ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-61/19 от 07.03.2019 Красночикойского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а- 61/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Красный Чикой 7 марта 2019 года

Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Гусмановой И.С.,

при секретаре Перминовой О.О.,

с участием:

административного истца прокурора Красночикойского района Шпинёва А.В.,

представителя административного ответчика Никифоровой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Красночикойского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Красночикойский район» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности сформировать перечень земельных участков, подлежащих предоставлению гражданам в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красночикойского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на следующее.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения земельного законодательства в части однократного бесплатного предоставления земельных участков, в ходе которой установлено следующее.

По состоянию на 12 февраля 2019 г. в администрации муниципального района «Красночикойский район» на учете для однократного и бесплатного предоставления земельного участка состоит 133 гражданина, не обеспеченных земельными участками. На момент проверки сформировано 44 земельных участка, которые после государственной регистрации права муниципальной собственности будут предоставлены гражданам льготной категории.

За последние пять лет земельными участками обеспечено 38 граждан, из них: 24 гражданина, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, 6 детей-инвалидов, 8 граждан, признанных нуждающимися в жилом помещении.

Таким образом, органом местного самоуправления в целях исполнения обязанности по предоставлению земельных участков земельные участки в надлежащем количестве не сформированы, что не позволяет обеспечить участками граждан, имеющих указанное право.

Согласно ч.1 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В силу пп. 6,7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, земельного участка иным не указанным в подпункте б настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 39.19 Земельного кодекса РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст.4 Закона Забайкальского края от 1 апреля 2009 № 152-ЗЗК «О государственном регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, находящихся в федеральной собственности, предоставляются однократно в собственность бесплатно в случаях предоставления гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, инвалидам I и II групп, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении, детям-инвалидам, либо семьям, имеющим ребенка-инвалида.

Согласно п.п. 12,13,14 названного Закона Забайкальского края предоставление в собственность земельных участков осуществляется по мере формирования и постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам.

Уполномоченный орган или уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает подготовку проекта планировки территории, на которой расположены такие земельные участки, формирование земельных участков, а также их постановку на государственный кадастровый учет.

Решение о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка принимается уполномоченным органом или уполномоченным органом местного самоуправления только в случае, если земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.

В течение 30 календарных дней со дня постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, уполномоченный орган или уполномоченный орган местного самоуправления своим решением включает данные земельные участки в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам.

Предоставление в собственность земельных участков осуществляется по мере формирования перечней, указанных в абзацах первом и втором части 13 настоящей статьи, и включения граждан в реестр в хронологической последовательности.

Лицам, указанным в пункте 4 части 2 статьи 4 настоящего Закона края, предоставляется не менее 40 процентов от общего количества земельных участков, включенных в перечень, указанный в абзаце первом части 13 настоящей статьи. Остальные земельные участки, включенные в указанный перечень, распределяются в равных долях между иными категориями лиц, имеющими право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков.

Из изложенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны в возможно короткие сроки сформировать перечень и поставить на кадастровый учет земельные участки, предназначенные для предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим право на данную меру социальной поддержки.

Учитывая количество граждан, которые администрацией муниципального района «Красночикойский район» приняты на учет в целях получения мер такой социальной поддержки, однако в течение длительного периода времени не обеспечены земельными участками, отсутствие на территории муниципального образования достаточного количества сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков создает угрозу нарушения прав лиц, имеющих право на предоставление земельного участка.

Так, в период 2014-2018 гг. в бюджете муниципального района на проведение кадастровых работ по формированию земельных участков льготным категориям граждан предусмотрено 430600 руб., которая является не достаточной для исполнения возложенной обязанности по предоставлению в собственность земельных участков, в бюджете района на 2019 год заложено 300000 руб.

Кроме того, прокуратурой района в июле 2018 года проводилась аналогичная проверка, по результатам которой в адрес главы района внесено представление, однако до настоящего времени меры по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков в объеме, обеспечивающем потребности граждан, состоящих на учете в администрации муниципального район «Красночикойский район» в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не приняты.

Не принятие достаточных мер по исполнению обязанности по предоставлению льготной категории граждан в собственность земельных участков на протяжении длительного времени нарушает права граждан, в том числе несовершеннолетних и инвалидов.

Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Красночикойский район» по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков для целей бесплатного предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства в объеме, обеспечивающем потребности граждан, состоящих на учете в администрации муниципального район «Красночикойский район» в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Обязать администрацию муниципального района «Красночикойский район» сформировать перечень земельных участков, подлежащих предоставлению в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим такое право, в объеме, обеспечивающем потребности граждан, состоящих на учете в администрации муниципального район «Красночикойский район» в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании административный истец прокурор Красночикойского района Шпинёв А.В. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным выше.

Представитель административного ответчика Никифорова И.В., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора не признала, по следующим основаниям.

По состоянию на 1 марта 2019 года в очереди на однократное бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства состоит 135 семей и лиц, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков на территории муниципального района «Красночикойский район» для индивидуального жилищного строительства. За последнее время обеспечено бесплатными земельными участками 24 семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, 8 граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении, 8 детей-инвалидов, либо семей, имеющих ребенка-инвалида.

Постановлениями администрации муниципального района Красночикойский район» ежегодно формируются перечни земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков на территории муниципального района «Красночикойский район», для индивидуального жилищного строительства. В 2019 году запланировано включить в перечень и предоставить бесплатно гражданам 50 участков.

Формирование земельных участков происходит за счет заложенных на эти цели средств в бюджете муниципального района «Красночикойский район» на текущий финансовый год.

Бесплатное предоставление в собственность граждан земельных, участков, находящихся в собственности муниципального района «Красночикойский район», и земельных участков на территории муниципального района «Красночикойский район», государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства, производится в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Забайкальского края «О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края» N 152-ЗЗК от 1 апреля 2009 года, Положением, утвержденным решением Совета муниципального района «Красночикойский район», № 92 от 26 августа 2011 г., Регламентом, утвержденным постановлением администрации муниципального района «Красночикойский район» № 384 от 15 июня 2017 г.

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно п. 2 ст. 4 Закона Забайкальского края «О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края» № 152-ЗЗК от 1 апреля 2009 года земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, находящихся в федеральной собственности, предоставляются однократно в собственность бесплатно в случаях предоставления следующим категориям граждан Российской Федерации: 1) ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам Великой Отечественной войны; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания в государственном (муниципальном) учреждении, у опекунов или попечителей до достижения ими 25 лет; 3) инвалидам I и II групп; 4) гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет; 5) гражданам (в том числе молодым семьям), признанным в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении; 6) детям-инвалидам, либо семьям, имеющим ребенка-инвалида.

Согласно ст. 4.1. Закона Забайкальского края № 152-ЗЗК помимо случаев, установленных законодательством Российской Федерации, однократно бесплатно земельные участки из земель населенных пунктов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность для строительства индивидуальных жилых домов в размерах, установленных в статье 3 Закона, гражданам, отнесенным к категориям, указанным в пункте 1 и 2 статьи 4.1. Закона о регулировании земельных отношений.

В силу статьи 4 Закона о регулировании земельных отношений земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства без торгов однократно бесплатно предоставляются гражданам, относящимся к категориям, указанным в пункте 2 названной статьи, в порядке, установленном статьей 5 Закона о регулировании земельных отношений.

Согласно п. 12. ст. 5 Закона предоставление в собственность земельных участков осуществляется по мере формирования и постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам.

Уполномоченный орган или уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает подготовку проекта планировки территории, на которой расположены такие земельные участки, формирование земельных участков, а также их постановку на государственный кадастровый учет.

Решение о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка принимается уполномоченным органом или уполномоченным органом местного самоуправления только в случае, если земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.

Согласно п. 13 ст. 5 Закона в течение 30 календарных дней со дня постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, уполномоченный орган или уполномоченный орган местного самоуправления своим решением включает данные земельные участки в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам.

