ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-618/2022 от 10.06.2022 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2А-618/2022

УИД 23RS0043-01-2022-000644-65

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Приморско-Ахтарск 10 июня 2022 года

Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Кобзева А.В.,

при секретаре Мальцевой Е.В.,

с участием:

административного истца старшего помощника прокурора Приморско-Ахтарского района Петровой Л.И.,

административного ответчика представителя администрации Приморско-Ахтарского городского поселения – Шмарина С.С., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приморско-Ахтарского района к администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере ЖКХ,

установил:

Прокурор Приморско-Ахтарского района обратился в Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере ЖКХ.

Как следует из административного искового заявления прокуратурой Приморско-Ахтарского района при проведении проверки в деятельности администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района выявлены нарушения федерального законодательства в жилищно-коммунальной сфере при актуализации схемы теплоснабжения на территории Приморско-Ахтарского городского поселения.

Согласно данным, предоставленным администрацией МО Приморско- Ахтарский район на территории Приморско-Ахтарского городского поселения расположены объекты теплоснабжения, в том числе котельные № 1,3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 17, 21, 34, 37, 40, от которых производится обеспечение тепловой энергией 132 объектов.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что постановлением администрации Приморско-Ахтарского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема теплоснабжения Приморско-Ахтарского городского поселения.

Однако с указанного времени и по настоящий период администрацией Приморско-Ахтарского городского поселения ежегодная актуализация схемы теплоснабжения муниципального образования не проводилась, предусмотренные законом мероприятия по порядку проведения актуализации схемы теплоснабжения администрацией поселения не планировались и не осуществлялись.

С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ за главе Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес> внесено представление «Об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере», которое рассмотрено и удовлетворено.

Однако до настоящего времени администрацией ежегодная актуализация схемы теплоснабжения Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес> не проведена, предусмотренные законом мероприятия по порядку проведения актуализации схемы теплоснабжения администрацией поселения не планировались и не осуществлялись.

Данный факт подтвержден информацией от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной администрацией Приморско-Ахтарского городского поселения сельского поселения.

Бездействие администрации Приморско-Ахтарского городского поселения в части не соблюдения требований федерального законодательства в сфере теплоснабжения влечет за собой нарушение прав граждан, проживающих на территории Приморско-Ахтарского городского поселения, число которых постоянно меняется, то есть нарушаются права неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 39 КАС РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.

Административный истец старший помощник прокурора Петрова Л.И. в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении поддержала и суду пояснила, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере ЖКХ при актуализации схемы теплоснабжения на территории Приморско-Ахтарского городского поселения и в результате чего были выявлены нарушения, а именно: постановлением администрации Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема теплоснабжения городского поселения, однако ежегодная актуализация схемы теплоснабжения не проводилась. С целью устранения нарушений прокуратурой района было вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации городского поселения, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Просила суд признать незаконным бездействие администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района, обязать их провести ежегодную актуализацию схемы теплоснабжения.

Административный ответчик представитель администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района – ФИО3 в судебном заседании пояснил, что с административными исковыми требованиями не согласен, так как бездействие со стороны администрации отсутствует, как таковое. Схема утверждена в 2018 году, были проведены работы по истребованию денежных средств и в 2022 году ведутся работы по актуализации схемы теплоснабжения городского поселения. Схемы в 2019,2020,2021 году не актуализировались, но работы велись и по мере поступления денежных средств администрация проведет работы, у них есть еще время. Он согласен с тем, что актуализация должна проводиться ежегодно. С точностью утверждать, что до ДД.ММ.ГГГГ администрация успеет провести все работы он не может.

Суд, выслушав прокурора, представителя, изучив материалы административного дела, приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления, на основании следующего.

Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Решение и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как следует из материалов дела прокуратурой Приморско-Ахтарского района при проведении проверки в деятельности администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района выявлены нарушения федерального законодательства в жилищно-коммунальной сфере при актуализации схемы теплоснабжения на территории Приморско-Ахтарского городского поселения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.102003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный Закон № 131-Ф3) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЭ к вопросам местного значения городского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1- 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

В силу п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-Ф3 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.

