Дело № 2а-712/2024 (№ 2а-6176/2023)
(УИД 36RS0004-01-2023-008641-45)
Стр. 3.020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Воронеж 25 января 2024 года
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Козьяковой М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сенчаковой Н.В.,
с участием представителя административных истцов Берга О.В.,
представителя административного ответчика Ливандовской А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Берга Дмитрия Олеговича и общества с ограниченной ответственностью «Дело-Плюс» к министерству лесного хозяйства Воронежской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании действий (бездействия), решения незаконными,
установил:
в адрес суда поступило административное исковое заявление, в котором Берг Д.О. и директор ООО «Дело-Плюс» Берг О.В. просят признать незаконными требование подписать проект договора аренды лесного участка с нарушением срока направления проекта, а также решение о включении ООО «Дело-Плюс» и его директора Берга О.В. в реестр недобросовестных лесопользователей.
В обоснование заявленных требований, со ссылкой на положения ст.ст. 429, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 98.1 Лесного кодекса Российской Федерации, указывают, что между административными истцами заключен договор комиссии. 27.07.2023 управление лесного хозяйства Воронежской области направило проект договора аренды лесного участка ООО «Дело-Плюс» как лицу, сделавшему предпоследнее предложение о цене предмета торгов, состоявшихся 24.05.2023. Административный истец отказался подписать договор аренды, в результате чего ООО «Дело-Плюс» было внесено в реестр недобросовестных лесопользователей. Однако обязательство по заключению договора аренды, предусмотренное протоколом о результатах торгов, прекращается, если организатор торгов не направляет ему предложение о заключении договора в установленный законом срок (в данном случае в течение 40 дней). Оспариваемые действия административного ответчика нарушают право административных истцов на отказ от заключения договора аренды в соответствии с законом (л.д. 3-4).
Определением от 22.11.2023 указанное административное исковое заявление оставлено без движения (л.д. 2).
08.12.2023 административный иск принят к производству суда и по нему возбуждено административное дело (л.д. 28-29).
Определением суда, занесенным в протокол предварительного судебного заседания от 27.12.2023, уточнено наименование административного ответчика – министерство лесного хозяйства Воронежской области (л.д. 108-109).
В судебное заседание административный истец Берг Д.О., представитель административного ответчика – Федерального агентства лесного хозяйства не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке (л.д. 118, 121), о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались.
Учитывая изложенное, суд в силу ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в судебном заседании в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В настоящем судебном заседании Берг О.В. как директор ООО «Дело-Плюс» и представитель административного истца Берга Д.О. по доверенности поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске и отзыве на возражения (л.д. 111-112); представитель административного ответчика – министерства лесного хозяйства Воронежской области по доверенности Ливандовская А.М. возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 75-79).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 80 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) аукцион на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений проводится в электронной форме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 79 ЛК РФ победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену предмета аукциона.
В случае, если победитель аукциона уклонился от заключения договора аренды лесного участка либо договора купли-продажи лесных насаждений, соответствующий договор подлежит заключению с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона (ч. 9 ст. 79 ЛК РФ).
Частью 12 ст. 79 ЛК РФ установлено, что сведения о лицах, уклонившихся от заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, договора купли-продажи лесных насаждений, если право на заключение соответствующего договора являлось предметом аукциона, включаются в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.
В силу ч. 4.1 ст. 98.1 ЛК РФ, в случае уклонения от заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заключения договора купли-продажи лесных насаждений орган государственной власти, орган местного самоуправления, действующие в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, в течение трех рабочих дней с даты истечения срока, указанного в части 11 статьи 79, части 14 статьи 80.2 настоящего Кодекса, направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 98.1 ЛК РФ ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В реестр включается, в том числе, информация о лицах, которые уклонились от заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заключения договора купли-продажи лесных насаждений (ч. 2 ст. 98.1 ЛК РФ).
Согласно п. 5.4.34 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.
Частью 1 ст. 219 КАС РФ определено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административные истцы обратились в суд с настоящим административным иском 17.11.2023 (л.д. 14-15), в то время как о последствиях направления требования в виде включения в реестр недобросовестных лесопользователей им стало известно 06.09.2023 (дата внесения в реестр).
