяния) судимость погашается в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Срок погашения судимости Ж. за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 126 УК РФ, составляет 8 лет.
Как следует из материалов дела, Ж. является гражданином Республики Таджикистан.
В главе 29 КАС РФ и в Федеральном законе № 64-ФЗ от 6 апреля 2011 г. «Обадминистративном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» отсутствуют правовые нормы, регламентирующие установление административного надзора в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства.
В силу ч. 1 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. п. 5, 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «ФИО1 положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо преступления, рецидив которого признан опасным; имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
Обязательными критериями относимости лица к категории лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» являются совершение этим лицом тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. Эти же критерии служат основанием в соответствии со статьями 7, 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статьей 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» для аннулирования в отношении иностранного гражданина разрешения на временное пребывание или вида на жительство, либо принятия в отношении него решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации, что влечет невозможность его дальнейшего проживания либо пребывания на территории Российской Федерации с возложением на иностранного гражданина обязанности покинуть территорию государства, а случае неисполнения этой обязанности - его принудительной депортации. Международными договорами не предусмотрено оказание помощи в исполнение решений судов Российской Федерации об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Исходя из совокупности указанных правовых норм, административный надзор не может устанавливаться в отношении иностранного гражданина, не имеющего законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации.
Данный вывод согласуется с разъяснениями, изложенными в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре», в соответствии с которыми применение административного надзора к иностранным гражданам и лицам без гражданства возможно при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях.
В соответствии с абз. 8 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 28 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания.
Согласно приговору Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 3 июля 2014 г. Ж. является гражданином Республики Таджикистан, где имеет регистрацию. В суде административный ответчик пояснил, что документирован паспортом гражданина Республики Таджикистан, ранее получал вид на жительство, но все документы утеряны. После освобождения из мест лишения свободы планирует выехать в г. Санкт-Петербург к супруге и детям. Сведения о том, что административный ответчик имеет российское гражданство или иные законные основания для пребывания (проживания) после освобождения из исправительного учреждения на территории Российской Федерации, в деле отсутствуют.
Исходя из совокупности указанных правовых норм, административный надзор не может устанавливаться в отношении иностранного гражданина, лица без гражданства, не имеющего законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации.
Поскольку Ж., являясь иностранным гражданином, не имеющим документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации и имеющий непогашенную судимость за совершение особо тяжкого и тяжких преступлений при опасном рецидиве преступлений, не имеет законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, основания для установления в отношении него административного надзора отсутствуют.
При этом в соответствии со ст. 6, п. 6 ст. 9 Федерального закона «Обадминистративном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» уполномоченные органы не лишены права на подачу повторного заявления об установлении административного надзора в отношении Ж., при условии проживания указанного лица на территории РФ на законных основаниях и при наличии оснований, предусмотренных ст. 3 ФЗ № 64-ФЗ «Обадминистративном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в течение срока, установленного для погашения судимости.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 24 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» к Ж. об установлении административного надзора.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Тайшетский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Судья К.А. Мартиросян