ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-613/20 от 13.07.2020 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

Решение

Именем Российской Федерации

13 июля 2020 г. г. Вышний Волочек

Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Шустровой С.А.,

при секретаре Терентьеве Д.М.

с участием представителя административного истца ФИО1 М..

административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тверской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Тверской области обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности в сумме 85557,88 рублей, в том числе: по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 84170 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 1,74 рублей, пени по земельному налогу в сумме 5,28 рублей.

В обоснование административного иска указано, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области представило информацию в Межрайонную ИФНС России № 3 по Тверской области об имуществе гражданки ФИО2, а именно:

жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, оценка стоимости (К – 379440) рублей, доля в праве – 1.

Инспекция начислила налог на имущество физических лиц. ФИО2 налог на имущество физических лиц в установленный ч.1 ст.409 НК РФ не уплатил.

Также Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области представило информацию в Межрайонную ИФНС России № 3 по Тверской области о земельных участках, принадлежащих ФИО2, а именно:

- земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , актуальная кадастровая стоимость – 1015906 рублей.

ФИО2 в установленный законодательством срок налог не уплатил.

Также ФИО2 является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц. Срок уплаты налога за 2018 год – 15.07.2019. Согласно налоговой декларации, ФИО2 получен доход в сумме 1647470,60 рублей С учетом налогового вычета в сумме 1000000 рублей, сумма налога на доходы физических лиц составила 84171 рубль. В установленный законом срок – 15.07.2019 налог ФИО2 не уплачен. На основании ст.69,70 НК РФ в адрес административного ответчика были направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа от 22.07.2019 №59711, от 18.12.2018 №11129, от 05.07.2020 №44190. Данные требования до настоящего времени не исполнены. Согласно ст.75 НК РФ начислены пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 1,74 рублей, по земельному налогу в сумме 5,28 рублей, по налогу на доходы физических лиц в сумме 1380,86 рублей. 23 января 2020 г. Межрайонная ИФНС России №3 по Тверской области обратилась к мировому судье судебного участка №9 Тверской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности по налогам и пени в общей сумме 85557,88 рублей. Судебным приказом мирового судьи судебного участка №9 Тверской области от 03 февраля 2020 г. с ФИО2 взыскана задолженность по налогам и пени в общей сумме 85557,88 рублей. Мировому судье судебного участка №9 Тверской области от ФИО2 поступили возражения относительно исполнения судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка №9 Тверской области от 21 февраля 2020 г. судебный приказ о взыскании с ФИО2 задолженности по налогам и пени в общей сумме 85557,88 рублей отменен.

Представитель административного истца в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске и письменных пояснениях по иску, из которых следует, что в соответствии со сведениями, предоставленными в рамках ст.85 НК РФ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым составляет 1015906,38 рублей, дата кадастровой стоимости – 01.01.2017; кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым составляет 1337623,47 рублей, дата кадастровой стоимости – 01.01.2015. Общая кадастровая стоимость объектов недвижимости составляет 2353529,85 рублей. Цена договора купли-продажи составляет 750000 рублей, в связи с чем, подлежит применению п.5 ст.217.1 НК РФ. Доход в целях налогообложения составляет 1647470,90 рублей (кадастровая стоимость объектов 2353529,85 * понижающий коэффициент 0,7). В связи с чем, сумма налоговой базы для исчисления налога составляет 647470,90 рублей = доход в целях налогообложения 1647470,90 рублей – имущественный вычет 1000000 рублей. В соответствии с п.1 ст.224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13% На основании изложенного, сумма налога на доходы физических лиц составляет 84171 рублей = сумма налоговой базы для исчисления налога 647470,90*13%.

Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании административный иск не признал, указав, что жилой дом и земельный участок продал за 750000 рублей. Не согласен с размером кадастровой стоимости жилого дома и земельного участка, с которого рассчитывается налог на доходы физических лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п.3 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ (ред. от 29.06.2015) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу п. 5 ст. 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации закреплен порядок начисления пени.