Следовательно, административное исковое заявление подано административными истцами в пределах трехмесячного срока с момента, когда им стало известно о нарушении их прав оспариваемыми действиями.
Как следует из материалов административного дела, между Бергом Д.О. и ООО «Дело-Плюс» заключен договор комиссии от 01.04.2023, согласно которому ООО «Дело-Плюс» за счет и в интересах Берга Д.О. участвует в торгах по продаже права аренды лесного участка с кадастровым номером №, заключает договоры аренды, осуществляет строительство, выкупает лесные участки (л.д. 9).
23.05.2023 на основании приказа управления лесного хозяйства Воронежской области от 20.04.2023 № проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключения договора аренды лесного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно протоколу об итогах торгов аукцион признан состоявшимся, победителем торгов объявлен ИП Лопатин С.С., предложивший наибольшую цену (л.д. 95-97).
По итогам аукциона победитель уклонился от подписания договора аренды, в связи с чем проект договора аренды земельного участка 27.07.2023 направлен на подписание ООО «Дело-Плюс» как участнику аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона (л.д. 98).
Письмом от 16.08.2023 № 418-поо директор ООО «Дело-Плюс» Берг О.В. сообщил управлению лесного хозяйства Воронежской области о том, что общество утратило интерес к заключении договора, в связи с чем подписывать его не будет (л.д. 100).
Управление лесного хозяйства Воронежской области письмом от 25.08.2023 № 64-11/5452 предоставило Федеральному агентству лесного хозяйства информацию о том, что в соответствии с ч. 9 ст. 78 ЛК РФ направило ООО «Дело-Плюс» проект договора аренды лесного участка, однако ООО «Дело-Плюс» отказалось от подписания договора в связи с утратой интереса, в связи с чем управление направляет данную информацию для принятия решения о включении указанного юридического лица в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений (л.д. 101-102).
На основании обращения управления лесного хозяйства Воронежской области 06.09.2023 Федеральное агентство лесного хозяйства внесло в реестр недобросовестных лесопользователей сведения об ООО «Дело-Плюс» (л.д. 106).
Оценивая исследованные в настоящем судебном заседании доказательства, суд исходит из следующего.
В извещении о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка указано, что с победителем аукциона в электронной форме договор аренды лесного участка заключается не ранее, чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте торгов; в случае, если аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что подана только одна заявка на участие в аукционе или в аукционе участвовали менее чем два участника, заявитель, подавший единственную заявку на участие в аукционе, или единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, а управление лесного хозяйства Воронежской области не вправе отказаться от заключения с одним из указанных лиц соответствующего договора по начальной цене предмета аукциона.
Указанная информация является существенной, а условие об обязанности участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, в части сроков заключения договора не может быть отличным от условия заключения договора, которое устанавливается аукционной документацией для победителя аукциона.
Положения п. 12 ч. 15 ст. 78 ЛК РФ не предусматривает, что срок заключения договора устанавливается только для победителя аукциона, следовательно, организатор аукциона обязан предусмотреть сроки, в течение которых должен быть заключен договор не только с победителем, но и другими лицами, которым в силу закона может поступить соответствующее предложение.
При отсутствии таких сроков в извещении применению подлежит максимально установленный срок для победителя (20 дней).
В рассматриваемом случае аукцион проведен 23.05.2023, информация о его результатах размещена на официальном сайте торгов 24.05.2023.
Таким образом, управление лесного хозяйства Воронежской области и победитель аукциона должны были заключить договор аренды лесного участка не позднее 13.06.2023, следовательно, последним днем для заключения договора с ООО «Дело-Плюс» являлось 03.07.2023 (13.06.2023 + 20 дней), тогда как предложение о заключении договора аренды лестного участка направлено в адрес административного истца лишь 27.07.2023.
При таких обстоятельствах у ООО «Дело-Плюс» имелись законные основания отказаться от заключения договора аренды лесного участка.
