Дело № 2а-6168/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2019 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при секретаре Щербаковой С.О.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя заинтересованного лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю ФИО3, УФССП России по Камчатскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов-исполнителей по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю ФИО3, УФССП России по Камчатскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №. В обоснование иска указано на то, что решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 08 августа 2017 года по делу № 2а-7082/2017, вступившим в законную силу 15 сентября 2017 года, на ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» возложена обязанность организовать выполнение работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – зданию военного комиссариата Камчатского края, расположенному по адресу: <адрес>. 15 апреля 2019 года судебным приставом-исполнителем ФИО3 на основании исполнительного листа №, выданного Петропавловск-Камчатским городским судом по делу № 2а-7082/2017, вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №. 02 июля 2019 года судебный пристав-исполнитель ФИО4, установив, что требования исполнительного документа выполнены в полном объеме, вынесла постановление об окончании исполнительного производства № 31 июля 2019 года начальник отдела – старший судебный пристав ФИО5 постановление об окончании исполнительного производства отменил, исполнительное производство возобновил. 19 августа 2019 года судебным приставом-исполнителем ФИО3 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Указанное постановление поступило в ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» 10 сентября 2019 года. Учреждение не согласно с постановлением, поскольку основания для взыскания исполнительского сбора отсутствуют. Во исполнение решения Петропавловск-Камчатского городского суда ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» установлена кнопка вызова оперативного дежурного для последующего беспрепятственного доступа инвалидов в здание ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края», в здании работает оперативный дежурный, у которого имеется инструкция по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, видеонаблюдение за территорией и входом в здание. Также на здании установлены соответствующие значки (таблички, кнопка вызова). Оборудование пандусом административного здания требует переоборудования и капитального ремонта входной зоны, что повлечет большие материальные затраты. Самостоятельно устранить выявленные нарушения в здании военного комиссариата г.Петропавловска-Камчатского не представляется возможным ввиду отсутствия денежных средств для заключения государственных контрактов. В адрес начальника штаба материально-технического обеспечения ВВО, начальника ЖКС №3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ТОФ) неоднократно направлялись заявки на проведение комплекса работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание военного комиссариата г.Петропавловска-Камчатского. Приказом МО РФ от 02 марта 2017 года № 155 создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, основной целью деятельности которого определено содержание объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ. Приказом МО РФ от 30 декабря 2017 года № 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии с которым оказание услуг по техническому обслуживанию и предоставлению коммунальных услуг зданий военного комиссариата г.Петропавловска-Камчатского возложено на филиал ФГБУ «ЦЖКУ» по Тихоокеанскому флоту ЖКС №3. В соответствии с Руководством, текущий ремонт зданий и сооружений МО РФ, независимо от стоимости, осуществляется по титульным спискам. Целесообразность, необходимость и законность проведения капитального строительства, реконструкции (капитального ремонта) зданий, текущего ремонта сооружений и объектов МО РФ предварительно согласовывается с Региональным управлением заказчика капитального строительства Министерства обороны военного округа, с территориальным управлением имущественных отношений и с ОСК военного округа. Объекты недвижимости включаются в план (титульные списки) текущего ремонта Департамента государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны только после положительного решения Министра обороны по представлению Генерального штаба ВС РФ, главных командований видов, командований родов и других центральных органов военного управления. Включению здания в титульный список предшествует проверка его технического состояния, определение компетентными лицами объема работ и предложение о включении в план ремонта, составление дефектного акта, локального сметного расчета, заявки для включения в план ремонта. На 2019 года здание военного комиссариата г.Петропавловска-Камчатского в план проведения текущего ремонта не включено. Заявки на проведение текущего ремонта на следующий год будут подаваться в октябре 2019 года после проведения актов осеннего осмотра.
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Камчатскому краю.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» ФИО1 иск поддержала по доводам, в нем изложенным. Дополнительно пояснила, что ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» были предприняты все возможные меры, направленные на исполнение решения суда. Так как своих денежных средств у ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» не имеется, были направлены заявки на выделение денежных средств, но до настоящего времени они не выделены. По результатам осеннего осмотра будут подписаны акты и составлены заявки.
