РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2020 года г.Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Ковальчук Л.Н.,
при секретаре Труновой П.А.,
с участием административного истца – старшего помощника прокурора Центрального района г. Тулы Алексеева Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-617/2020 по административному исковому заявлению прокурора Центрального района г.Тулы о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
прокурор Центрального района г.Тулы в соответствии с правилами ч. 1 ст. 39, ст.ст. 265.1-265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в сети Интернет на сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что прокуратурой Центрального района г.Тулы осуществлен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления сайтов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории Российской Федерации. В результате мониторинга выявлена страница с доменным именем: <данные изъяты>, на которой размещена информация о вакансии «номинальный директор». Ресурс носит открытый характер, доступ пользователей сети «Интернет» свободный, не требует дополнительной регистрации. Как указывает административный истец, размещение данной информации является незаконным и противоречащим основам правопорядка, нарушающим интересы общества и государства, а действия лица его разместившего - противоправными и уголовно наказуемыми, так как их деятельность нарушает положения Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1), регулирующие порядок создания и деятельности юридических лиц, требования НК РФ, положения Федерального закона № 115-ФЗ от 27.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», может предусматривать уголовную ответственность за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 173.1, ч. 1 ст. 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, распространяемая на странице в сети «Интернет» информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации в соответствии с правилами ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ и включена в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии с правилами ст. 15.1 указанного федерального закона.
Прокурор участвующий в деле - старший помощник прокурора Центрального района г.Тулы Алексеев Д.О. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил административный иск удовлетворить по основаниям в нем изложенным.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица, привлеченного к участию в деле в порядке ч. 2 ст. 265.3 КАС РФ, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 29) каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации с применением информационных технологий регулируются Федеральным законом от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (п.п.1, 2 ч.1 ст.1 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
На основании ст. 9 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.п. 1, 2, 6 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в том числе, на следующих принципах: свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установления ограничений доступа к информации только федеральными законами; достоверности информации и своевременность ее предоставления.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Ч.6 ст.10 названного федерального закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Центрального района г. Тулы проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и налогового законодательства.
Согласно акту проверки от дата помощником прокурора осуществлен вход - выход в телекоммуникационную сеть «Интернет» посредством компьютера и принтера XEROX Phaser 3125, в результате которой выявлен сайт: <данные изъяты>, где размещена информация о вакансии «номинальный/временный директор».
Из представленных в материалы дела скриншотов данного сайта следует следующее: «Описание. Предлагаю вакансию Номинальный директор /Временный директор. Оплата 1 выезд 5000 рублей. 2-4 выезда в неделю зп от 20-25 т.р. за фирму. Занятость 2030 часа. Рассмотрим людей с фирмами и без! Можно совмещать работу с учебой. В обязанности входит выезды к нотариусу, в банк, и налоговую. Требования: гражданство РФ, наличие СНИЛС и ИНН обязательно; исполнительность, пунктуальность, внимательность ответственность, порядочность».
На момент проверки установлено, что вход на данную страницу свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с ее содержанием и скопировать информацию в электронном варианте может любой пользователь. Информация на странице распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование, распространение данной информации отсутствует.
Владелец IP адреса указанного сайта не установлен (находится в Германии).
Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а так же регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц (ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).
В силу абз. 2 ч. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.
Выступая от имени организации, руководитель должен действовать в ее интересах добросовестно и разумно (пункт 3 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации). От качества работы руководителя во многом зависят соответствие результатов деятельности организации целям, ради достижения которых она создавалась, сохранность ее имущества, а зачастую и само существование организации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 марта 2005 г. N 3-П).
Понятие номинального руководителя содержится в частности в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 53, согласно которому руководитель, формально входящий в состав органов юридического лица, но не осуществлявший фактическое управление (далее - номинальный руководитель), например, полностью передоверивший управление другому лицу на основании доверенности либо принимавший ключевые решения по указанию или при наличии явно выраженного согласия третьего лица, не имевшего соответствующих формальных полномочий (фактического руководителя), не утрачивает статус контролирующего лица, поскольку подобное поведение не означает потерю возможности оказания влияния на должника и не освобождает номинального руководителя от осуществления обязанностей по выбору представителя и контролю за его действиями (бездействием), а также по обеспечению надлежащей работы системы управления юридическим лицом (пункт 3 статьи 53 ГК РФ).
