ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-617/18 от 12.10.2018 Караидельского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело №2а-617/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2018 года с. Караидель

Караидельский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фахретдиновой Е.Н., при секретаре Хусаеновой Ф.Р., с участием административного истца помощника прокурора Караидельского района Шайдуллиной В.В., представителя административного ответчика – Совета муниципального района Караидельский район РБ С1, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокуратуры Караидельского района Республики Башкортостан к Совету муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан о признании решения незаконным и возложении обязанности принять решение об ответственности депутата муниципального района РБ С. в соответствии с законодательством о противодействии коррупции,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Караидельского района РБ в интересах Российской Федерации, муниципального образования – муниципального района Караидельский район РБ обратилась в суд с административным исковым заявлением к Совету муниципального района Караидельский район РБ, в котором просит признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и отменить его; обязать ответчика принять решение об ответственности депутата Совета муниципального района Караидельский район РБ С. в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч.ч. 7.1, 10.1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; установить, что административный ответчик должен исполнить решение суда по настоящему иску незамедлительно на внеочередном заседании после вступления решения в законную силу.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Караидельского района в ходе надзорной деятельности в Совете муниципального района Караидельский район РБ вскрыты грубейшие нарушения законодательства о противодействии коррупции, связанные с несоблюдением депутатом муниципального образования С. установленных законом ограничений и обязанностей, игнорированием требований антикоррупционного законодательства, влекущих досрочное прекращение полномочий.

Проведенной проверкой установлено, что С. является депутатом избирательного округа Совета муниципального района Караидельский район РБ с ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, распоряжением главы администрации муниципального района Караидельский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ-к на должность <данные изъяты>, являющегося муниципальным учреждением администрации района, назначен С., и с ним заключен трудовой контракт от ДД.ММ.ГГГГ.

Распоряжением главы администрации муниципального района Караидельский район РБ от ДД.ММ.ГГГГС. как <данные изъяты> поощрен денежным вознаграждением в размере одного месячного фонда оплаты труда за хорошую организацию праздника «Шежере байрамы – 2017».

Аналогичные распоряжения о поощрении С. как <данные изъяты> издавались главой администрации муниципального района Караидельский район РБ ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.ч. 5, 5.1 ст. 36 ФЗ глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Таким образом, в нарушение требований ст. 11 ФЗ С. о возникшем конфликте интересов, выразившемся в личной заинтересованности при получении доходов в виде денежных средств от подконтрольного ему как депутату Совета муниципального района главы администрации муниципального района, не уведомил Совет муниципального района, каких-либо мер по предотвращению конфликта интересов не принято.

По выявленным нарушениям прокуратурой района в адрес Совета муниципального района Караидельский район ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции с требованием решить вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата С. за допущенные нарушения закона, неисполнение ограничений и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, которое было рассмотрено и ДД.ММ.ГГГГ принято решение, согласно которому полномочия депутата С. досрочно не прекращены, между тем факт нарушения им требований закона нашел свое подтверждение.

Таким образом, представительный орган местного самоуправления, достоверно зная о внесенном прокуратурой района представлении и нарушениях в действиях (бездействии) С. антикоррупционного законодательства, влекущих досрочное прекращение его полномочий, принял незаконное решение, чем были нарушены основные принципы антикоррупционной политики, в результате чего С. избежал предусмотренных законодательством мер юридической ответственности.

Следовательно, решение Совета муниципального района Караидельский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ является необоснованным и незаконным, противоречит государственной антикоррупционной политике.

В судебном заседании административный истец помощник прокурора Шайдуллина В.В. с учетом уточнения административный иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше.

Представитель ответчика Совета муниципального района Караидельский район РБ С1 в удовлетворении исковых требований просила отказать, ссылаясь на то, что в связи с внесением прокуратурой района представления о выявленных нарушениях требований законодательства РФ о противодействии коррупции депутатом Совета муниципального района С. была проведена служебная проверка, по результатам которой Совет муниципального района Караидельский район РБ пришел к выводу, что неуведомление С. председателя Совета о получении денежного вознаграждения по распоряжению главы администрации муниципального района Караидельский район РБ может быть расценено как малозначительный проступок, т.к. выявленные нарушения не повлекли за собой общественно-опасных последствий, совершены неумышленно, а основные нормы антикоррупционного законодательства в Совете муниципального района им соблюдаются.

Заинтересованное лицо С., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причины неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела, возражения по иску не представил.

С учетом положений ч. 2 ст. 152 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, причины неявки считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении его процессуальных прав.

Выслушав стороны, свидетеля А., изучив в совокупности материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

При реализации этих полномочий прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (ст. 22).

Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Согласно требованиям ч. 4.1 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 1, 2 ст. 10 ФЗ-273).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо из числа, указанных выше, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Оно обязано уведомить о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 10.1 ст. 40 вышеуказанного закона полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

Решением Совета муниципального района Караидельский район от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке сообщения депутатами Совета муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Согласно п. 2 Положения депутаты обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции сообщать о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, С. является депутатом Совета муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан четвертого созыва, избранным ДД.ММ.ГГГГ по избирательному округу .

