ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-619/202223И от 23.06.2022 Приозерского городского суда (Ленинградская область)

47RS0014-01-2021-000465-68

Дело № 2а-619/2022 23 июня 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приозерский городской суд Ленинградской области в составе:

судьи Строгановой О.Г.,

при секретаре Фоменко К.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Иванова Сергея Анатольевича к Комитету по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области о признании ответа незаконным и необоснованным, возложении обязанности исключить земельный участок из Перечня, утвержденного Постановлением Правительства ЛО от 17.08.2011 № 257, особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Ленинградской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства не допускается,

установил:

ФИО1 обратился с данным административным исковым заявлением указав, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 47:03:0411002:88, расположенный по адресу: , Мельниковское сельское поселение, вблизи , площадью 16 100 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. В связи с ликвидацией крестьянского (фермерского) хозяйства, включением земельного участка в границы населенного пункта территориальную зону Ж-1, Т-1, необходимости приведения в соответствии с градостроительным регламентом в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии было подано заявление об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка. Однако было установлено, что спорный земельный участок включен в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства ЛО от ДД.ММ.ГГГГ, особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории , использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается (далее по тексту решения – Перечень). В этой связи истец обратился в Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу с заявлением об исключении земельного участка с кадастровым номером 47:03:0411002:88 из Перечня. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ ИСХ-ОГ-Об-873/2020 административным ответчиком сообщено, что законных оснований для исключения земельного участка из Перечня не имеется, поскольку категория земельного участка не изменилась. С данным ответом административный истец не согласен, поскольку считает, что спорный земельный участок надлежит исключить из Перечня с сохранением его категории. Кроме того, земельный участок, принадлежащий административному истцу, не соответствовал и не соответствует ни одному из критериев особо ценных сельскохозяйственных угодий, включение спорного земельного участка в Перечень является произвольным и не обоснованным. Отказ административного ответчика исключить земельный участок из Перечня препятствует использованию участка в соответствии с правилами землепользования и застройки, а также возлагает на истца обязательства, исполнение которых невозможно с учетом установленного функционирования зон территории.

Уточнив требования, административный истец просит суд признать недействительным отказ административного ответчика отраженного в письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ ИСХ-ОГ-06-873/2020 об исключении земельного участка из Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории , использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства не допускается, утвержденного Постановлением Правительства ЛО от ДД.ММ.ГГГГ, и обязать административного ответчика исключить данный земельный участок из указанного Перечня (том 2 л.д.83)

Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального образования Мельниковское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район , Администрация Приозерского муниципального района комитет по управлению государственным имуществом, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (том 2 л.д.67-69, л.д.86-88, т. 3 л.д. 54-58, 72-75).

Представитель административного истца ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил удовлетворить административный иск, придерживаясь доводов, изложенных в нем. Представитель административного истца пояснил, что спорный земельный участок фактически принадлежит к категории земель населенных пунктов, и хотя смена категории не прошла государственную регистрацию, земельный участок не может находиться в Перечне особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий , поскольку уже не относится к землям сельскохозяйственного назначения.

Представитель административного ответчика Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу ФИО2 возражал против удовлетворения административного иска, указав, что при обращении в Комитет с заявлением об исключении земельного участка из Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий административный истец не указал, что фактически спорный земельный участок сменил категорию с земель сельскохозяйственного назначения на категорию земли населенных пунктов. Вместе с тем, после процедуры государственной регистрации смены категории, Комитет подготовит проект постановления для о внесении изменений в Перечень. Однако поскольку ни на момент обращения в Комитет, ни на дату рассмотрения дела смена категории земельного участка не прошла процедуру государственной регистрации, то оснований для исключения спорного земельного участка из Перечня не имеется. Низкий уровень плодородия земельного участка само по себе не является основанием для его исключения из Перечня, так как свидетельствует лишь о неисполнении его собственником обязанности по сохранению его прежнего уровня плодородия.

Заинтересованные лица – , администрация муниципального образования Мельниковское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район , администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание своих представителей не направили, надлежащим образом извещены о дате и времени рассмотрения дела (т. 3т л.д. 90, 97, 98, 110).

Заинтересованное лицо комитет по управлению государственным имуществом в судебное заседание своего представителя не направил, надлежащим образом извещен о дате и времени рассмотрения дела, направил в суд письменные возражения, в которых просит в удовлетворении административного иска - отказать (т. 3 л.д. 77-79, 96)

При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что административный иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 47:03:0411002:88, расположенный по адресу , Мельниковское сельское поселение, вблизи , площадью 16 100 кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за от ДД.ММ.ГГГГ на основании Решения о распределении имущества от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи имущества от 03.01,2020 .

Указанное обстоятельство подтверждается копией дела правоустанавливающих документов (том 1 л.д.102-131), копией кадастрового дела (том 1 л.д.132-250, том 2 л.д.1-5)

Во исполнении положений областного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 107-оз "Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории " постановлением N 257 от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории , использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается.

Судом установлено, что земельный участок административного истца с кадастровым номером 47:03:0411002:88 включен в данный Перечень.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу поступило обращение от ФИО1, поданное его представителем ФИО5, в виде ходатайства о внесении изменений в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории , использование которых для других целей не допускается. Ходатайство содержало просьбу исключить из Перечня земельный участок с кадастровым номером 47:03:0411002:88 площадью 16 100,2 кв.м. в связи с ликвидацией крестьянского (фермерского) хозяйства, отнесением земельного участка в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования к землям не связанным с сельскохозяйственной деятельностью, включение в зону Т-1 (зона улично-дорожной сети), Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), а также намерением вести личное подсобное хозяйство (том 1 л.д.32).

