ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-618/2023 от 25.07.2023 Осинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-618/2023

УИД -

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июля 2023 г. с. Елово, Пермский край

Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Полыгалова В.С., при секретаре судебного заседания Прокушевой Т.А.,

с участием прокурора Волковой П.Н.,

рассмотрев административное дело по административному иску прокурора Еловского района Пермского края, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

прокурор Еловского района Пермского края обратился в суд с административно исковым заявлением о признании информации, содержащейся в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов с URL-адресами:

<данные изъяты>

<данные изъяты> запрещенной к распространению в сети «Интернет» на всей территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой Еловского района Пермского края в ходе мониторинга сети «Интернет» обнаружены нарушения действующего законодательства в сфере соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а именно, что на указанных приведенных сайтах размещены пошаговые инструкции по легализации денежных средств посредством совершения действий, обладающих признаками фиктивности. Вход на сайты свободный, не требует регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. При том, согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 6 ст. 10 указанного выше Федерального закона, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Статья 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со ст. 174 УК РФ, уголовно наказуемым деянием определено совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом. Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. Таким образом, инструкции, размещённые на вышеуказанных сайтах по совершению действий, обладающих признаками фиктивности, в нарушение действующего законодательства Российской Федерации способствует отмыванию денежных средств, полученных преступным путем.

В судебном заседании представитель прокуроры Еловского района Пермского края на удовлетворении заявленных требований настаивал, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, предоставил в суд письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования прокурора удовлетворить, при наличии законных оснований.

Изучив доводы административного искового заявления, исследовав представленные материалы дела, прихожу к следующему.

«Интернет» представляет собой особую информационную среду, поведение в которой не регламентируется специальными правилами, действующими в различных сферах правоотношений, что в ответ допускает функцию контроля за распространением информации в "Интернете" с целью защиты конституционных начал.

Статьей 2 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что информационно-телекоммуникационная сеть – это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации № 2124-1 от 27.12.1991 "О средствах массовой информации" не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Одним из оснований для включения в реестр вышеуказанных сведений являются вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ).

Как установлено материалами дела, прокуратурой Еловского района Пермского края в ходе надзорной деятельности, а именно мониторинга сети «Интернет» обнаружены нарушения действующего законодательства в сфере соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а именно установлено размещение информации в виде пошаговых инструкций по легализации денежных средств посредством совершения действий, обладающих признаками фиктивности на страницах сайтов с приведенными в иске URL-адресами, доступ к которым не ограничен, является свободным, что является незаконным.

Статьей 174 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность, за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Одним из оснований для включения в реестр вышеуказанных сведений являются вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ).

Свободный доступ к данной информации на сайтах побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом прокуратуры района (л.д.5) и скриншотами страниц с интернет сайтов, данных о том, что доступ к ним свободный (л.д.6-8).

Признание тех или иных информационных материалов, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством.

По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети "Интернет", запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети "Интернет" запрещенной информации.

Суд, руководствуется требованиями действующего законодательства, оценив согласно правилам ст. 84 КАС РФ, собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку наличие в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на указанных сайтах информации, запрещенной к распространению в сети «Интернет» на всей территории Российской Федерации, нарушает права неопределенного круга лиц, и является достаточным основанием для признания данной информации запрещенной для распространения в сети "Интернет".

Учитывая вышеизложенное, наличие информации о способах (инструкций) по легализации денежных средств посредством совершения действий, обладающих признаками фиктивности на приведенных в административном иске сайтах, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории России, а доступ к сайтам, где размещены указанные информационные материалы, в соответствии с законодательством, должен быть закрыт.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные требования прокурора Еловского района Пермского края - удовлетворить.

Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайтах с URL-адресами:

<данные изъяты>

<данные изъяты> запрещенной к распространению в сети «Интернет», на всей территории Российской Федерации.

Решение суда является основанием для включения указанных выше указателей страниц сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в Интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья – В.С. Полыгалов