ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-619/2023КОПИ от 05.10.2023 Чернушинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-619/2023 КОПИЯ

УИД № 59RS0042-01-2023-000758-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 октября 2023 года г. Чернушка

Чернушинский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Клепилиной Е.И.,

при секретаре судебного заседания Антипиной Л.В.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Чернушинского района Пермского края Михайлова Д.В.,

представителя административных ответчиков ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чернушинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чернушинского городского округа, Управлению имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа о признании незаконным бездействие, возложении обязанности,

установил:

Прокурор Чернушинского района Пермского края обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чернушинского городского округа, Управлению имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа о признании незаконным бездействие, возложении обязанности.

В обоснование уточненных административных исковых требований указано, что прокуратурой Чернушинского района в рамках проведения надзора за исполнением законодательства об объектах культурного наследия, земельного законодательства проведена проверка деятельности администрации Чернушинского городского округа по исполнению обязанностей по содержанию, обслуживанию воинских захоронений, расположенных на территории округа. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Чернушинского городского округа расположено 8 братских захоронений участников гражданской войны, расположенных в с. Бедряж, д. Ракино, с. Тауш, с. Брод, п. Николаевский, д. Е-Павлово, с. Верх-Емаш, д. Казанцево. В нарушение требований земельного и гражданского законодательства администрацией округа, Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа, являющегося уполномоченным органом, земельные участки в районе братских захоронений не сформированы, кадастровые работы не проведены, сведения о границах и размерах земельных участков в районе братских захоронений отсутствуют. Кроме того, в нарушение вышеуказанных требований администрацией, Управлением имущественных отношений возложенные законом обязанности, не исполнены, паспорта на воинские захоронения не составлены, мероприятия по их содержанию не проводятся. Неисполнение администрацией Чернушинского городского округа вышеуказанных требований действующего законодательства создает угрозу нецелевого расходования бюджетных средств на содержание кладбищ. По результатам проведенной проверки в адрес главы городского округа - главы администрации Чернушинского городского округа 28.06.2022 внесено представление, которое рассмотрено, признано обоснованным. До настоящего времени действенных мер по устранению выявленных нарушений указанного законодательства администрацией Чернушинского городского округа не принято. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Чернушинского городского округа, Управления имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа в непринятии мер по проведению межевания земельных участков и разработке паспортов на воинские захоронения; возложить на администрацию Чернушинского городского округа, Управление имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа обязанность в срок до 01.07.2025 провести межевание земельных участков, расположенных под воинскими захоронениями, по адресам: с. Бедряж, Чернушинский городской округ; д. Ракино, Чернушинский городской округ; с. Тауш, Чернушинский городской округ; с. Брод, Чернушинский городской округ; д. Е-Павлово, Чернушинский городской округ; д. Казанцево, Чернушинский городской округ; возложить обязанность на администрацию Чернушинского городского округа, Управление имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа в срок до 01.03.2024 разработать паспорта на воинские захоронения, расположенные по адресам: с. Бедряж, Чернушинский городской округ; д. Ракино, Чернушинский городской округ; с. Тауш, Чернушинский городской округ; с. Брод, Чернушинский городской округ; п. Николаевский, Чернушинский городской округ; д. Е-Павлово, Чернушинский городской округ; с. Верх-Емаш, Чернушинский городской округ; д. Казанцево, Чернушинский городской округ.