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ ИСХ-ОГ-Об-873/2020 административным ответчиком сообщено, что исключение земельных участков из Перечня возможно в случае перевода их в другие категории, согласно действующему законодательству правовые основания для исключения земельного участка с кадастровым номером 47:03:0411002:88 из Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий отсутствуют (л.д.33 том 1).

Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 7 указанного Федерального закона такой перевод в частности допускается с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Как следует из ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Установление, изменение границ населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, что следует их ч. 1 ст. 84 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.

Таким образом, утверждение генерального плана поселения или городского округа предусматривает установление или изменение границ населенных пунктов, что, в свою очередь, является решением о переводе земельных участков, относящихся к иным категориям земель, в категорию земель населенных пунктов.

Согласно решению совета депутатов МО Мельниковское сельское поселение МО Приозерский муниципальный район от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении генерального плана муниципального образования Мельниковское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район » в границы поселка Торфяное был включен земельный участок с кадастровым номером 47:03:0411002:88 (т. 2 л.д. 114-117).

Факт включения земельного участка административного истца с кадастровым номером 47:03:0411002:88 в границы населенного пункта, а именно в границы поселка также подтверждается ответом на запрос суда из отдела территориального планирования и градостроительного зонирования администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район (т. 2 л.д. 74-75).

Таким образом, материалами административного дела подтверждается то обстоятельство, что спорный земельный участок включен в границы населенного пункта, а соответственно его категория с земель сельскохозяйственного назначения изменилась на категорию земель населенных пунктов.

Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав) для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

При этом согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.

В силу изложенного перевод земель из одной категории в другую, в том числе и перевод земельного участка сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов считается оконченным с момента внесения сведений об этом в Единый государственный реестр недвижимости.

Вместе с тем, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 47:03:0411002:88 площадью 16 100 кв.м., правообладателем которого является ФИО2 С.А., имеет категорию земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, и расположен по адресу: , с/, вблизи (т. 3 л.д. 83-84).

Указанный сведения из ЕГРН имелись на период обращения ФИО1 в Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу с заявлением об исключении спорного земельного участка из Перечня, то есть на дату ДД.ММ.ГГГГ, однако из пояснений представителя административного истца следует, что и на дату рассмотрения административного иска судом сведения об изменении категории земельного участка не внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В этой связи суд приходит к выводу, что поскольку на период составления оспариваемого ответа административного ответчика сведения о смене категории земельного участка с кадастровым номером 47:03:0411002:88, принадлежащего административному истцу, с категории земель сельскохозяйственного назначения на категорию земель населенных пунктов, не были внесены в ЕГРН, то процедура перевода спорного земельного участка в категорию земель населенных пунктов не была окончена.

Довод представителя административного истца о невозможности прохождения государственной регистрации смены категории земельного участка с кадастровым номером 47:03:0411002:88 до исключения данного земельного участка из Перечня, поскольку ранее Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии отказала ФИО1 о внесении сведений в ЕГРН о данном земельном участке, как о земельном участке населенного пункта, именно по причине его нахождения в Перечне, не нашел своего подтверждения.

Так, согласно сведениям, предоставленным суду из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии решением от ДД.ММ.ГГГГ государственного регистратора ФИО1 было отказано во внесении в ЕГРН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 47:03:0411002:88 (т. 3 л.д. 91-95).

С заявлением о внесении в ЕГРН сведений об изменении категории спорного земельного участка ФИО2 С.А. в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии не обращался.

Таким образом, ответ председателя Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ ИСХ-ОГ-06-873/2020 на обращение ФИО1 о том, что правовые основания для исключения земельного участка с кадастровым номером 47:03:0411002:88 из Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, отсутствуют, является основанным на законе.

При этом суд также учитывает, что уровень плодородия почв земельного участка с кадастровым номером 47:03:0411002:88, установленный согласно заключению ООО Севзапгипрозем (т. 1 л.д. 61-74), правового значения для разрешения настоящего административного дела не имеет.

Согласно п. 3.15 Положения о комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу , утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 208 комитет рассматривает в установленном порядке письма, жалобы и обращения юридических лиц и граждан по вопросам, входящим в компетенцию Комитета, принимает меры к урегулированию спорных вопросов в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с частью 5 статьи 12-1 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ-оз «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории » Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий формирует исполнительный орган государственной власти , осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса , которым является Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу . Утверждается Перечень в установленном порядке путем издания нормативного правового акта - постановления Правительства Ленобласти в соответствии с пунктом 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 6 статьи 12-1 областного закона от 02,12.2005 -оз «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории ».

В связи с этим, внести изменение в постановление вправе только само в установленном порядке, Комитет же вправе только подготовить проект о внесении изменений в постановление, но при отсутствии законных оснований для принятия постановления проект не подлежит согласованию.

Административный истец не оспаривает постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 257 "Об утверждении Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории , использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается". Позиция представителя административного истца сводится к понуждению административного ответчика подготовить требуемый проект. Учитывая, что данное требование является производным от иска о признании недействительным отказа органа государственной власти, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1, не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Иванова Сергею Анатольевичу к Комитету по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области о признании ответа незаконным и необоснованным, возложении обязанности исключить земельный участок из Перечня, утвержденного Постановлением Правительства ЛО от 17.08.2011 № 257, особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Ленинградской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства не допускается, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Приозерский городской суд.

Судья

мотивированное решение изготовлено 07 июля 2022 года