Федеральным законом установлен заявительный порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице (пункт 4 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ).
При этом в силу пункта 4.1 статьи 9, пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1.2 статьи 9 данного закона предусмотрено, что необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено данным пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.
Как отмечалось в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации" (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009, в этой сфере отношений происходит немало злоупотреблений, связанных с так называемыми корпоративными захватами, созданием "фирм-однодневок" для их участия в незаконном отчуждении имущества, переложения на них ответственности по обязательствам, уклонения от уплаты налогов.
Согласно ч. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного мнения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Обязанность налога указывает на то, что его уплата осуществляется не по усмотрению того или иного лица в добровольном порядке, а в силу закона, и является обязанностью налогоплательщика, которая подлежит неукоснительному исполнению в соответствии со ст. 19 НК РФ.
В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с кодексом возложена вышеуказанная обязанность.
Юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации, признаются налогоплательщиками, если в соответствии с НК РФ удовлетворяют хотя бы одному из нижеперечисленных признаков: осуществляют экономическую деятельность в Российской Федерации или получают доходы от источников в Российской Федерации; являются собственниками имущества, подлежащего налогообложению в Российской Федерации; совершают на территории Российской Федерации операции или действия, подлежащие налогообложению; становятся участниками правоотношений при перемещении товара (работ, услуг) через таможенную границу Российской Федерации.
Основное участие в незаконных операциях, направленных на легализацию денежных средств либо получением необоснованной и незаконной налоговой выгоды принимают так называемые «фирмы-однодневки» и «транзитные организации», зарегистрированные на подставных лиц.
Таким образом, размещаемая информация наносит ущерб обеспечению обороны, социально-экономическому развитию страны, безопасности государства и его бюджету (в виде недополученных сумм налогов или незаконно полученных сумм возмещения из бюджета).
Указанные выводы подтверждаются позицией законодателя, предусмотревшего уголовную ответственность за соответствующее деяние.
Так, ч.1 ст.173.1 и ч.1 ст.173.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах, а также за незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица, то есть предоставление документов, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия, совершены для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице.
Под подставными лицами, как указано в примечании к 173.1 УК РФ,понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в единый государственный реестр юридических лиц, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.
Как указывалось ранее, в силу ст.ст. 9, 10 № 149-ФЗ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровью, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Исходя из анализа указанных правовых норм и информации, размещенной на сайте, которую административный истец полагает подлежащей признанию запрещенной к распространению, имеются основания согласиться с доводами административного иска о том, что в размещенной на «Интернет» странице сайта <данные изъяты> информации идет речь о предложении в подборе лиц для использования их в качестве подставных для регистрации юридических лиц, их номинального управления и других операциях без цели передачи данным лицам управленческих функций в юридическом лице. Посредством данного сайта возможно создание, мошеннических организаций, деятельность которых направлена на легализацию доходов, полученных мошенническим путем, уклоняться от уплаты налогов, снимая ответственность с заинтересованных лиц. Кроме того, с помощью привлечения подставного лица, как руководителя организации, фактически данной организацией может управлять иностранное государство с целью финансирования, терроризма с помощью легализации доходов, полученных преступным путем.
Таким образом, вышеприведенными правовыми: нормами, в их взаимосвязи установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим вышеуказанную информацию.
Согласно ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В силу п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Поскольку иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан от такой информации не предусмотрен, суд полагает, что представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о том, что на странице сайта: <данные изъяты>, размещена информация, наносящая ущерб обеспечению обороны, социально-экономическому развитию страны, безопасности государства и его бюджету, т.е. содержится информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В связи с чем, в целях ограничения свободного доступа на сайт <данные изъяты>, необходимо внести его в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов» в соответствии со ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.04.2015 № 327 «Об утверждении Правил осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях», контроль за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информации об этих пользователях осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами в форме выездных и документарных проверок.
Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39, ст. 265. 1 КАС РФ.
При таких обстоятельствах, суд полагает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Центрального района г. Тулы о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта <данные изъяты>
Настоящее решение является основанием для включения сведений о доменном имени и (или) указателе страницы сайта https://trudmarket.ru/korolev/vacancy/288110, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: