ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6189/2016 от 29.11.2016 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Дело N2а-6189/2016 г. Выборг

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 29 ноября 2016 года.

Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2016 года.

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Вериго Н. Б.,

при секретаре Журавлевой Т. В.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» к Комитету по культуре Ленинградской области о признании незаконным и отмене предписания,

установил:

ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» обратилось в Выборгский городской суд с административным иском к Комитету по культуре Ленинградской области о признании незаконным и отмене предписания № 07-15/16-01 от 14 марта 2016 года, вынесенного в отношении ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» об устранении нарушений законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, о восстановлении срока для обжалования предписания.

Требования мотивированы тем, что решением Леноблисполкома №325 от 27.07.1987г., Жилой дом 1907 года постройки, расположенный по адресу: Ленинградская область, Выборг, ул. Железнодорожная, д.2/4, отнесен к числу Памятников культурного наследия, регионального значения. В результате осмотра «Памятника», установлено аварийное состояние перекрытия в помещениях 1-го этажа над подвалом. В результате деструкции ж/б плиты и сплошной коррозии металлических несущих балок, усилению перекрытия над подвалом не подлежит.

Комитетом по культуре Ленинградской области (Правительство Ленинградской области) в отношении ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» 14 марта 2016 года выдано предписание №07-15/16-01, об устранении нарушений законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, в части проведения неотложных работ по сохранению в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

Вместе с тем, истец считает Предписание Комитета по культуре Ленинградской области (Правительство Ленинградской области), вынесенное в отношении ОАО «Управляющая компания по ЖКХ», незаконным и подлежащим отмене на основании нижеизложенного.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 21.03.2007 г., серия 78-АВ №556516 (регистрационный №47-01/01-14/2000-84-1), собственником части вышеуказанного памятника является Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области.

На основании свидетельства о государственной регистрации права, 23 марта 2015 года, между комитетом по Культуре Ленинградской области и Муниципальным образованием «Выборгский район» Ленинградской области, заключено охранное обязательство на объект культурного наследия регионального значения (здание, строение, сооружение) №07-12/15-12.

Согласно п. 1 Охранного обязательства Собственник обязуется обеспечить сохранность части объекта культурного наследия регионального значения- помещений 0.1-0.31 и 1.1-1.36 (по кадастровому паспорту помещения подвала №№1-7 (10-Н), 1-18 (11-Н) и 1 (12-Н) и помещения 1-го этажа №№1-38. 34 (8-Н). далее Объект, расположенных в подвале и на первом этаже здания Памятника.

Пунктом 2 данного охранного обязательства предусмотрено, что в целях обеспечения сохранности Памятника Собственник обязуется: содержать Памятник в исправном техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Пункт 2.2. Охранного обязательства Собственник обязуется выполнять работы по сохранению Памятника и благоустройству территории Памятника, предусмотренные актом (ами) осмотра технического состояния Объекта, составляющим (ими) единое целое с охранным обязательством, актами текущего осмотра, предписаниями Госоргана.

Актом осмотра, технического состояния части объекта культурного наследия регионального значения от 23.03.2015 года, (приложение №1) являющегося неотъемлемой частью охранного обязательства, а именно пунктом 4 предусмотрено что, в целях сохранения Памятника и создания нормальных условий для его использования подготовлен План выполнения работ, в соответствии с которым «Собственник», обязан произвести следующие виды работ: 1) осушение подвала, 2) на основании технического заключения произвести ремонт и усшение в случае необходимости фундаментов, стен и перекрытий подвала, 3) устройство гидроизоляции.

Таким образом, доводы Комитета по Культуре Ленинградской области, изложенные в предписании об устранении нарушений законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, изложены без учета фактических и юридически значимых обстоятельств, в связи с чем, оспариваемое предписание нарушает права и законные интересы административного истца, что является основанием для признания его незаконным.