Земельные участки, сформированные за счет земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Забайкальского края, решением уполномоченного органа включаются в перечень земельных участков, сформированных за счет земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Забайкальского края, и предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам.

Указанные перечни должны содержать местоположение, кадастровые номера, площадь, вид разрешенного использования земельных участков.

Перечни и изменения к ним утверждаются уполномоченным органом или уполномоченным органом местного самоуправления и не позднее 15 календарных дней с даты утверждения подлежат опубликованию в уполномоченном органе печати и размещению на официальном сайте уполномоченного органа или уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в тот же срок.

Согласно п. 14. ст. 5 Закона предоставление в собственность земельных участков осуществляется по мере формирования перечней, указанных в абзацах первом и втором части 13 статьи 5, и включения граждан в реестр в хронологической последовательности.

Согласно п. 1. ст. 5 Закона земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, указанным в пунктах 4 -7 части 2 статьи 4 настоящего Закона края, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства уполномоченным органом или уполномоченным органом местного самоуправления на основании заявления, поданного в уполномоченный орган или уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее также - МФЦ), с приложением документов указанных в п. 2 настоящей статьи.

Таким образом, порядок формирования и осуществления кадастрового учета земельных участков, постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления участков определен законами субъекта Российской Федерации. Вместе с тем федеральным законодательством либо законодательством субъекта Российской Федерации не ограничен срок совершения указанных действий.

Исковыми требованиями прокурор, возлагая на органы местного самоуправления обязанности и устанавливая сроки их выполнения, не предусмотренные нормативными правовыми актами, противоречат нормам федерального и краевого законодательства.

Любое обязательство государства по бесплатному предоставлению земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, должно быть обеспечено необходимыми земельными ресурсами в соответствующем объеме и реализуемо на практике. Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2008 года № 121-О-О отсутствие возможности формирования земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от б октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета относится к вопросам местного значения муниципального района.

Утверждение местного бюджета действующее законодательство относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).

Понуждение органа местного самоуправления к включению в бюджет определенных расходов является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

В дополнении к отзыву представитель административного ответчика указал, что оснований признавать незаконным бездействие администрации муниципального района «<адрес>» по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков для целей бесплатного предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства не имеется, так как работа в данном направлении администрацией ведется.

Так, 24-ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального района «<адрес>» в Красночикойский филиал КГАУ «МФЦ <адрес>» подано 9 заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а именно, земельных участков, находящихся в собственности сельского поселения «Красночикойское», и переданных администрации муниципального района «<адрес>» в постоянное (бессрочное) пользование. Однако, несмотря на то, что ранее подобные регистрационные действия проводились, по вышеназванным земельным участкам пришли уведомления о приостановке государственной регистрации права без одновременного государственного кадастрового учета. Кроме того, в настоящее время в постоянном (бессрочном) пользовании администрации муниципального района «<адрес>» находится еще 29 земельных участков, предназначенных для целей бесплатного предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства. Также, на 2019 года запланированы средства в размере 401 500 рублей для межевания земель, техпаспортизации, из них 300 000 рублей для формирования дополнительных 50 земельных участков для целей бесплатного предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства. В настоящее время, в собственности муниципального района «<адрес>» нет земельных участков для индивидуального жилищного строительства, о чем свидетельствует выписка из единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, за исключением двух земельных участков, предназначенных для строительства жилья детям-сиротам. Дополнительных средств для направления на вышеназванные цели в бюджете муниципального района «<адрес>» нет и предусмотреть не представляется возможным. Просила отказать прокурору в удовлетворении административного иска.

Выслушав участвующих лиц, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, на ДД.ММ.ГГГГ на учете на однократное бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Красночикойского <адрес> состоит 135 семей и лиц (л.д.____). С 2013 года обеспечено бесплатными земельными участками 24 семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, 8 граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении, 8 детей-инвалидов, либо семей, имеющих ребенка-инвалида.

В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с подпунктом 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно, а также иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗЗК «О регулировании земельных отношений на территории <адрес>» (далее <адрес> о земельных отношениях) бесплатное предоставление в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в случаях, предусмотренных федеральным законом и настоящим <адрес>.