Согласно ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательствами о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате (п.3 ст.75 НК РФ).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (ч.4 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 13 Налогового кодекса РФ налог на доходы физических лиц отнесен к федеральным налогам.

Положениями ст. 207 Налогового кодекса РФ установлено, что плательщиками налога на доходы физических лиц, признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Налогового кодекса РФ, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

На основании пунктов 2, 3, 4 статьи 228 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики, указанные в п. 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статье 225 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщики, указанные в п. 1 настоящей статьи, обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 220 упомянутого кодекса имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков или доли (долей) в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со статьей 217.1 названного кодекса, не превышающем в целом 1 000000 рублей.

В соответствии с п.5 ст. 217.1 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

Согласно требованию № 59711 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 22 июля 2019 г., за ответчиком числится задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 84170 рублей и пени в сумме 126,26 рублей.

Согласно списку внутренних почтовых отправлений №232080 требование об уплате налога направлено 02.03.2019.

Из требования № 44190 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) следует, что по состоянию на 05 июля 2019 г. за ответчиком числится задолженность по пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 1,74 рублей, по земельному налогу в сумме 177,40 рублей, по налогу на доходы физических лиц в сумме 170, 38 рублей.

Согласно списку внутренних почтовых отправлений №140961 требование об уплате налога направлено 02.03.2019.

Согласно требованию №11129 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 18 декабря 2018 г. за ответчиком числится задолженность по пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 1084,22 рублей.

В соответствии с налоговым уведомлением №54096711 от 15.08.2018 на уплату налога на имущество физических лиц и земельного налога за 2017 год ФИО2 имеет задолженность по уплате земельного налога за 2017 год в сумме 889 рублей, налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 293 рублей.

Согласно скриншоту из личного кабинета налогоплательщика, требование получено 28.12.2018.

Судом установлено, что административный ответчик имеет в собственности недвижимое имущество, а именно:

жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, оценка стоимости (К – 379440) рублей, доля в праве – 1, дата регистрации права – 22.05.2017, дата снятия с регистрации – 14.10.2018.

Инспекция начислила налог на имущество физических лиц.

В соответствии с ч.1 ст.409 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Таким образом, срок уплаты налога за 2018 год – 01 декабря 2019 г.

К установленной дате административный ответчик свои обязанности по уплате налога на имущество физических лиц не выполнила.

Также судом установлено, что ФИО2 имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , актуальная кадастровая стоимость – 1015906 рублей, дата регистрации права – 22.05.2017, дата снятия с регистрации – 14.10.2018.

Земельный налог в установленный срок не уплачен.

Налоговое уведомление №54096711 от 15.08.2018 направлено в адрес ФИО2 28.08.2018, что подтверждается скриншотом со страницы налогоплательщика.

02 марта 2019 г., согласно списку внутренних почтовых отправлений №232080, административным истцом в адрес ФИО2 было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов. пени, штрафов, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 05 июля 2019 г. за №44190, установлен срок для погашения задолженности до 01 ноября 2019 г.

К установленной дате ответчик свои обязанности по уплате налогов не выполнил.

Судом установлено, что истец рассчитал пени исходя из суммы задолженности по налогу, в соответствии с требованиями закона.

В установленные сроки земельный налог и налог на имущество физических лиц административным ответчиком не уплачены.

Также судом установлено, что ФИО2 является налогоплательщиком налога на доходы физических лиц.

Срок уплаты налога за 2018 год – 15.07.2019.

Из представленной налоговой декларации усматривается, что ФИО2 в 2018 году получен доход в сумме 1647470,60 рублей.

Из представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области сведений кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым составляет 1015906,38 рублей, дата кадастровой стоимости – 01.01.2017; кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым составляет 1337623,47 рублей, дата кадастровой стоимости – 01.01.2015.

Общая кадастровая стоимость объектов недвижимости составляет 2353529,85 рублей.