Представитель административного истца помощник прокурора Чернушинского района Пермского края Михайлов Д.В. в судебном заседании поддержал уточненные административные исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административных ответчиков администрации Чернушинского городского округа, Управления имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа в судебном заседании не возражал в части удовлетворения требований о возложении обязанности провести межевание земельных участков, расположенных под воинскими захоронениями в срок до 01.07.2025, а также в срок до 01.03.2024 разработать паспорта на воинские захоронения. Представитель административных ответчиков возражал в удовлетворении требований о признании незаконным бездействие, поскольку административными ответчиками принимались меры по проведению межевания земельных участков и разработке паспортов на воинские захоронения. 16.02.2023 между Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа и ООО «ЧКЦ «Земля» заключен муниципальный контракт на выполнение кадастровых работ, кадастровые работы ведутся, направлены заявки, с приложением схем земельных участков, расположенных в д. Казанцево, д. Емаш-Павлово, д. Ракино. По с. Бедряж истребовано координатное описание образуемого земельного участка, кадастровому инженеру направлен запрос подготовить схему с целью последующего внесения изменений в генплан Чернушинского городского округа для проведения мероприятий по переводу земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности. 26.05.2023 между Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа и ГБУ «ЦТИ ПК» заключен муниципальный контракт по подготовке проектов внесения изменений в генеральные планы. Воинское захоронение в с. Брод находится на землях населенного пункта, в зоне Р1 Зона озелененных территорий общего пользования, где предусмотрен вид разрешенного использования «историко-культурная деятельность». На данную территорию был утвержден проект межевания территории (постановление администрации Чернушинского муниципального района от 11.01.2021 №9-261-01-04), в котором не было запланировано формирование данного земельного участка. Таким образом, формирование земельного участка будет возможно после внесения изменений в проект межевания территории. По воинским захоронениям с. Брод, с. Тауш, 21.09.2023 в отдел архитектуры направлена служебная записка о необходимости провести мероприятия по внесению изменений в проект межевания территории, проект планировки территорий. В ответ на служебную записку от 21.09.2023 отдел архитектуры предоставил сведения о том, что внесение изменений в проект планировки территории и проект межевания территории возможно в 2024 году.

Заинтересованные лица Управление Росреестра по Пермскому краю, Филиал ППК «Роскадастр» по Пермскому краю представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заслушав представителей административного истца и ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу положений ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ч. 1). От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (ч. 2).

В силу п. 1 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, настоящий кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

На основании ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с п. 23 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» (далее - Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1) захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями. К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 воинские захоронения подлежат государственному учету. На территориях субъектов Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления, во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, в международном районе морского дна - штабами военных округов, флотов, на территориях других государств, включая их внутренние воды и территориальные моря, - дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт. Порядок паспортизации и централизованного учета воинских захоронений устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 14.01.1993 № 4292-1 органы местного самоуправления: осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации; создают резерв площадей для новых воинских захоронений; осуществляют взаимодействие с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества в целях организации централизованного учета мемориальных сооружений, находящихся вне воинских захоронений и содержащих Вечный огонь или Огонь памяти.

В соответствии с Положением об Управлении имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа Пермского края, утвержденным решением Думы Чернушинского городского округа от 19.12.2019 № 74 Управление имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа (далее по тексту - Управление) является отраслевым (функциональным) органом администрации Чернушинского городского округа, уполномоченным на осуществление деятельности по владению, пользованию и распоряжению имуществом и земельными участками, а также управления в области градостроительства и архитектуры, в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пермского края, Уставом Чернушинского городского округа, муниципальными правовыми актами Чернушинского городского округа, а также настоящим Положением (п. 1.2). Эффективное управление муниципальным имуществом, нежилым фондом, находящимся в муниципальной собственности, муниципальной долевой собственностью (акциями, долями, вкладами), а также иным муниципальным имуществом, являющимся муниципальной собственностью, распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Чернушинского городского округа и государственная собственность на которые не разграничена (п. 2.2.1) Управление, в соответствии с возложенными на него задачами в сфере имущественных отношений: осуществляет мероприятия по инвентаризации муниципального имущества (п. 3.1.4); 3.3.15. проводит инвентаризацию земель и земельных участков на территории Чернушинского городского округа (п. 3.3.15).

Из материалов дела следует и установлено судом, что прокуратурой Чернушинского района Пермского края проведена проверка исполнения законодательства об объектах культурного наследия, земельного законодательства на территории Чернушинского городского округа. В ходе проверки установлено, что на территории Чернушинского городского округа расположено 8 братских захоронений участников гражданской войны, расположенных в с. Бедряж, д. Ракино, с. Тауш, с. Брод, п. Николаевский, д. Е-Павлово, с. Верх-Емаш, д. Казанцево. При этом, в нарушение требований земельного и гражданского законодательства администрацией округа земельные участки в районе братских захоронений не сформированы, кадастровые работы не проведены, сведения о границах и размерах земельных участков в районе братских захоронений отсутствуют. Кроме того, паспорта на воинские захоронения не составлены, мероприятия по их содержанию не проводятся.