В установленный законом срок истец направлял административное исковое заявление в Выборгский городской суд Ленинградской области. Определением суда от 17 июня 2016 года административное исковое заявление было возвращено истцу в связи с неподсудностью данному суду, в связи с чем, срок для обжалования предписания пропущен истцом по уважительной причине.

Административный истец ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» в лице представителя Седова Р. Б., действующего на основании доверенности, в судебном заседании требований поддержал, просил удовлетворить.

Административный ответчик Комитет по культуре Ленинградской области в лице представителя Корнилдовой Е. А., действующей на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, представила письменные возражений на иск.

Заинтересованное лицо администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области, привлеченное к участию в деле определением суда от 28 сентября 2016 года, в лице представителя Сорокиной С. С., действующей на основании доверенности, в судебном заседании находила требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в соответствии с решением Леноблисполкома №325 от 27.07.1987г., Жилой дом 1907 года постройки, расположенный по адресу: Ленинградская область, Выборг, ул. Железнодорожная, д.2/4, отнесен к числу объектов культурного наследия регионального значения, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации № 471510281770005 с наименованием «Жилой дом».

Распоряжением Комитета от 23 декабря 2015 года № 01-04/15-318 в соответствии с требованиями ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия жилого дома 1907 года постройки, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборг, ул. Железнодорожная, д.2/4.

Административный истец ОАО «УК по ЖКХ» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Ленинградская область, Выборг, ул. Железнодорожная, д.2/4, на основании договоров № 0101 УП –А управления многоквартирным домом от 15 июня 2010 года и № 0093 УП-А управления многоквартирным домом от 15 июня 2010 года.

В соответствии с п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает Стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с пп. 4.1.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.

Вместе с тем, в ходе выполнения проектной документации по ремонту и приспособлению под медицинский центр помещений 1-го этажа, расположенных в объекте культурного наследия регионального значения «Жилой дом», 1907 г. по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Железнодорожная, д. 4, было выявлено затопление подвала на высоту до 1,2 м от пола; техническим заключением по результатам обследования помещений 1-го этажа было признано аварийным перекрытие над подвалом; в результате деструкции ж/б плиты и сплошной коррозии металлических несущих балок, усилению над подвалом перекрытие не подлежит.

Между тем, подвальные помещения, в том числе и перекрытия над подвалом, являются частью объекта культурного наследия.

Установленные судом обстоятельства, истцовой стороной не оспариваются.

В соответствии ч. 1 ст. 47.2. ФЗ N 73-ФЗ от 25.06.2002. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ", требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора, в соответствии ч. 11 ст. 47.6. ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ".

Вместе с тем, ст. 47.6 ФЗ N 73-ФЗ от 25.06.2002. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" определено, что содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в статье 56.1 настоящего Федерального закона.

Пунктом 3 ст. 56.1 вышеуказанного Закона установлено, что охранные обязательства, содержащие требования в отношении многоквартирного дома в целом и общего имущества многоквартирного дома, все жилые помещения которого находятся в частной собственности, подлежат выполнению всеми собственниками помещений в многоквартирном доме либо по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятому не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом.

Исходя из толкования закона и обстоятельств дела, суд полагает, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, поскольку в ходе судебного разбирательства нашли подтверждение доводы представителя ответчика о наличии у истца обязанности по содержанию объекта культурного наследия регионального значения в силу прямого указания закона и отсутствием действий по надлежащему содержанию данного здания. Обязанность по надлежащему обеспечению указанного объекта недвижимости специализированными сохранными мерами возложена на управляющую организацию в силу прямого указания закона, поэтому принятие мер по выполнению обязательных требований по сохранению памятника, в данном случае должно выполняться истцом ОАО «УК по ЖКХ».

Руководствуясь ст. ст. 175 - 179 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» к Комитету по культуре Ленинградской области о признании незаконным и отмене предписания № 07-15/16-01 от 14 марта 2016 года, вынесенного в отношении ОАО «Управляющая компания по ЖКХ» об устранении нарушений законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца через Выборгский городской суд.

Судья: Н. Б. Вериго