Сумма дохода от продажи объекта недвижимого имущества исходя из цены договора купли-продажи составила 750000 рублей.

Поскольку доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, доход налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества исчислен в соответствии с п.5 ст.217.1 НК РФ и принят равным умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества (2353529,85 *0,7=1647470,90) рублей.

Сумма налоговой базы для исчисления налога составляет 647470,90 рублей = 1647470,90 – 1000000 рублей.

Сумма налога на доходы физических лиц составила 84171 рубль (647470,90*13%).

В установленный законом срок – 15.07.2019 налог ФИО2 не уплачен.

Истец начислил пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 1380,86 рублей в соответствии с требованием ст.75 Налогового кодекса РФ, исходя из размера задолженности ответчика по налогу.

В адрес ответчика были направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа от 22.07.2019 №59711, 05.07.2019 №44190, от 18.12.2018 №11129.

Данные требования до настоящего времени не исполнены.

23 января 2020 г. Межрайонная ИФНС России №3 по Тверской области обратилась к мировому судье судебного участка №9 Тверской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности по налогам и пени в общей сумме 85557,88 рублей.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка №9 Тверской области от 03 февраля 2020 г. с ФИО2 взыскана задолженность по налогам и пени в общей сумме 85557,88 рублей.

Мировому судье судебного участка №9 Тверской области от ФИО2 поступили возражения относительно исполнения судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка №9 Тверской области от 21 февраля 2020 г. судебный приказ о взыскании с ФИО2 задолженности по налогам и пени в общей сумме 85557,88 рублей отменен.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

При установленных обстоятельствах суд полагает необходимым взыскать с административного ответчика задолженность в общей сумме 85557,88 рублей, в том числе: по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 84170 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 1,74 рублей, пени по земельному налогу в сумме 5,28 рублей.

В силу пункта 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №506, Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

В силу пункта 4 вышеназванного Положения, Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Таким образом, Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины как территориальный орган Федеральной налоговой службы России, являющейся государственным органом Российской Федерации

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Учитывая, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с административного ответчика государственную пошлину в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в сумме 2766,74 рублей, исходя из удовлетворенного требования имущественного характера.

В силу пункта 2 статьи 61.1 и пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемыми судами общей юрисдикции, зачисляется в бюджеты городских округов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Тверской области от 02.04.2019 №13-ЗО «О преобразовании муниципальных образований Тверской области путем объединения поселений, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Вышневолоцкий район», с городским округом город Вышний Волочек Тверской области и внесении изменений в отдельные законы Тверской области» установлено наименование преобразованного муниципального образования – Вышневолоцкий городской округ Тверской области (Вышневолоцкий городской округ).

В этой связи суд полагает необходимым взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Вышневолоцкий городской округ».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тверской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, <дата> года рождения, уроженца <данные изъяты>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области задолженность в сумме 85557 (восемьдесят пять тысяч пятьсот пятьдесят семь) рублей 88 копеек, в том числе:

- по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в сумме 84170 (восемьдесят четыре тысячи сто семьдесят) рублей (КБК 18210102030011000110);

- пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 1 (один) рубль 74 копейки (КБК 18210601020042100110);

- пени по земельному налогу в сумме 5 (пять) рублей 28 копеек (КБК 18210606042042100110) на счет №40101810600000010005, получатель Управление Федерального казначейства по Тверской области, (МРИ ФНС РФ № 3 по Тверской области), ИНН <***>/КПП 690801001, Отделение Тверь, БИК 042809001, ОКТМО 28714000).

Взыскать с ФИО2, <дата> года рождения, уроженца <данные изъяты>, в доход бюджета муниципального образования «Вышневолоцкий городской округ» государственную пошлину в сумме 2766 (две тысячи семьсот шестьдесят шесть) рублей 74 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Шустрова

1версия для печатиДело № 2а-613/2020 ~ М-442/2020 (Решения)