Довод управления лесного хозяйства Воронежской области о том, что договор аренды лесного участка подлежит заключению в течение года с момента составления протокола об итогах аукциона, суд находит несостоятельным и основанными на неверном толковании норм действующего законодательства. Так, п. 12 ч. 15 ст. 78 ЛК РФ на организатора аукциона возложена обязанность устанавливать срок, в течение которого по результатам аукциона должен быть заключен договор аренды лесного участка, при этом ч. 4.1 ст. 98.1 ЛК РФ связывает срок направления уполномоченным органом сведений в отношении участника, уклонившегося от заключения договора, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра, со сроком, по истечении которого лицо считается уклонившимся от заключения договора аренды лесного участка.
В рассматриваемом случае предложение о заключении договора аренды лесного участка было направлено ООО «Дело-Плюс» после истечение 20-дневного срока с момента уклонения победителя аукциона от заключения договора.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных лесопользователей является специальной мерой ответственности и представляет собой санкцию за недобросовестное поведение, рассмотрение вопроса о признании участника аукциона подлежащим внесению в реестр не ограничено лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм закона или договора, а сопряжено с установлением обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности участника аукциона. Однако доказательств наличии признаков недобросовестности в действиях ООО «Дело-Плюс» суду не представлено.
Учитывая изложенные обстоятельства, оснований для включения сведений об ООО «Дело-Плюс» в реестр недобросовестных лесопользователей в настоящем случае не имелось.
Поскольку предложение о заключении договора аренды лесного участка направлено в адрес ООО «Дело-Плюс» в нарушение установленного порядка, суд приходит к выводу, что действия управления лесного хозяйства Воронежской области по направлению такого предложения и решение Федерального агентства лесного хозяйства о включении информации об ООО «Дело-Плюс» в реестр недобросовестных лесопользователей являются незаконными.
В то же время доказательств включения Берга О.В. как директора ООО «Дело-Плюс» в реестр недобросовестных лесопользователей в материалы дела не представлено, в связи с чем оснований для удовлетворения административных исковых требований в части признания незаконным решения о включении директора ООО «Дело-Плюс» в реестр недобросовестных лесопользователей не имеется.
Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Судом установлено нарушение прав и законных интересов ООО «Дело-Плюс» незаконными действиями министерства лесного хозяйства Воронежской области, выразившимися в направлении ООО «Дело-Плюс» требования о подписании проекта договора аренды лесного участка с нарушением установленного законом срока, а также незаконным решением Федерального агентства лесного хозяйства о включении ООО «Дело-Плюс» в реестр недобросовестных лесопользователей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования ООО «Дело-Плюс» подлежат удовлетворению.
При этом в целях устранения нарушения прав и законных интересов административного истца суд полагает необходимым возложить на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанность исключить сведения об ООО «Дело-Плюс» из реестра недобросовестных лесопользователей.
В то же время суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований Берга Д.О., поскольку в ходе рассмотрения дела судом не установлено нарушение его прав, свобод и законных интересов оспариваемыми действиями и решением, с учетом того, что каких-либо прав в отношении лесного участка Берг Д.О. не имеет, участником аукциона на право заключения договора аренды лесного участка не являлся, сведения о нем в реестр недобросовестных лесопользователей не вносились.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
признать незаконными действия министерства лесного хозяйства Воронежской области, выразившиеся в направлении обществу с ограниченной ответственностью «Дело-Плюс» требования о подписании проекта договора аренды лесного участка с нарушением установленного законом срока.
Признать незаконным решение Федерального агентства лесного хозяйства о включении в реестр недобросовестных лесопользователей общества с ограниченной ответственностью «Дело-Плюс».
Возложить на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанность исключить сведения об обществе с ограниченной ответственностью «Дело-Плюс» из реестра недобросовестных лесопользователей.
О результатах исполнения решения суда сообщить административному истцу – обществу с ограниченной ответственностью «Дело-Плюс» и в суд не позднее одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административного искового заявления Берга Дмитрия Олеговича к министерству лесного хозяйства Воронежской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании действий (бездействия), решения незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 08.02.2024.
Судья М.Ю. Козьякова