В соответствии с ч. 2 ст. <адрес> о земельных отношениях земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, находящихся в федеральной собственности, предоставляются однократно в собственность бесплатно в случаях предоставления следующим категориям граждан Российской Федерации: 1) ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам Великой Отечественной войны; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания в государственном (муниципальном) учреждении, у опекунов или попечителей до достижения ими 25 лет; 3) инвалидам I и II групп; 4) гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет; 5) гражданам (в том числе молодым семьям), признанным в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении; 6) детям-инвалидам, либо семьям, имеющим ребенка-инвалида; 7) жителям монопрофильных муниципальных образований <адрес>, уволившимся с градообразующих предприятий в связи с их консервацией и выразившим согласие на переезд в иной населенный пункт <адрес> и трудоустройство в нем.

Порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства определен в ст. <адрес> о земельных отношениях.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, указанным в пунктах 4 - 7 части 2 статьи 4 настоящего <адрес>, в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства уполномоченным органом или уполномоченным органом местного самоуправления на основании заявления, поданного в уполномоченный орган или уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Заявление может быть направлено в форме электронного документа через государственную информационную систему "Портал государственных и муниципальных услуг <адрес>" (ч. 1 ст. <адрес> о земельных отношениях).

Уполномоченный орган или уполномоченный орган местного самоуправления на основании поступившего заявления в течение 30 календарных дней со дня его регистрации принимает решение о принятии заявителя на учет в качестве лица, имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, либо отказывает в принятии его на учет (ч. 3 ст. <адрес> о земельных отношениях).

При принятии решения о принятии заявителя на учет в качестве лица, имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, уполномоченный орган или уполномоченный орган местного самоуправления включает заявителя в реестр лиц, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков (далее - реестр), о чем в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения выдает (направляет) заявителю уведомление в письменной форме либо направляет данное уведомление в МФЦ для выдачи заявителю.

Порядок ведения реестра утверждается уполномоченным органом или уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией в сфере земельных отношений (ч. 6 ст. <адрес> о земельных отношениях).

Согласно ч. 12 ст. <адрес> о земельных отношениях, предоставление в собственность земельных участков осуществляется по мере формирования и постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам. Уполномоченный орган или уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает подготовку проекта планировки территории, на которой расположены такие земельные участки, формирование земельных участков, а также их постановку на государственный кадастровый учет. Решение о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка принимается уполномоченным органом или уполномоченным органом местного самоуправления только в случае, если земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.

В течение 30 календарных дней со дня постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, уполномоченный орган или уполномоченный орган местного самоуправления своим решением включает данные земельные участки в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам.

Земельные участки, сформированные за счет земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти <адрес>, решением уполномоченного органа включаются в перечень земельных участков, сформированных за счет земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти <адрес>, и предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам.

Указанные перечни должны содержать местоположение, кадастровые номера, площадь, вид разрешенного использования земельных участков.

Перечни и изменения к ним утверждаются уполномоченным органом или уполномоченным органом местного самоуправления и не позднее 15 календарных дней с даты утверждения подлежат опубликованию в уполномоченном органе печати и размещению на официальном сайте уполномоченного органа или уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в тот же срок (ч. 13 ст. <адрес> о земельных отношениях).

Предоставление в собственность земельных участков осуществляется по мере формирования перечней, указанных в абзацах первом и втором части 13 настоящей статьи, и включения граждан в реестр в хронологической последовательности (ч. 14 ст. <адрес> о земельных отношениях).

Лицам, указанным в пункте 4 части 2 статьи 4 настоящего <адрес>, предоставляется не менее 40 процентов от общего количества земельных участков, включенных в перечень, указанный в абзаце первом части 13 настоящей статьи. Остальные земельные участки, включенные в указанный перечень, распределяются в равных долях между иными категориями лиц, имеющими право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков.

