ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-61/20 от 17.07.2020 Тверской гарнизонного военного суда (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2а-61/2020

17 июля 2020 года г. Тверь

Тверской гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Попова А.В.; с участием представителя командира войсковой части 53956 и войсковой части 53956 ФИО1, при помощнике судьи Другове А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению войсковой части 53956, поданному ее командиром полковником ФИО2, об оспаривании действий Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Сухопутным войскам) и начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Сухопутным войскам), связанных с отказом снять с контроля выявленный недостаток - факт отсутствия первичных документов (путевых листов) автомобильной службы войсковой части 53956, подтверждающих расход горючего на общую сумму 23422002 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Войсковая часть 53956 в лице ее командира полковника ФИО2 обратилась в военный суд с административным исковым заявлением, указав в качестве административных ответчиков начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Сухопутным войскам) (далее – Управление), из содержания которого и приложенных к нему документов усматривается, что 8 мая 2019 года Тверским гарнизонным военным судом было рассмотрено административное исковое заявление командира войсковой части 53956 об оспаривании действий начальника Управления и Управления, связанных с отказом в снятии с контроля пункта 14 раздела 9 (Предложения) Акта Управления от 22 июля 2016 года № 229/СВ/2016/5 (далее - Акт) по факту отсутствия первичных документов (путевых листов) автомобильной службы войсковой части 53956, подтверждающих расход горючего на общую сумму 23 422 002 руб., которое было удовлетворено. Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда от 22 августа 2019 года вышеуказанное решение Тверского гарнизонного военного суда было отменено, в удовлетворении административного искового заявления отказано. Основанием для отмены решения Тверского гарнизонного военного суда послужило непринятие командиром войсковой части 53956 всех исчерпывающих мер по расследованию причин пропажи, уничтожения или порчи путевых листов. В связи с этим приказом командира войсковой части 53956 от 30 декабря 2019 года № 1586 в воинской части была образована комиссия и организована соответствующая работа после чего командование воинской части направило в Управление ходатайство в котором сообщило о проделанной работе и просило снять п. 14 раздела 9 акта с контроля, как исполненный, в чем Управлением было отказано. На основании изложенного командир войсковой части 53956, полагая нарушенными свои права, просил суд обязать административных ответчиков снять с контроля факт отсутствия первичных документов (путевых листов) автомобильной службы войсковой части 53956, подтверждающих расход горючего на общую сумму 23422002 руб.

В судебном заседании представитель командира войсковой части 53956 и войсковой части 53956 ФИО1 поддержала заявленные требования и в их обоснование привела доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Начальник Управления и представитель заинтересованного лица - федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» (далее - УФО), извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли.

В письменных возражениях начальник Управления заявленные требования не признал, указав, что в настоящее время обстоятельства, связанные с утратой путевых листов остались прежними.

По итогам контрольных мероприятий, проведенных в войсковой части 53956, был составлен Акт от 22 июля 2016 года № 229/СВ/2016/5, который был вручен воинской части и подписан командиром войсковой части 53956 гвардии полковником ФИО2.

В соответствии с Положением о Межрегиональном управлении, утвержденным приказом директора Департамента ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации от 26 марта 2018 г. № 69, Межрегиональное управление осуществляет контроль за устранением выявленных нарушений и недостатков, своевременным и полным возмещением ущерба, в связи с чем принимает решение о снятии с контроля предложений, внесенных в акт по результатам контрольного мероприятия, только на основании полного пакета документов, представленного по каждому предложению, и исчерпывающего принятия всех мер.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (утратил силу с 1 января 2013 года) и частью 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

До 1 января 2013 года согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы оформлялись по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не была предусмотрена в этих альбомах, должны были содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

После 1 января 2013 года согласно части 4 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

В соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации приказами Министерства финансов Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. № 173н (утратил силу с 19 июня 2015 г.), 30 марта 2015 г. № 52 н для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных (муниципальных) учреждений утверждены формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и Методические указания по их применению.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2008 года № 139 «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации» утверждены и введены в действие неунифицированные формы документов, используемые в финансово-хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, а также определены унифицированные формы регистров бюджетного учета и первичных учетных документов для оформления хозяйственных операций и ведения бюджетного учета в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Согласно Акту выявлено отсутствие первичных учетных документов по поступлению и выбытию вооружения, военной, специальной техники и иных материальных ценностей, в том числе путевых листов автомобильной службы войсковой части 53956, подтверждающих расход горючего на общую сумму 23 422,002 тыс. руб. в 2011- 2014 годах.

В соответствии с пунктом 90 Руководства по учету вооружения, военной, специальной техники и иных материальных ценностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 апреля 2013 г. № ЗООдсп, при эксплуатации автомобильной техники (в том числе легковых автомобилей), а также специального оборудования с приводом от двигателя списание израсходованного горючего производится по акту о списании материальных запасов (форма по ОКУД 0504230) с приложением к нему путевых листов (формы по ОКУД 6002208, 6002209).