Он же назначен на должность <данные изъяты> распоряжением главы администрации МР Караидельский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ-к.

Распоряжением главы администрации муниципального района Караидельский район РБ от ДД.ММ.ГГГГС. как <данные изъяты> поощрен денежным вознаграждением в размере одного месячного фонда оплаты труда за хорошую организацию праздника «Шежере байрамы – 2017».

Аналогичные распоряжения о поощрении С. как <данные изъяты> издавались главой администрации муниципального района Караидельский район РБ ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Прокуратурой Караидельского района РБ в Совете муниципального района Караидельский район РБ была проведена проверка о соблюдении законодательства о противодействии коррупции, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ в Совет муниципального районо было внесено представление об устранении нарушений, которые состояли в том, что С. о возникшем конфликте интересов, выразившемся в личной заинтересованности при получении доходов в виде денежных средств от подконтрольного ему как депутату Совета муниципального района главы администрации муниципального района, не уведомил, каких-либо мер по предотвращению конфликта интересов не принял, а также о досрочном лишении С. статуса депутата Совета муниципального района.

Распоряжением Совета муниципального района Караидельский район от ДД.ММ.ГГГГ было назначено проведение служебной проверки в отношении депутата Совета муниципального района, <данные изъяты> администрации муниципального района Караидельский район РБ С. по соблюдению им требований по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Совета муниципального района Караидельский район РБ, а также по урегулированию конфликта интересов ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев представление прокурора, признала, что С. не соблюдались требования об урегулировании конфликта интересов, и рекомендовала вынести рассмотрение представления на заседание Совета муниципального района.

Решением Совета муниципального района Караидельский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ представление прокурора принято к сведению, полномочия депутата Совета муниципального района Караидельский район РБ четвертого созыва по одномандатному избирательному округу С. не прекращены.

ДД.ММ.ГГГГС. с должности <данные изъяты> администрации муниципального района Караидельский район РБ уволен в порядке перевода в <данные изъяты>.

Свидетель А. показал, что он как секретарь Совета муниципального района Караидельский район организовывал работу депутатов. С. был избран депутатом населением прямым голосованием, как депутат он ведет активную работу, является членом президиума районного Совета, председателем комиссии по социальной, гуманитарной направленности. С., являясь депутатом районного Совета и будучи <данные изъяты>, получил премию за подписью главы администрации, о данном конфликте интересов он соответствующую комиссию не уведомил. На заседании Совета факт нарушения С. антикоррупционного законодательства признали, но посчитали его незначительным.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Полномочия представительного органа регламентированы ст. 35 вышеназванного закона, а также определяются уставом муниципального образования.

Согласно Уставу муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан структуру органов местного самоуправления муниципального района составляют: представительный орган – Совет, глава муниципального района – председатель Совета, администрация муниципального района – администрация.

Глава администрации подконтролен и подотчетен Совету.

Депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Таким образом, в нарушение требований ст. 11 ФЗ С. о возникшем конфликте интересов, выразившемся в личной заинтересованности при получении доходов в виде денежных средств от подконтрольного ему как депутату Совета муниципального района главы администрации муниципального района Совет муниципального района, не уведомил, каких-либо мер по предотвращению конфликта интересов не принял.

В связи с чем, прокуратурой Караидельского района РБ в адрес Совета муниципального района Караидельский район РБ было внесено представление об устранении нарушений законодательства, но полномочия депутата С. не были прекращены, при этом факт нарушения С. антикоррупционного законодательства нашел на заседании комиссии свое подтверждение.

Между тем, представительный орган местного самоуправления, достоверно зная о внесенном прокуратурой района представлении и нарушениях С. антикоррупционного законодательства, влекущих досрочное прекращение его полномочий, принял незаконное решение, чем были нарушены основные принципы антикоррупционной политики, в результате чего С. избежал предусмотренных законодательством мер юридической ответственности.

Доводы представителя ответчика о том, что допущенное депутатом муниципального района С. нарушение является малозначительным проступком, являются несостоятельными, поскольку из буквального содержания приведенных выше норм (ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 13.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») следует, что именно сам факт непринятия депутатом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов является основанием увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия, применение иной меры воздействия законом не предусмотрено, в связи с чем не может относится к малозначительным проступкам. Кроме того, Методические рекомендации, которыми руководствовались при принятии решения, применимы к государственным (муниципальным) служащим и не применимы к депутату представительного органа местного самоуправления муниципального образования, относящемуся к лицам, замещающим муниципальную должность.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, целью и одним из основных принципов которой являются ускорение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, а также стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В соответствии с п.п. «е» п. 9 Национальной стратегии противодействия коррупции она реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации.

При таких данных, административные иск прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать решение Совета муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным.

Обязать Совет муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Совет муниципального района Караидельский район Республики Башкортостан принять решение об ответственности депутата Совета муниципального района <адрес> Республики Башкортостан С. в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч.ч. 7.1, 10.1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Установить, что административный ответчик должен исполнить решение суда незамедлительно на внеочередном заседании после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Караидельский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.Н. Фахретдинова