ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6150/17 от 21.11.2017 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2А-6150/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2017 года г. Хабаровск

Центральный районный суд города Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Ким Ю.В.,

при секретаре Бубиной А.С.,

с участием: представителя административного истца прокурора отдела Тютюнникова В.Г., представителя административного ответчика министерства природных ресурсов Хабаровского края Ульяновой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении документов для внесения сведений в реестр о границах особо охраняемой природной территории, обязании направить документы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с административными исковыми заявлениями к министерству природных ресурсов Хабаровского края признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении документов для внесения сведений в реестр о границах особо охраняемой природной территории, обязании направить документы. В обоснование заявленных требований указав, что постановлением Правительства Хабаровского края от 11.07.2012 № 233-пр на территории Нанайского муниципального района создан памятник природы краевого значения «<данные изъяты>» площадью 2280 гектаров. Указанным постановлением утверждено положение и описание границ. Указанная особо охраняемая территория включена в перечень особо охраняемых природных территорий краевого значения. Согласно информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» сведения о границах данной особо охраняемой территории в ЕРГН не внесены. Невнесение указанных сведений является нарушением действующего законодательства. Прокуратурой края вынесено представление министру природных ресурсов. Согласно ответа природных ресурсов края разрабатывается график внесения сведений об особо охраняемых природных территориях. До настоящего времени вышеуказанные сведения в реестр не внесены, запланированы на период до <данные изъяты> года. Просит суд признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов Хабаровского края, выразившееся в ненаправлении в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемой природной территории памятник природы краевого значения «<данные изъяты>», обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ направить в орган государственного кадастрового учета документы для внесения сведений о границах особо охраняемой природной территории памятник природы краевого значения «<данные изъяты>».

В судебном заседании представитель административного истца прокурор отдела Тютюнников В.Г. заявленные исковые требования поддержал по основаниям изложенным в исковом заявлении. Просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика министерства природных ресурсов Хабаровского края Ульянова А.А. заявленные исковые требования не признала по основаниям изложенным в письменных возражениях на иск.

Из письменных возражений на иск следует, что административное исковое заявление не соответствует требованиям КАС РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 220 КАСРФ в административном исковом заявлении должны быть указаны: дата совершения оспариваемого бездействия, сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые по его мнению, нарушаются оспариваемым решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором – о правах, свободах и законных интересах иных лиц; сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган и вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому ж предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат рассмотрения. Памятник природы краевого значения «Тигровый дом» создан и функционирует постановлением Правительства Хабаровского края от 11.07.2012 № 233-пр «О памятниках природы краевого значения «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>». Сведения о площади и границы ООПТ краевого значения отражены в схеме территориального планирования Хабаровского края, также сведения об их местоположении отражены в Лесном плане Хабаровского края на <данные изъяты> годы, утвержденном Постановлением Губернатора Хабаровского края от 22.12.2008 № 175. Границы ООПТ краевого значения на местности обозначены специально установленными информационными знаками. Кроме того, сведения о границах и местоположении указанных в административном исковом заявлении ООПТ краевого значения размещены в федеральной информационной системе для предоставления гражданам земельных участков. Таким образом, доводы прокуратуры о том, что не внесение в государственный кадастр недвижимости сведений об ООПТ краевого значения создает условия нарушения их режима и функционирования, препятствует осуществлению контроля в области их охраны и использования не соответствуют фактическим обстоятельствам, связанным с обеспечением функционирования ООПТ. В обоснование административного искового заявления административный истец ссылается на п. 3 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». До ДД.ММ.ГГГГ требования по включению сведений о границах особо охраняемых природных территориях в ЕГРП действующим законодательством Российской Федерации не устанавливались. Вопрос о сроках внесения в ЕГРН сведений о границах особо охраняемых природных территорий, образованных до вступления в силу Федерального закона № 218-ФЗ. До вступления в силу Федерального закона № 218-ФЗ в Хабаровском крае создано 94 особо охраняемые природные территории краевого значения. Общая площадь указанных территорий составляет 3 343 307,82 Га. Границы указанных территорий установлены в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» путем описания географических объектов без определения в системе координат. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1532, утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в ЕГРН, в том числе сведений о границах особо охраняемых природных территорий. Пунктом 31 Правил установлено, что обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам, содержащим сведения о границах особо охраняемых природных территорий является карта (план) соответствующего объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О землеустройстве», лицом обладающим правом выполнения работ по землеустройству, в том числе кадастровым инженером. Министерством ДД.ММ.ГГГГ письменно обратилось в ООО «<данные изъяты>» и к ИП ФИО4 с просьбой рассчитать примерную стоимость работ по подготовке материалов для внесения в ЕГРН сведений для каждой особо охраняемой природной территории краевого значения. По информации ИП ФИО4 ориентировочная стоимость работ по подготовке карт (планов) особо охраняемых природных территорий краевого значения составила 13,5 млн. рублей. В ДД.ММ.ГГГГ года министерство обратилось в министерство финансов Хабаровского края за выделением дополнительных средств краевого бюджета на исполнение вновь возложенных полномочий. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ получен отказ, в связи с отсутствием источников финансирования. ДД.ММ.ГГГГ вновь обратилось в министерство финансов края по данному вопросу. Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ, предложенные министерством варианты по источнику финансирования работ для внесения сведений об особо охраняемых природных территориях краевого значения в Единый государственный реестр недвижимости потребуют внесения изменений в перечень краевых адресных инвестиционных проектов. ДД.ММ.ГГГГ данный вопрос был рассмотрен на совещании Губернатора Хабаровского края, по результатам которого министерству финансов края совместно с министерством было поручено рассмотреть возможность по увеличению расходов краевого бюджета на указанные цели. В этот же день министерство обратилось к руководителю управления Росреестра по Хабаровскому краю с просьбой представить информацию о наличии (отсутствии) порядка межведомственного взаимодействия по вопросам внесения сведений об ООПТ в ЕГРП, а также о параметрах картографической основы, используемой Росреестром для внесения соответствующих сведений. ДД.ММ.ГГГГ Росреестром было сообщено об особенностях составления и подачи документов. ДД.ММ.ГГГГ министерством финансов края сообщено о принятом решении об увеличении бюджетных ассигнований для составления карт (планов) объектов землеустройства. ДД.ММ.ГГГГг. в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд» и в связи с внесением изменений в Закон Хабаровского края «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» министерство разослало запросы о расчете единицы работы и общей цены контракта. Министерством заключено 9 контрактов на выполнение работ по внесению сведений о границах особо охраняемых природных территорий краевого значения, в том числе контракт на выполнение работ по внесению сведений о границах памятника краевого значения «<данные изъяты>» в Единый государственный реестр недвижимости. Таким образом, министерством предпринимались и предприняты все меры по реализации возложенных с ДД.ММ.ГГГГ полномочий по внесению сведений о границах ООПТ краевого значения в Единый государственный кадастр недвижимости. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулирует Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного Федерального закона особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).