Приказами Минобороны России от 15 декабря 2010 г. № 173н (утратил силу с 19 июня 2015 г.), 30 марта 2015 г. № 52н, приказом Министра обороны Российской Федерации № 139, Руководством о порядке использования автомобильной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации в мирное время, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 450, установлено: путевой лист (формы по ОКУД 6002208, 6002209) является основанием на выполнение задания, для определения экономии (перерасхода) горючего и смазочных материалов, а также к списанию горючего и смазочных материалов и составлению акта о списания материальных запасов (форма по ОКУД 0504230); акт о списании материальных запасов (форма по ОКУД 0504230) применяется для оформления решения о списании материальных запасов и служит основанием для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете воинской части выбытия со счетов бухгалтерского (бюджетного) учета материальных запасов.

Таким образом, наличие первичного документа, а именно путевого листа (формы по ОКУД 6002208,6002209) является обязательным условием при принятии решения о списании ГСМ и топлива. В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 12 июля 1999 г. №161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» полная материальная ответственность военнослужащих наступает в результате хищения, умышленного уничтожения, повреждения, порчи, незаконного расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействий) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Командованием войсковой части 53956 было принято решение о списании ГСМ при отсутствии предусмотренных законодательством необходимых подтверждающих первичных документов, что может трактоваться как незаконное расходование имущества.

В соответствии с представлением военной прокуратуры Тверского гарнизона от 31 октября 2016 г. № 5/8020, предостережением военной прокуратуры Тверского гарнизона от 31 октября 2016 г., письмом военной прокуратуры Тверского гарнизона от 27 февраля 2017 г. №5/1293 доведено, что в 2016-2017 годах военной прокуратурой Тверского гарнизона проведены проверочные мероприятия по фактам, указанным в Акте Межрегионального управления, по результатам которых (проверочных мероприятий) факт отсутствия первичных документов (путевых листов) автомобильной службы войсковой части 53956 за 2011-2014 годы, подтверждающих расход горючего на общую сумму 23 422 002 рублей, подтвердился, командиру воинской часть вменено принять меры по устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь, привести существующий порядок ведения первичной документации автомобильной службы в соответствие с требованиями закона, в том числе восстановить учетную документацию за период 2011-2014 годов.

Указанные выводы не противоречат позиции Межрегионального управления, действия которой оспариваются командованием войсковой части 53956.

Вместе с тем порядок восстановления первичных учетных документов предусмотрен пунктом 16 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция Минфина № 157н), предусматривающими, что в случае пропажи, уничтожения или порчи первичных (сводных) учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета руководитель субъекта учета, а при отсутствии у него полномочий - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, назначает комиссию по расследованию причин их пропажи, уничтожения, порчи, выявлению виновных лиц, а также принимает меры по восстановлению первичных (сводных) учетных документов и регистров бухгалтерского учета. При необходимости для участия в работе комиссии привлекаются представители следственных органов, охраны, государственного пожарного надзора.

Из вышеуказанного следует, что предложения Межрегионального управления о необходимости представить документы, подтверждающие списание ГСМ, проведение работ по устранению недостатков, выявленных в ходе проведения проверки, а также требования прокуратуры о восстановлении первичной учетной документации за период 2011-2014 годов являются законными и обоснованными.

В тоже время, как видно из апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда от 22 августа 2019 г. по административному делу № 2а-81/2019 по административному иску войсковой части 53956, командир воинской части на протяжении длительного периода времени не принимал всех должных исчерпывающих мер по расследованию причин пропажи, уничтожения, порчи путевых листов, выявлению виновных лиц, восстановлению первичных (сводных) учетных документов и регистров бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Инструкции Минфина № 157н, что послужило основанием для отказа в рассмотрении Межрегиональным управлением вопроса о снятии с контроля указанной суммы ущерба.

Вмести с тем, несмотря на принятые в 2020 году командованием воинской части меры, они оказались недостаточными, и требования суда апелляционной инстанции в полной мере реализованы не были, в связи с чем указанный вопрос не снят с контроля по следующим причинам.

Назначенная командиром воинской части комиссия по расследованию причин пропажи, уничтожения, порчи путевых листов формально установила только факт утраты (отсутствия) первичных учетных документов за 2011-2014 года, который и так был выявлен контрольной группой Межрегионального управления при проведении контрольных мероприятий.

Действенных мер командованием воинской части и комиссией (в соответствии с приказом командира воинской части от 30 декабря 2019 г. № 1586) по выявлению и установлению виновных лиц, в том числе с привлечением представителей следственных органов, не предпринималось.

Меры по восстановлению первичных (сводных) учетных документов согласно Инструкции Минфина № 157н не осуществлялись.

Командованием воинской части не были приняты иные меры по списанию ущерба (по мотивированному заключению комиссии и документальному подтверждению).

