КОПИЯ УИД 16RS0046-01-2022-009630-89
дело № 2а-6146/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2022 года город Казань
Вахитовский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Каримова С.Р.,
при секретаре судебного заседания Масягутове Л.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Исполнительному комитету муниципального образования ... о признании недействующим в части постановления об утверждении проекта планировки территории,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Исполнительному комитету муниципального образования ... о признании недействующим в части постановления об утверждении проекта планировки территории.
В обоснование административного иска указано, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., и находящегося на данном участке жилого дома.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования ...... от ... «Об утверждении проекта планировки территории «Поселок офицеров» в границах указанного земельного участка установлены территории общего пользования (красные линии парка районного значения зоны парков районного значения и скверы).
С указанным постановлением Исполнительного комитета муниципального образования ...... от ..., в части установления красных линий в отношении её земельного участка, ФИО2 не согласна, полагает, что красные линии установлены без учёта фактического землепользования, пересекают её участок с расположенным на нем объектом недвижимости, что является нарушением требований Градостроительного кодекса Российской Федерации к составу и содержанию проекта планировки.
Кроме того, ФИО2 указывает, что земельный участок был поставлен на кадастровый учёт ... году и сформирован, то есть до принятия обжалуемого постановления.
На основании изложенного, ФИО2, с учётом последующих уточнений, просила суд признать постановление Исполнительного комитета муниципального образования ...... от ... «Об утверждении проекта планировки территории «Поселок офицеров» недействующим с момента вступления решения суда в законную силу в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером ... территорий общего пользования.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены руководитель Исполнительного комитета муниципального образования ...ФИО7, МКУ«Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования ...».
В судебном заедании представитель административного истца ФИО2 – ФИО4 иск поддержала в полном объёме.
Представитель административного ответчика Исполнительного комитета муниципального образования ...ФИО5 административный иск не признал по доводам изложенным в отзыве.
Заинтересованные лица руководитель Исполнительного комитета муниципального образования ...ФИО7, МКУ«Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования ...» в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены, доказательств уважительности причин неявки или ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили, в связи с чем их неявка в соответствии со статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является препятствием к разрешению административного дела.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты: процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшим нормативный правовой акт, суд выясняет, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.
Из материалов дела следует, что постановлением Исполнительного комитета муниципального образования ...... от ... утверждён проект планировки территории «Поселок офицеров».
ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., и находящегося на данном участке жилого дома с кадастровым номером ....
Право собственности на земельный участок зарегистрировано ... (л.д. 55-58), на жилой дом – ... (л.д. 53-54).
Постановлением Мэра ...... от ... назначены публичные слушания по проекту планировки территории «Поселок офицеров», определены время, срок и место проведения публичных слушаний, порядок подачи заявок на участие в публичных слушаниях с правом выступления.
... указанное постановление опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования ......(221).
... состоялись публичные слушания по проекту планировки территории «Поселок офицеров», по итогам проведения публичных слушаний составлен протокол от ..., в котором учтены мнения участников публичного слушания.
Заключение по результатам публичных слушаний опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования ...... (229) от ....
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования ...... от ... утверждён проект планировки территории «Поселок офицеров». Указанное постановление было размещено на официальном сайте органов местного самоуправления ... (...), а также опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования ......... (234)
Ответом МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования ...» от ......ФИО2 отказано в изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером ..., в том числе, в связи расположением основной части земельного участка в красных линиях границах зоны благоустроенных территорий общего пользования (объекты муниципального значения) категории озеленения (скверы), утверждённых постановлением Исполнительного комитета муниципального образования ...... от ... «Об утверждении проекта планировки территории «Поселок офицеров».
... уведомлением МКУ «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования ...» №...ФИО2 отказано в согласовании планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ..., по аналогичным основаниям.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит частичному удовлетворению.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 1 Устава муниципального образования ..., утвержденного решением Казанской городской Думы от ......, муниципальное образование ... (далее - Устав), наделено статусом городского округа.
Исполнительный комитет является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления ..., наделенным данным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ... федеральными законами и законами Республики Татарстан (часть 1 статьи 38 Устава).
Статьей 2.2 Закона Республики Татарстан от ......-ЗРТ «О градостроительной деятельности в ...» установлено, что полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, каковым является Исполнительный комитет муниципального образования ..., определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, помимо прочих, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, в том числе утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории (пункт 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 26 статьи 16Федеральный закон от ......-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации).
Проверяя полномочия Исполнительного комитета муниципального образования ... на принятие оспариваемого нормативного акта, суд считает, что постановление об утверждении проекта планировки территории принято административным ответчиком в пределах предоставленных ему полномочий.
Нарушений порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта судом не установлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого постановления соблюдены требования вышеприведенных нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа местного самоуправления на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу.
Указанные обстоятельства административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспариваются.
Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В силу части 3 указанной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии, положение о характеристиках планируемого развития территории, положения об очередности планируемого развития территории.
На основании части 1 статьи 411 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
Пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Постановлением Госстроя России от 06 апреля 1998 года № 18-30 утверждена Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), которой установлены основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации.
Требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, установлены Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150 (далее - Инструкция).
В силу статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191- ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вышеназванные Инструкции применяются в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 3.2.1 Инструкции проект планировки разрабатывается в соответствии с установленными в генеральных планах городских и сельских поселений элементами планировочной структуры и градостроительными регламентами правил землепользования и застройки.
Как следует из пункта 5 статьи 3.2.1 Инструкции на схеме размещения проектируемой территории в структуре поселения показываются: границы проектируемой территории, зоны различного функционального назначения в соответствии с генеральным планом поселения, основные планировочные и транспортно-коммуникационные связи.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3.2.1 Инструкции на плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки.
На плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохранные участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения (пункт 7 статьи 3.2.1 Инструкции).
Таким образом, целью разработки документации по планировке территории является как выделение элементов существующей инфраструктуры, так и параметров планируемого развития планировочной инфраструктуры, в том числе линий, обозначающих планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи.
Тем самым действующее градостроительное законодательство Российской Федерации не содержит императивных требований о необходимости учитывать фактические границы земельных участков землепользователей при разработке и утверждении проектов планировки территорий.
Наложение красных линий в Проекте планировки территории на границы земельного участка, принадлежащего административному истцу, нахождение его в зоне красных линий не свидетельствует о незаконности их установления, поскольку установление красных линий в таких границах осуществлено в соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от ......, в пределах предоставленных исполнительному комитету муниципального образования ... полномочий, при отсутствии возможности иного установления границ красных линий в целях баланса публичных и частных интересов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Исполнительного комитета муниципального образования ... от ...... «Об утверждении проекта планировки территории «Посёлок офицеров» в части включения земельного участка с кадастровым номером ... в зону красных линий общего пользования и, частично, в зону существующей и планируемой индивидуальной жилой застройки не противоречит действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, является правильным.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Кроме того, суд полагает необходимым отдельно отметить, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером ... и жилой дом с кадастровым номером ..., расположенных по адресу: ..., возникло у ФИО2... и ... соответственно. Таким образом, административный истец, заключая договор купли-продажи названного земельного участка, при должной внимательности и осмотрительности, характерной для совершения сделок с недвижимостью, должен был со всей очевидностью осознавать правовые последствия установленных по данному земельному участку оспариваемым постановлением красных линий.
Вместе с тем, суд отмечает неопределенностьположений оспариваемого постановления Исполнительного комитета муниципального образования ... ввиду отсутствия в нем сведений об изъятии принадлежащего административному истцу земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Так, в соответствии с частью 12.4 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется при подготовке проектов планировки территории.
Оспариваемым постановлением Исполнительного комитета муниципального образования ..., принятым в целях обеспечения территории градостроительной документацией, утвержден проект планировки территории «Поселок офицеров», предусматривающий, помимо прочего, красные линии границ зоны благоустроенных территорий общего пользования (объекты муниципального значения) категории озеленения (скверы), часть которых проходит по земельному участку с кадастровым номером ....
С учетом изложенных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, отнесение указанного земельного участка к планируемым границам территории общего пользования свидетельствует о необходимости решения вопроса об изъятии такого земельного участка.
Между тем в нарушение приведенных норм федерального законодательства Проект планировки территории, утвержденный оспариваемым постановлением Исполнительного комитета муниципального образования ..., не содержит таких сведений.
Изъятие земельных участков для муниципальных нужд в соответствии со статьей 40 Устава муниципального образования ..., утвержденного решением Представительного органа муниципального образования ... от ......, относится к полномочиям Исполнительного комитета муниципального образования ....
Однако административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие, что оспариваемый проект планировки территории был согласован с органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие решений об изъятии земельных участков для муниципальных нужд в порядке, предусмотренном частью 12.4 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление Исполнительного комитета муниципального образования ... от ...... в той мере, в которой в указанном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером ... как территория общего пользования резервированию и (или) изъятию для муниципальных нужд, согласованному с органами местного самоуправления, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права и законные интересы административного истца.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся до принятия настоящего решения и на основании этого акта были реализованы права граждан, согласно пункту 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ...... «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» он должен быть признан недействующим в соответствующей части со дня вступления судебного акта в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО2 к Исполнительному комитету муниципального образования ... о признании недействующим в части постановления об утверждении проекта планировки территории удовлетворить частично.
Признать постановление Исполнительного комитета муниципального образования ...... от ... «Об утверждении проекта планировки территории «Поселок офицеров» недействующим в той мере, в которой в указанном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., как территория общего пользования, резервированию и (или) изъятию для муниципальных нужд, согласованному с органами местного самоуправления.
В остальной части административного иска отказать.
Решение суда по данном делу или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании «Сборник документов и правовых актов муниципального образования ...» Республики Татарстан и на официальном портале органов местного самоуправления ... (www.kzn.ru).
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани.
Судья Вахитовского
районного суда г. Казани /подпись/ С.Р. Каримов
Копия верна.
Судья С.Р. Каримов
Решение03.10.2022