Представитель заинтересованного лица военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона по доверенности ФИО2 иск полагал не подлежащим удовлетворению, пояснил, что решение суда до настоящего времени не исполнено, в связи с чем судебным приставом-исполнителем законно и обосновано с ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» был взыскан исполнительский сбор.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов-исполнителей по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю ФИО3, УФССП России по Камчатскому краю о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы настоящего дела, материалы административного дела № 2а-7082/2017, исполнительного производства №, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем 19 августа 2019 года, с настоящим административным исковым заявлением ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» обратился в суд 20 сентября 2019 года. Таким образом, срок, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не пропущен.
Согласно частям 8, 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Так, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении установленного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (части 2 и 3).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).
Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушение обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что иные лица (не относящиеся к субъектам предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Таким образом, для применения такой меры ответственности как взыскание исполнительского сбора должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Как установлено в судебном заседании, решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края по делу № 2а-7082/2017 от 08 августа 2017 года удовлетворен иск военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона. Постановлено: признать незаконным бездействие ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края», выраженного в необеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к учреждению ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края»; обязать ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» в срок до 08 августа 2018 года организовать выполнение работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – зданию военного комиссариата Камчатского края, расположенному по адресу: <адрес>, а именно: оборудовать вход пандусом и поручнями, наружными вызывными устройствами или средствами связи с персоналом, привести порог в дверном проеме входа в здание в соответствии с требованиями нормативных документов, установить знак, указывающий на доступность здания для инвалидов и МНГ, а также навес и водоотвод на входной площадке.
Решение вступило в законную силу 14 сентября 2017 года, 1 апреля 2019 года в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю поступил исполнительный лист № по делу № 2а-7082/2017.
15 апреля 2019 года судебным приставом-исполнителем ФИО3 на основании исполнительного листа серии № вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства. Копия указанного постановления получена административным истцом 17 июня 2019 года.
02 июля 2019 года судебным приставом-исполнителем ФИО4 на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вынесено постановление об окончании исполнительного производства № № в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
29 июля 2019 года в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю поступило обращение военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона, в котором указано на то, что в ходе осмотра 23 июля 2019 года здания военного комиссариата г.Петропавловска-Камчатского, было выявлено, что требования исполнительного листа №, выданного Петропавловск-Камчатским городским судом Камчатского края по делу № 2а-7082/2017, в полном объеме не исполнены.
31 июля 2019 года начальником отдела – страшим судебным приставом ФИО5 вынесено постановление об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству.
19 августа 2019 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов-исполнителей по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю ФИО3 вынесено постановление № о взыскании с ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Как следует из материалов исполнительного производства № после взыскания исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем в адрес ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» направлялось требование с установлением нового срока исполнения решения суда – до 11.09.2019. При этом до настоящего времени решение суда в полном объеме не исполнено, на 2019 год здание ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» в план проведения текущего ремонта не включен. Заявки на проведение текущего ремонта на следующий год не поданы.
Предпринимаемые заявителем меры, направленные на исполнение решения суда, в том числе подача заявок на выделение денежных средств, являлись предметом оценки Петропавловск-Камчатского городского суда при разрешении ходатайства ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, при этом они не были признаны уважительными причинами длительного неисполнения решения суда и в предоставлении отсрочки заявителю было оказано, определение Петропавловск-Камчатского суда от 01 июля 2019 года вступило в законную силу 23 июля 2019 года.
Доводы заявителя о том, что основания для взыскания исполнительского сбора отсутствуют, поскольку решение Петропавловск-Камчатского городского суда ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» исполнено, а именно установлена кнопка вызова оперативного дежурного, у дежурного имеется инструкция по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание, видеонаблюдение, установлены соответствующие знаки, подлежат отклонению.
Проведение перечисленных работ не свидетельствует об исполнении решения Петропавловск-Камчатского городского суда в полном объеме.
Указанное обстоятельство также было установлено при рассмотрении административного дела № 2а-5815/2019 по иску ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» к начальнику отдела - старшему судебному приставу Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю ФИО6 и УФССП России по Камчатскому краю об оспаривании постановления от 31 июля 2019 года об отмене постановления об окончании и возобновлении исполнительных действий по исполнительному производству №. В удовлетворении административного иска заявителю отказано.
С учетом изложенного, доказательств, принятия заявителем всех необходимых мер, направленных на своевременное исполнение исполнительного документа, суду не представлено, равно как и не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями. Недостаточность финансирования не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявления ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Камчатскому краю ФИО3, УФССП России по Камчатскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-№ оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Ю.Н.Степанова
Мотивированное решение составлено 24 октября 2019 года
УИД: 41RS0001-01-2019-012132-18