Земельные участки, включенные в перечень, указанный в абзаце втором части 13 настоящей статьи, предоставляются только лицам, указанным в пункте 4 части 2 статьи 4 настоящего <адрес> (ч. 15 ст. <адрес> о земельных отношениях).

Уполномоченный орган или уполномоченный орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней после даты опубликования перечня (изменений к нему) в соответствии с очередностью граждан, количеством и порядковыми номерами земельных участков, включенных в перечень, выдает (направляет) гражданам, принятым на учет в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, извещения с указанием сведений о предполагаемом к предоставлению земельном участке (кадастровом номере, местоположении, площади, виде разрешенного использования земельного участка) и предложением явиться в уполномоченный орган, уполномоченный орган местного самоуправления или в МФЦ и подтвердить свое согласие на приобретение данного земельного участка путем заполнения соответствующего заявления, форма которого утверждается уполномоченным органом или уполномоченным органом местного самоуправления (ч. 16 ст. <адрес> о земельных отношениях).

Решением Совета муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования муниципальный район «<адрес>», государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства» (далее Положение), которое регулирует вопросы бесплатного предоставления в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности муниципального района «<адрес>», и земельных участков на территории Красночикойского <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с частью 4 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗЗК «О регулировании земельных отношений на территории <адрес>» (л.д._____).

Как следует из п. 15 вышеуказанного Положения, обращения граждан о бесплатно предоставлении в собственность земельных участков удовлетворяются по мере формирования перечня. При этом лицам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, предоставляется не менее 40 процентов от общего количества участков, включенных в перечень; остальные земельные участки, включенные в перечень, распределяются в равных долях между иными категориями лиц, имеющими право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков.

В целях бесплатного предоставления земельных участков в собственность гражданам в соответствии с Законом уполномоченный орган: обеспечивает подготовку проекта планировки территории, на которой расположены такие земельные участки, формирование земельных участков, а также их постановку на государственный кадастровый учет; своим решением включает земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления в собственность гражданам, в перечень; принимает в соответствии с настоящим Порядком решение о бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам (л.д.____).

Учитывая изложенное, <адрес> о земельных отношениях, а также Положением от ДД.ММ.ГГГГ определены порядок бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, формирования и осуществления кадастрового учета земельных участков, постановка на учет граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков. Однако федеральным законодательством либо законодательством субъекта Российской Федерации не ограничен срок формирования перечня земельных участков, подлежащих предоставлению в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим такое право и состоящим на соответствующем учете, в объеме, обеспечивающем их потребности.

Требования административного истца фактически направлены на изменение <адрес> о земельных отношениях, путем возложения на орган местного самоуправления в лице администрации муниципального района «<адрес>» обязанностей и сроков их исполнения, не предусмотренных нормативными правовыми актами.

Вопреки доводам административного истца, у суда не имеется оснований полагать наличие незаконного бездействия со стороны администрации муниципального района «<адрес>» по формированию и постановке на кадастровый учет земельных участков для целей бесплатного предоставления гражданам льготной категории для индивидуального жилищного строительства в объеме, обеспечивающем потребности граждан, состоящих на учете.

Постановлением администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с частью 4 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗЗК «О регулировании земельных отношений на территории <адрес>», Положением о порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования муниципальный район «<адрес>», государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении, детям-инвалидам (5 земельных участков) (далее - Перечень) (л.д._____).

В дальнейшем в указанный Перечень вносились изменения и дополнения, в том числе о включении новых земельных участков, в частности постановлениями администрации муниципального района «Красночикойский район» от ДД.ММ.ГГГГ от (7 земельных участков), от ДД.ММ.ГГГГ (6 земельных участков), от ДД.ММ.ГГГГ (2 земельных участка), от ДД.ММ.ГГГГг. (один земельный участок), от ДД.ММ.ГГГГ (один земельный участок), от ДД.ММ.ГГГГ (10 земельных участков), от ДД.ММ.ГГГГ (один земельный участок), от ДД.ММ.ГГГГ (семь земельных участков), от ДД.ММ.ГГГГ (один земельный участок), от ДД.ММ.ГГГГ (девять земельных участков) (л.д.____).