28.06.2022 прокурором Чернушинского района Пермского края в адрес главы Чернушинского городского округа внесено представление № 2-21-2022-208 об устранении нарушений требований земельного законодательства, законодательства о воинских захоронениях (л.д. 14-17).

По результатам рассмотрения вышеуказанного представления администрация Чернушинского городского округа 27.07.2022 сообщила о том, что распоряжением Управления имущественных отношений от 27.04.2022 № 350 за МБУК «Городской центр культуры и досуга «Нефтяник» с постановкой на баланс с 01.05.2022 закреплены воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память. Учреждением осуществляется инвентаризация переданных объектов (их наличие, местонахождение, состояние), проводится работа по паспортизации воинских захоронений. Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа в 2023 будут заложены денежные средства на образование земельных участков под воинскими (братскими) захоронениями участников гражданской войны (л.д. 18-19).

16.02.2023 Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского городского округу с ООО «ЧКЦ «Земля» заключен муниципальный контракт № 5 на выполнение кадастровых работ (подготовка межевого плана, СРЗУ, СПкИЗ) (л.д. 61-63, 64).

26.05.2023 между Управлением имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа и ГБУ «ЦТИ ПК» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по подготовке проектов внесения изменений в генеральные планы, проектов внесения изменений в правила землепользования и застройки муниципальных образований Пермского края, подготовлено техническое задание.

22.09.2023 Управление имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа в соответствии с муниципальным контрактом от 16.02.2023 в адрес ООО ЧКЦ «Земля» направило письмо о проведении в возможно короткий срок кадастровых работ по образованию земельных участков, занятых воинскими захоронениями в д. Ракино, д. Казанцево, д. Емаш-Павлово Чернушинского городского округа.

25.09.2023 отделом градостроительного планирования и архитектуры Управления имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа рассмотрена служебная записка начальника отдела земельных ресурсов Управления имущественных отношений от 21.09.2023. Сообщено, что внесение изменений в проект планировки территории и проект межевания территории в кадастровых кварталах 59:40:0580101, 59:40:0580102, 59:40:0580104, возможности провести 2024 году при наличии экономии бюджетных средств администрации Чернушинского городского округа.

25.09.2023 отделом градостроительного планирования и архитектуры Управления имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа рассмотрена служебная записка начальника отдела земельных ресурсов Управления имущественных отношений от 21.09.2023 о внесении изменений в Генеральный план Чернушинского городского округа в части мероприятий по переводу земельного участка (земель) из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности под воинское захоронение в с. Бедряж. Сообщено, что для направления материалов в проектную организацию для последующего внесения изменений в документы территориального планирования Чернушинского городского округа, в части проведения мероприятий по переводу земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности просят предоставить координатное описание в отношении образуемого земельного участка.

02.10.2023 Управление имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа направило письмо в ООО ЧКЦ «Земля» о подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под воинским захоронением, расположенным у с. Бедряж, для внесения в генплан Чернушинского городского округа мероприятий по его переводу из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.

02.10.2023 Управление имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа направило письмо Министру природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о предоставлении информации в отношении вышеуказанного земельного участка, расположен ли он на землях лесного фонда.

Подготовлены проекты паспортов воинских захоронений на территории Российской Федерации – братских захоронений в с. Бедряж, д. Ракино, д. Казанцево.

Из установленных в судебном заседании обстоятельств, согласно приведенным нормам права следует, что органы местного самоуправления владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, к вопросам местного значения относится содержание мест захоронения. За участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления, который несет обязанность по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

В ходе прокурорской проверки установлено, что земельные участки в районе братских захоронений не сформированы, кадастровые работы не проведены, сведения о границах и размерах земельных участков отсутствуют, паспорта на воинские захоронения не составлены, мероприятия по их содержанию не проводятся.

Прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц, по существу просил признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившегося в непринятии мер по проведению межевания земельных участков и разработке паспортов на воинские захоронения. Между тем, административными ответчиками представлены доказательства, свидетельствующие о принятии мер, направленных на организацию работ по проведению межевания земельных участков и разработке паспортов на воинские захоронения, о чем свидетельствуют заключение муниципальных контрактов, направление заявок, с приложением схем, подготовка проектов паспортов на воинские захоронения. Таким образом, оснований для признания бездействия административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер по проведению межевания земельных участков и разработке паспортов на воинские захоронения, суд не усматривает, в данной части требования удовлетворению не подлежат.

Однако в полном объеме обязанности административными ответчиками по проведению межевания земельных участков, расположенных под воинскими захоронениями, по адресам: с. Бедряж, Чернушинский городской округ; д. Ракино, Чернушинский городской округ; с. Тауш, Чернушинский городской округ; с. Брод, Чернушинский городской округ; д. Е-Павлово, Чернушинский городской округ; д. Казанцево, Чернушинский городской округ, а также по разработке паспортов на воинские захоронения, расположенные по адресам: с. Бедряж, Чернушинский городской округ; д. Ракино, Чернушинский городской округ; с. Тауш, Чернушинский городской округ; с. Брод, Чернушинский городской округ; п. Николаевский, Чернушинский городской округ; д. Е-Павлово, Чернушинский городской округ; с. Верх-Емаш, Чернушинский городской округ; д. Казанцево, Чернушинский городской округ, не выполнены, что не оспаривалось представителем административных ответчиков в судебном заседании.

Представитель административных ответчиков в судебном заседании выразил, позицию о согласии с требованиями административного истца о возложении обязанности по проведению межевания земельных участков и разработке паспортов на воинские захоронения, в том числе и со сроками выполнения работ, признав их разумными.

Учитывая, что создается угроза обеспечения права на доступ к культурным ценностям, историческому и культурному наследию, уточненные административные исковые требования прокурора Чернушинского района Пермского края в части требований о возложении обязанности в срок до 01.07.2025 провести межевание земельных участков, расположенных под воинскими захоронениями, в срок до 01.03.2024 разработать паспорта на воинские захоронения, указанные в административном исковом заявлении, суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Чернушинского района Пермского края удовлетворить частично.

В удовлетворении административных исковых требований прокурора Чернушинского района Пермского края о признании незаконным бездействие администрации Чернушинского городского округа, Управления имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа в непринятии мер по проведению межевания земельных участков и разработке паспортов на воинские захоронения, отказать.

Возложить обязанность на администрацию Чернушинского городского округа, Управление имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа в срок до 01.07.2025 провести межевание земельных участков, расположенных под воинскими захоронениями, расположенных по адресам:

- с. Бедряж, Чернушинский городской округ,

- д. Ракино, Чернушинский городской округ,

- с. Тауш, Чернушинский городской округ,

- с. Брод, Чернушинский городской округ,

- д. Е-Павлово, Чернушинский городской округ,

- д. Казанцево. Чернушинский городской округ.

Возложить обязанность на администрацию Чернушинского городского округа, Управление имущественных отношений администрации Чернушинского городского округа в срок до 01.03.2024 разработать паспорта на воинские захоронения, расположенные по адресам:

- с. Бедряж, Чернушинский городской округ,

- д. Ракино, Чернушинский городской округ,

- с. Тауш, Чернушинский городской округ,

- с. Брод, Чернушинский городской округ,

- п. Николаевский, Чернушинский городской округ,

- д. Е-Павлово, Чернушинский городской округ,

- с. Верх-Емаш, Чернушинский городской округ,

- д. Казанцево, Чернушинский городской округ.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 19.10.2023.

Председательствующий: подпись Е.И. Клепилина

Решение не вступило в законную силу.

Подлинный документ подшит в деле № 2а-619/2023

УИД № 59RS0042-01-2023-000758-56

Дело находится в производстве

Чернушинского районного суда Пермского края