Частью 1 статьи 10 указанного Федерального закона предусмотрено, что в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях: индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); описание местоположения границ таких зон и территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений или указания на положения нормативных правовых актов, на основании которых установлены зоны с особыми условиями использования территорий, в случае, если такими нормативными правовыми актами не предусмотрено принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территорий; реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий); реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны.

Пунктом 10 ч. 1 ст. 32 указанного Федерального закона предусмотрена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления по направлению в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 14.02.2009 N 49-пр утверждено Положение о министерстве природных ресурсов Хабаровского края, согласно которому министерство природных ресурсов Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, проводящим государственную политику Хабаровского края и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий управление в сфере изучения, использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в области обращения с отходами, организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, а также координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти края в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Хабаровского края.

Министерство осуществляет в пределах установленной компетенции переданные краю полномочия Российской Федерации в области водных, лесных отношений, государственной экологической экспертизы, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Министерство образовано в целях реализации полномочий края по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, управления и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, в целях развития горнодобывающей, лесной и рыбной отраслей промышленности, традиционных ресурсных и охотничьего промыслов, реализации государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - коренные малочисленные народы Севера), проживающих в крае.

При рассмотрении дела установлено, что постановлением Правительства Хабаровского края от 11.07.2012 № 233-пр «О памятниках природы краевого значения «Тигровый дом», «Анюй», «Оползневое озеро Амут», на территории Нанайского района создан памятник природы краевого значения «Тигровый дом», площадью 2280 гектаров. Указанным постановлением утверждено положение и описание границ памятника природы краевого значения «<данные изъяты>».

Указанная особо охраняемая природная территория включена в перечень особо охраняемых природных территорий краевого значения, размещенный на сайте министерства природных ресурсов Хабаровского края mpr.khabkrai.ru в соответствии с приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий».

В соответствии с ч. 1, ч. 6 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Одним из ограничений прав на землю являются особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных.

Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Согласно информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ сведения о границах указанных особо охраняемых природных территорий в Единый государственный реестр недвижимости не внесены.

Невнесение указанных сведений в Единый государственный реестр недвижимости нарушает требования законодательства об особо охраняемых природных территориях и земельного законодательства.

Невнесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах зон особо охраняемых природных территорий создает условия для нарушения режима и функционирования таких территорий, препятствует осуществлению контроля в области охраны и использования особо охраняемой природной территории.

Ненаправление в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.

Учитывая установленные обстоятельства, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению.

Доводы административного ответчика, заявленные в качестве возражений на исковые требования, не являются основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований. Требования прокурора заявлены законно и обосновано. Обязанность по направлению в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о границах особо охраняемых природных территорий государственных природных заказников краевого значения предусмотрена Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральным закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Земельным кодексом Российской Федерации.

В силу ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

На основании изложенного, а также учитывая, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации решение суда должно быть исполнимым, суд считает необходимым установить срок, в течение которого министерству природных ресурсов Хабаровского края должно быть исполнено решение суда, и считает возможным установить срок до 01.03.2018.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Хабаровского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов Хабаровского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении документов для внесения сведений в реестр о границах особо охраняемой природной территории, обязании направить документы удовлетворить.

Признать незаконным бездействие министерства природных ресурсов Хабаровского края, выразившееся в ненаправлении в орган государственного кадастрового учета документов для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемой природной территории памятник природы краевого значения «<данные изъяты>»

Обязать министерство природных ресурсов Хабаровского края в срок до 01.03.2018 направить в орган государственного кадастрового учета документы для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемой природной территории памятник природы краевого значения «<данные изъяты>».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Судья Ю.В. Ким

Мотивированное решение изготовлено 22.11.2017.