Постановлением администрации муниципального района «Красночикойский район» от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Бесплатное предоставление в собственность гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального района «Красночикойский район», и земельный участков на территории муниципального района «Красночикойский район», государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства» (л.д._____).

Допрошенная в качестве свидетеля начальник отдела по имущественным и земельным вопросам администрации муниципального района «Красночикойский район» Безбородова Ю.Н. в суде показала, что реестр лиц. Имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков на территории муниципального района «Красночикойский район» для индивидуального жилищного строительства ведется с 2012 года. Также с 2012 года в администрации муниципального района ведется перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении, детям-инвалидам. Трудности с формированием земельных участков для бесплатного предоставления гражданам льготной категории связаны с недостаточным финансированием на указанные цели, а также с тем, что в районе не было свободных земель указанной категории, так как многие состоящие на учете граждане хотели бы получить земельный участок в с. Красный Чикой. В этой связи администрацией была проведена работа, администрацией сельского поселения «Красночикойское» было выделено два урочища «Буруниха» и «Пановка», где осенью 2018 г. начали формироваться земельные участки. В начале 2019 года 12 участков было предоставлено гражданам льготной категории. В конце 2018 года было сформировано ещё 38 земельных участков, документы по 9 участкам были сданы на государственную регистрацию права собственности, однако она была приостановлена до 4 мая 2019 г. в связи с наличием противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами. В настоящее время данная проблема решается. Законом не установлены сроки формирования перечня земельных участков для предоставления бесплатно в собственность льготной категории граждан. Кроме того, они ограничены теми денежными средствами, которые ежегодно закладываются в бюджете на данные цели. На 2019 года в бюджете муниципального района предусмотрено 300 000 рублей на формирование 50 земельных участков для целей бесплатного предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства.

Как следует из предоставленных суду уведомлений от 4 февраля 2019 г. муниципальное образование муниципальный район «Красночикойский район» извещено о приостановлении государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета в отношении 9 земельный участков с кадастровыми номерами: расположенных в с. Красный Чикой Красночикойского района Забайкальского края по ул. Летняя и ул. Ягодная в связи с наличием противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами (л.д.____).

Согласно лимитам бюджетных обязательств на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годы администрации муниципального района «Красночикойский район» на 2019 года запланированы денежные средства в размере 401 500 рублей для межевания земель, техпаспортизации (л.д.___).

В соответствии с Выпиской из единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, в собственности муниципального района «Красночикойский район» отсутствуют земельные участки для индивидуального жилищного строительства, за исключением двух земельных участков с кадастровыми номерами в с. Красный Чикой (стр. 108) и в с. Захарово (стр. 111), предназначенных для строительства жилья детям-сиротам (л.д.___).

Приведенные обстоятельства не могут указывать на принятие недостаточных мер административным ответчиком по исполнению обязанности по предоставлению льготной категории граждан в собственность земельных участков.

Административным истцом суду не было представлено доказательств того, что администрация муниципального района «Красночикойский район» располагая достаточными финансовыми и земельными ресурсами, чтобы обеспечить потребности состоящей на учете льготной категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства, незаконного бездействовала.

Кроме того, суд учитывает, что в соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации определено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от б октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета относится к вопросам местного значения муниципального района.

Возложение на орган местного самоуправления обязанности сформировать перечень земельных участков, подлежащих предоставлению в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим такое право, в объеме, обеспечивающем потребности граждан, состоящих на учете в администрации муниципального район «Красночикойский район» в качестве лиц, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, повлечет изменение утвержденного местного бюджета, которое действующее законодательство относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), что в свою очередь является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административных исковых требований и.о. прокурора Красночикойского района не имеется.

В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление и.о. прокурора Красночикойского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Красночикойский район» оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано или опротестовано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Красночикойский районный суд Забайкальского края.

Судья: И.С. Гусманова

Решение суда принято в окончательной форме 18 марта 2019 года.

Судья: И.С. Гусманова