В соответствие с п. 20 ст. 2 Федерального закона № 190-ФЗ под схемой теплоснабжения понимается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Частями 1, 2, 3 ст. 23 Федерального закона № 190-ФЗ определено, что развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.

Развитие системы теплоснабжения поселения осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать:

1) Определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления;

2) решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения;

3) графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в «пиковый» режим функционирования;

4) меры по консервации избыточных источников тепловой энергии;

5) меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

6) радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе;

7) оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения;

8) иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.

В силу ч. 7 ст. 23 Федерального закона № 190-ФЗ требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки определяются правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Порядок разработки схем теплоснабжения в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации, должен обеспечивать открытость процедуры их разработки и утверждения, участие в этой процедуре представителей теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии.

Требования к составу схем теплоснабжения поселений, городских округов, разрабатываемых в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий, регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154.

Кроме того, вышеуказанным постановлением Правительства РФ утверждены Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, которые определяют требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, а также к порядку их актуализации.

В соответствие с п.п. 22, 23, 24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154, схема теплоснабжения подлежит ежегодно актуализации в отношении следующих данных:

а) распределение тепловой нагрузки между источниками тепловой энергии в период, на который распределяются нагрузки;

б) изменение тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет перераспределения тепловой нагрузки из одной зоны действия в другую в период, на который распределяются нагрузки;

в) внесение изменений в схему теплоснабжения или отказ от внесения изменений в части включения в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системам теплоснабжения объектов капитального строительства;

г) переключение тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии в весенне-летний период функционирования систем теплоснабжения;

и) баланс топливно-энергетических ресурсов для обеспечения теплоснабжения, в том числе расходов аварийных запасов топлива;

к) финансовые потребности при изменении схемы теплоснабжения и источники их покрытия.

Актуализация схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения. Уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта.

Согласно данным, предоставленным администрацией МО Приморско- Ахтарский район на территории Приморско-Ахтарского городского поселения расположены объекты теплоснабжения, в том числе котельные ,3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 17, 21, 34, 37, 40, от которых производится обеспечение тепловой энергией 132 объектов.

Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что постановлением администрации Приморско-Ахтарского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема теплоснабжения Приморско-Ахтарского городского поселения.

Однако с указанного времени и по настоящий период администрацией Приморско-Ахтарского городского поселения ежегодная актуализация схемы теплоснабжения муниципального образования не проводилась, предусмотренные законом мероприятия по порядку проведения актуализации схемы теплоснабжения администрацией поселения не планировались и не осуществлялись.

С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района 10.09.2021 за главе Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес> внесено представление «Об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере», которое рассмотрено и удовлетворено.

Однако до настоящего времени администрацией Приморско-Ахтарского городского поселения <адрес> ежегодная актуализация схемы теплоснабжения Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района не проведена, предусмотренные законом мероприятия по порядку проведения актуализации схемы теплоснабжения администрацией поселения не планировались и не осуществлялись.

Данный факт подтвержден информацией от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленной администрацией Приморско-Ахтарского городского поселения сельского поселения.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; обстоятельств соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения – возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Административным ответчиком не приведено суду достаточных и бесспорных доказательств подтверждающих факт того, что администрацией проведена ежегодная актуализация схемы теплоснабжения Приморско-Ахтарского городского поселения.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Бездействие администрации Приморско-Ахтарского городского поселения в части не соблюдения требований федерального законодательства в сфере теплоснабжения нарушает права граждан на обеспечение надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района к администрации Приморско-Ахтарского городского поселения о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере ЖКХ, законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района к администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере ЖКХ, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Приморско- Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района, выразившееся в не проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения Приморско- Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района.

Обязать администрацию Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района провести ежегодную актуализацию схемы теплоснабжения Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района.

Администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района сообщить в Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края, прокурору Приморско-Ахтарского района об исполнении решения по данному административному иску в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Приморско-Ахтарского

районного суда А.В. Кобзев