ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-61/17 от 16.02.2017 Барун-хемчикского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-61/17

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Кызыл-Мажалык 16 февраля 2017 года

Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Монгуша В.Б., при секретаре Монгуш Т.В., с участием административного истца Маркс-оола А.М., его представителя ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Маркс-оола А.М. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Тыва, Управлению Росреестра по Республике Тыва о признании незаконным решения об отклонении заявления об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, признании технической ошибки, обязании совершить действие,

у с т а н о в и л :

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения об отклонении заявления об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, признании технической ошибки, обязании совершить действие.

Административный иск обоснован тем, что Постановлением Администрации с. Кызыл-Мажалык от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу <адрес>, состоящий на кадастровом учете под номером 1, на
который выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Рассматриваемый земельный участок учтен в составе земель населенных
пунктов. Согласно кадастровой выписке о земельном участке в
государственный кадастр недвижимости внесены сведения о его виде
разрешенного использования «Под административное здание». Однако земельный участок истцу предоставлен с находящимися на нем
объектами недвижимого имущества, предназначенными и позволяющими его
использовать исключительно для производственных сельскохозяйственных
целей, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции:
гидронасосные станции, весовая, котельная, административно-бытовое здание,
что следует из свидетельств о праве собственности на указанные здания и
сооружения от ДД.ММ.ГГГГ Документы, позволяющие внести в государственный кадастр недвижимости сведения о виде разрешенного использования «под административное здание», отсутствуют, что указывает на техническую ошибку в сведениях государственного кадастра о виде разрешенного использования. В связи с этим истцом подано заявление об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ с приложением документов, подтверждающих отсутствие административного здания на земельном участке и сведений о нем, а также обосновывающих вид разрешенного использования исправление вида разрешенного использования «под административное здание» на вид разрешенного использования «сельскохозяйственное использование».

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действующей на момент подачи заявления, ошибкой в государственном кадастре недвижимости является техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения, в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях).

Согласно п. п. 2 и 3 ст. 28 названного Федерального закона техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган: кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Решение органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки в сведениях должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит исправление такой ошибки.

Вопреки указанным требованиям закона Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва техническая ошибка о виде разрешенного использования не исправлена, принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении заявления об исправлении технической ошибки.

Административным ответчиком не признаны технической ошибкой несоответствующие документам сведения в государственном кадастре недвижимости.

Внесение в государственный кадастр сведений о виде разрешенного использования «Под административное здание» является технической ошибкой, вызванной неприменением документов на земельный участок и сведений единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в процессе внесения записей в государственный кадастр.

В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (ред. от 30.09.2015) утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Данным классификатором вид разрешенного использования «Под административное здание» не предусмотрен. Вместе с тем, в классификаторе содержится вид разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование» с кодом 1.0- ведение сельского хозяйства, включающий в себя коды 1.1-1.18, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные к территориальной зоне сельскохозяйственного использования.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.

Содержащаяся в государственном кадастре недвижимости техническая ошибка нарушает право на использование земельного участка по его назначению, а также использование размещенных на нем зданий и сооружений для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, препятствует сельскохозяйственному использованию земельного участка.

Просит суд признать незаконным решение Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении заявления об исправлении технической ошибки; признать технической ошибкой в сведениях государственного кадастра недвижимости на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, сведения о виде разрешенного использования «под административное здание» со дня внесения сведений о виде разрешенного использования; обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Тыва исправить техническую ошибку о виде разрешенного использования путем внесения сведений о виде разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» для «размещения зданий, сооружений, используемых для производства, хранения первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции». Не согласившись с исковыми требованиями, представитель истца, действующая по доверенности подала возражение в котором указала, что при проверке представленных документов и документов на основании, которых сведения о данном объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости, выявлено, что в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, отсутствуют основания для исправления технической ошибки в сведениях вида разрешенного использования с «под административное здание» на вид «для сельскохозяйственного использования».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28 Закона о кадастре, редакция которого действовала на момент вынесения решения, технической ошибкой являлась описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Исходя из изложенного выше, для исправления технической ошибки, необходима проверка документов, на основании которых внесены сведения о спорном земельному участке.

В результате проверки установлено, что в документах, на основании которых внесены сведения о земельном участке, нет сведений о виде разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» для размещения зданий, сооружений, используемых для производства, хранения первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции». В связи с этим было принято решение об отклонении заявления Маркс-оола А.М. об исправлении технической ошибки в сведениях об объекте недвижимости.

На доводы административного истца о том, что в соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, которым вид разрешенного использования «Под административное здание» не предусмотрен, отмечают, что данное утверждение административного истца верно. В указанном классификаторе видов разрешенного использования земельных участков не предусмотрен вид разрешенного использования «под административное здание».

Однако при внесении сведений о спорном земельном участке кадастровые инженера руководствовались тем, что объекты, расположенные на данном земельном участие являются административными зданиями, в связи с чем в качестве вида разрешенного использования указано «под административное здание».

Вместе с тем истец самовольно пытается изменить вид разрешенного использования земельного участка, хотя в соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Считают, что административному истцу необходимо обратиться в орган местного самоуправления, предоставивший в пользование земельный участок, для изменения вида разрешенного использования земельного участка. Просит отказать в удовлетворении административного искового заявления Маркс-оола А.М.

Определением суда от 07 февраля 2017 года в качестве второго административного ответчика привлечено Управление Росреестра по Республике Тыва.

В судебном заседании административный истец ФИО2 и его представитель ФИО1, поддержав иск, просили удовлетворить его по указанным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика ФИО3, действующая по доверенности, просила рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).

В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1). Тем самым правовой режим земель формируется с учетом их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Вместе с тем и в изъятие из общего правила, земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования на основании пункта 11 статьи 85 Земельного кодекса используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п. 2 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 года N 42 (в ред. от 20.01.2016) «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» (утративший силу с 1 января 2017 года согласно Приказу Минэкономразвития России от 21.11.2016 № 733 «О признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России и отдельного положения приказа Минэкономразвития России в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество»), им устанавливалась структура, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структура, состав и правила ведения кадастровых дел.

Согласно п. 4 Порядка при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются кадастровые процедуры, в том числе по учету изменений объекта недвижимости (в том числе учет (снятие с учета) части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя объекта недвижимости, учет в связи с исправлением кадастровой ошибки); исправление технических ошибок в кадастровых сведениях; изменение сведений ГКН о земельном участке при исправлении кадастровой ошибки в сведениях ГКН о местоположении границ земельного участка в случае, указанном в части 7 статьи 28 Закона о кадастре.

Порядок исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости регулируется статьей 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон). Согласно пунктам 1 и 2 части 1 указанной статьи под технической ошибкой (опиской, опечаткой, грамматической или арифметической ошибкой либо подобной ошибкой) понимается допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости ошибка, приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; под кадастровой ошибкой в сведениях - воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка из документа, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 указанного Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Пунктом 35 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 года N 42, предусмотрено, что основанием для принятия решения об отклонении заявления об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях на основании заявления заинтересованного в исправлении такой ошибки лица является отсутствие противоречий между сведениями Реестра и сведениями, содержащимися в документах кадастрового дела (документах, на основании которых такие сведения вносились в Реестр).

Согласно п.п. 21,22 Порядка решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления заинтересованного лица и следующих документов, в частности: государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей"; документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания; иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок

Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке. Земельный участок находится в черте села Кызыл-Мажалык и относится к категории земель населенных пунктов.

В кадастровой выписке вид разрешенного использования земельного участка поименован как «под административное здание».

Решением Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ за отклонено заявление Маркс-оола А.М. в исправлении технической ошибки в сведениях объекта недвижимости расположенного по адресу: <адрес>, на основании ч. 2 ст. 28 Закона о кадастре. Решение мотивировано тем, что при проверке представленных документов и документов на основании, которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости, выявлено, что в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, отсутствуют основание для исправления технической ошибки в сведениях вида разрешенного использования с «под административное задание» на «для сельскохозяйственного использования».

Судом установлено, что документами, на основании которых вносились сведения в реестр, административный орган указал в оспариваемом решении свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем в указанных документах не содержатся сведений о том, что земельный участок предоставлен для использования под административное здание.

Из утверждений представителя ответчика следует, что при внесении сведений о спорном земельном участке кадастровые инженеры руководствовались тем, что объекты, расположенные на земельном участке истца являются административными зданиями, в связи с чем в качестве вида разрешенного использования указано «под административное здание».

Таким образом, сведения в реестре о виде разрешенного использования «под административное здание» противоречит документам, на основании которых такие сведения вносились в Реестр.

При таких обстоятельствах при присвоении спорному земельному участку вида разрешенного использования не было учтено отсутствие в правоустанавливающих документах вида разрешенного использования указанного участка и функциональное назначение расположенных на участках зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства.

Таким образом, при определении номера вида разрешенного использования спорного земельного участка и при принятии решения об устранении технической ошибки административный орган согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства должен был в условиях отсутствия в правоустанавливающих документах сведений о разрешенном использовании установить на основании данных реестра, для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости, соответственно довод административного ответчика о том, что административному истцу для изменения вида разрешенного использования земельного участка необходимо обратиться в орган местного самоуправления, предоставивший в пользование земельный участок следует признать несостоятельным.

При таких обстоятельствах суд считает, что требование административного истца об устранении технической ошибки является правомерным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175,176, 178-180 КАС РФ, суд,

р е ш и л :

административное исковое заявление Маркс-оола А.М. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Тыва, Управлению Росреестра по Республике Тыва о признании незаконным решения об отклонении заявления об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, признании технической ошибки, обязании совершить действие.

Признать незаконным решение Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении заявления об исправлении технической ошибки.

Признать технической ошибкой в сведениях государственного кадастра недвижимости на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, сведения о виде разрешенного использования «под административное здание» со дня внесения сведений о виде разрешенного использования.

Обязать Филиал Федерального государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Тыва исправить техническую ошибку в виде разрешенного использования путем внесения сведений о виде разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» для «размещения зданий, сооружений, используемых для производства, хранения первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Тыва через Барун-Хемчикский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2017 года (с учетом выходных и праздничных дней 18- 19, 23 февраля 2017 года).

Судья Монгуш В.Б.