Вместе с тем, если вина лиц не установлена или взыскать ущерб не представляется возможным, то имеются основания для списания ущерба в порядке, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 октября 2013 г. № 775дсп «Порядок организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по списанию с учета сумм ущерба», за счет федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 2.2 Протокола селекторного совещания с руководителями территориальных финансовых органов и другими распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденного заместителем Министра обороны Российской Федерации Т. ФИО3 от 26 февраля 2015 г., снимать с учета суммы ущерба, а также суммы непринятых решений без согласования с Департаментом ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации запрещено. В связи с чем для снятия сумм ущерба с контроля Межрегиональное управление обязано предоставить в Департамент оправдательные документы и материалы, подтверждающие законность принятия таких решений, которые воинская часть так и не представила.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что 8 мая 2019 года Тверским гарнизонным военным судом было рассмотрено административное исковое заявление командира войсковой части 53956 об оспаривании действий начальника Управления и Управления, связанных с отказом в снятии с контроля пункта 14 раздела 9 (Предложения) Акта Управления от 22 июля 2016 года № 229/СВ/2016/5 по факту отсутствия первичных документов (путевых листов) автомобильной службы войсковой части 53956, подтверждающих расход горючего на общую сумму 23 422 002 руб., которое было удовлетворено.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда от 22 августа 2019 года вышеуказанное решение Тверского гарнизонного военного суда было отменено, в удовлетворении административного искового заявления отказано.

При этом в апелляционном определении среди прочего отмечено, что в случае пропажи в воинской части путевых листов командир воинской части должен был создать соответствующую комиссию по расследованию причин их пропажи, выявлению виновных лиц, а также принять меры по их восстановлению, при необходимости привлечь для участия к работе комиссии представителей следственных органов.

Приказом командира войсковой части 53956 от 30 декабря 2019 года № 1586 в воинской части была образована комиссия, члены которой 28 января 2020 года составили соответствующий акт, в котором указали об отсутствии возможности восстановить путевые листы в силу большого количества информации, и о недопустимости повторного их составления.

После этого командование воинской части направило в Управление ходатайство в котором сообщило о проделанной работе и просило снять п. 14 раздела 9 акта с контроля как исполненный.

Сообщением врио начальника Управления от 5 марта 2020 года, поступившим в войсковую часть 53956 24 марта 2020 года, командованию воинской части в этом было отказано.

Помимо пояснений ФИО1, вышеуказанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании: копией решения Тверского гарнизонного военного суда от 8 мая 2019 года; копией апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда от 22 августа 2019 года; выпиской из приказа командира войсковой части 53956 от 30 декабря 2019 года № 1586, актом № 1 от 28 января 2020 года; сообщением командира войсковой части 53956 от 31 января 2010 года № 244 и сообщением врио начальника Управления от 5 марта 2020 года № 229/СВ/151.

Поскольку командир войсковой части 53956 оспаривает действия Управления и его руководителя, связанные с отказом в 2020 году снять с контроля вышеописанные факты отсутствия путевых листов после работы соответствующей комиссии воинской части, что является новым основанием и предметом в рамках рассмотрения настоящего дела, положения ст. 196 КАС РФ при таких обстоятельствах применению не подлежат.

В соответствии с приказами Минобороны России от 15 декабря 2010 г. № 173н, от 30 марта 2015 г. № 52н и Руководством о порядке использования автомобильной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации в мирное время, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 450, путевой лист установленной формы является основанием на выполнение задания, для определения экономии (перерасхода) горючего и смазочных материалов, а также к списанию горючего и смазочных материалов и составлению акта о списания материальных запасов и служит основанием для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете воинской части выбытия со счетов бухгалтерского (бюджетного) учета материальных запасов.

Таким образом, наличие первичного документа, а именно путевого листа является обязательным условием при принятии решения о списании ГСМ и топлива.

В силу п. 16 Инструкции Минфина № 157н в случае пропажи, уничтожения или порчи первичных (сводных) учетных документов и (или) регистров бухгалтерского учета руководитель субъекта учета, а при отсутствии у него полномочий - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, назначает комиссию по расследованию причин их пропажи, уничтожения, порчи, выявлению виновных лиц, а также принимает меры по восстановлению первичных (сводных) учетных документов и регистров бухгалтерского учета. При необходимости для участия в работе комиссии привлекаются представители следственных органов, охраны, государственного пожарного надзора.

Как установлено в судебном заседании утраченные первичные документы автомобильной службы войсковой части 53956, подтверждающие расход горючего на общую сумму 23 422 002 руб., до настоящего времени не восстановлены.

Комиссия воинской части, указав о невозможности их восстановления, исчерпывающих и действенных мер по восстановлению вышеуказанных первичных учетных документов согласно Инструкции Минфина № 157н не осуществляла, и этот недостаток, указанный в Акте Управления, не устранен.

На основании изложенного административное исковое заявление командира войсковой части 53956 удовлетворению не подлежит.

Поскольку в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, как войсковая часть 53956, так и Управление освобождены от уплаты государственной пошлины как органы государственной власти, то согласно ст.ст. 111, 114 КАС РФ оснований для взыскания судебных расходов в доход соответствующего бюджета с какой-либо из сторон не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления войсковой части 53956, поданного ее командиром полковником ФИО2, об оспаривании действий Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Сухопутным войскам) и начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Сухопутным войскам), связанных с отказом снять с контроля выявленный недостаток - факт отсутствия первичных документов (путевых листов) автомобильной службы войсковой части 53956, подтверждающих расход горючего на общую сумму 23422002 руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Тверской гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий