ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-615/19 от 20.09.2019 Анивского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-615/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2019 года г. Анива Сахалинской области

Анивский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего: судьи Невидимовой Н.Д.

при секретаре Мишиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Анивского района в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к разработке и изданию в установленном порядке муниципального правового акта, регулирующего полномочия органов местного самоуправления Анивского городского округа по согласованию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, возложении обязанности принять меры к разработке и изданию в установленном порядке муниципального правового акта, регулирующего полномочия органов местного самоуправления Анивского городского округа по согласованию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения,

у с т а н о в и л:

22 августа 2019 года прокурор Анивского района обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой района на основании решения о проведении проверки от 08 апреля 2019 года проведена проверка исполнения законодательства в сфере ТЭК за период 2018 год – 5 месяцев 2019 года в администрации муниципального образования «Анивский городской округ», по результатам которой установлены нарушения федерального законодательства.

В нарушение пункта 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», части 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ администрацией Анивского городского округа порядок согласования инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, не разработан и не утвержден.

20 мая 2019 года по данному факту прокурором в адрес мэра Анивского городского округа внесено представление об устранении нарушений федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О теплоснабжении».

Согласно ответу администрации Анивского городского округа от 26 июля 2019 года , разработка нормативного правового акта по согласованию инвестиционных программ организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения, не ведется в связи с отсутствием прецедента для проведения вышеуказанных мероприятий, данный нормативный правовой акт будет разработан при необходимости.

Позиция администрации Анивского городского округа не отвечает общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения, установленным статьей 3 Федерального закона № 190-ФЗ, а, следовательно, противоречит государственной политике в сфере теплоснабжения, что недопустимо.

Изложив указанные в заявлении обстоятельства, прокурор Анивского района просит:

- признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Анивский городской округ», выразившееся в непринятии мер к разработке и изданию в установленном порядке муниципального правового акта, регулирующего полномочия органов местного самоуправления Анивского городского округа по согласованию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике;

- обязать администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» принять меры к разработке и изданию в установленном порядке муниципального правового акта, регулирующего полномочия органов местного самоуправления Анивского городского округа по согласованию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

В судебном заседании представитель административного истца прокуратуры Анивского района – помощник прокурора Анивского района Чайкин Т.В. настаивал на административных исковых требованиях по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Анивский городской округ» Гришаева Н.В., действующая по доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении требований прокурора Анивского района отказать.

Из пояснений представителя Гришаевой Н.В. следует, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4 Закона о теплоснабжении утверждение правил согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ является прямым полномочием Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Применительно к предмету спора полномочием органов местного самоуправления является лишь согласование таких инвестиционных программ. Порядок, упомянутый в пункте 4 части 1 статьи 4 Закона о теплоснабжении, утверждение Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 года № 410, которым подробно и конкретно определены права и обязанности органов местного самоуправления. Правовой неопределенности в полномочиях органов местного самоуправления по согласованию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, не имеется.

Ни Закон об общих принципах организации местного самоуправления, ни Закон о теплоснабжении, ни Постановление не делегируют органам местного самоуправления полномочия по принятию соответствующих нормативных правовых актов на местном уровне, поручения или рекомендации органам местного самоуправления о принятии местных актов также не даны.

По мнению представителя административного ответчика, разработка и утверждение администрацией муниципального образования «Анивский городской округ» нормативно-правового акта, регулирующего полномочия органов местного самоуправления по согласованию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, выходит за рамки полномочий, предоставленных органам местного самоуправления действующим законодательством.

Выслушав представителя административного истца Чайкина Т.В., представителя административного ответчика Гришаеву Н.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 2, 4, 6, 7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются:

- обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов;

- обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами;

- развитие систем централизованного теплоснабжения;

- обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала;

- обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.

Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что государственная политика в сфере теплоснабжения направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, установленных настоящей статьей.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 6 Федерального закона «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 года № 410 утвержден Порядок согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)».

Пунктами 25, 26 указанного Порядка установлены полномочия органов местного самоуправления по рассмотрению и согласованию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер (статья 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Пунктом 4 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Анивский городской округ», принятого Решением Собрания Анивского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования «Анивский городской округ» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения относятся полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Анивского района на основании задания прокуратуры Сахалинской области от 01 марта 2019 года в период с 22 апреля 2019 года по 20 мая 2019 года проведена проверка исполнения законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса администрацией муниципального образования «Анивский городской округ».

В ходе проведения проверки установлено, что администрацией муниципального образования «Анивский городской округ» в нарушение пункта 7 части 1 статьи 6 Федерального закона «О теплоснабжении» порядок согласования инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, не разработан и не утвержден.

20 мая 2019 года прокуратурой Анивского района в адрес мэра Анивского городского округа Лазарева А.А. направлено представление об устранении нарушений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О теплоснабжении».

Представление прокуратуры Анивского района администрацией муниципального образования «Анивский городской округ» признано обоснованным (информация от 05 июля 2019 года).

В ходе судебного разбирательства установлено, что до настоящего времени администрацией муниципального образования «Анивский городской округ» муниципальный правовой акт, регулирующий порядок согласования инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, не разработан.

Учитывая, что Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена обязательность принятия муниципального правового акта по вопросам местного значения, принимая во внимание, что Федеральным законом «О теплоснабжении» на органы местного самоуправления возложена обязанность по согласованию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, суд приходит к выводу об обоснованности административных исковых требований прокурора Анивского района и полагает необходимым возложить на администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» обязанность принять меры к разработке и изданию в установленном порядке муниципального правового акта, регулирующего полномочия органов местного самоуправления Анивского городского округа по согласованию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

Учитывая, что с момента внесения прокурором Анивского района представления об устранении нарушений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О теплоснабжении» от 20 мая 2019 года до настоящего времени администрацией муниципального образования «Анивский городской округ» муниципальный правовой акт, регулирующий полномочия органов местного самоуправления Анивского городского округа по согласованию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, не принят, суд приходит к выводу о наличии бездействия, выразившегося в непринятии мер к разработке и изданию указанного муниципального правового акта, со стороны администрации муниципального образования «Анивский городской округ.

Бездействие администрации муниципального образования «Анивский городской округ» по принятию мер к разработке и изданию муниципального правового акта, регулирующего полномочия органов местного самоуправления Анивского городского округа по согласованию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, приводит к ограничению в реализации задач в сфере теплоснабжения, в связи с чем указанное бездействие административного ответчика суд признает незаконным.

В силу положений статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом принципа разумности, суд считает необходимым установить срок – 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу, в течение которого административный ответчик обязан принять меры к разработке и изданию муниципального правового акта.

Руководствуясь статьями 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора Анивского района в интересах Российской Федерации удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Анивский городской округ», выразившееся в непринятии мер к разработке и изданию в установленном порядке муниципального правового акта, регулирующего полномочия органов местного самоуправления Анивского городского округа по согласованию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

Обязать администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» принять меры к разработке и изданию в установленном порядке муниципального правового акта, регулирующего полномочия органов местного самоуправления Анивского городского округа по согласованию инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 25 сентября 2019 года.

Председательствующий: судья Н.Д. Невидимова