дело № 2а-61/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Троицк 2 февраля 2021 года
Троицкий районный суд Челябинской области в составе судьи Е.В.Черетских, при секретаре Тюменцевой В.В., с участием прокурора Троицкого района Кожемякиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Троицкого района Челябинской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по принятию мер по приведению устава муниципального образования в соответствие с действующим законодательством
установил:
Прокурор Троицкого района Челябинской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Совета депутатов Кособродского сельского поселения по приведению Устава муниципального образования в соответствие с действующим федеральным законодательством, обязании привести Устав в соответствие с действующим законодательством.
В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что последние изменения в Устав поселения внесены 29.04.2019 года. После указанной даты федеральным законодательством приняты ряд изменений, требующих приведения Устава поселения в соответствие с ними.
02.11.2020 года вынесено представление Совету депутатов о необходимости проведения соответствующих работ, однако мер к приведению Устава в соответствие с действующим законодательством не принято. Лишь на 28.12.2020 года решением Совета депутатов на 28.01.2021 года назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в Устав.
Согласно ч.9 ст. 44 закона о местном самоуправлении приведение Устава муниципального образования в соответствие с федеральными законами, законами субъекта федерации должно осуществляться в сроки, установленные законодательными актами, а если срок не установлен, в течении срока не превышающего 6-ти месяцев.
На основании изложенного просит : признать
незаконным бездействие Совета депутатов Кособродского сельского поселения, выразившееся в не приведении Устава муниципального образования в соответствие с действующим законодательством
возложить обязанность в течение 1 месяца привести Устав поселения в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании помощник прокурора Троицкого района иск поддержала. пояснила, что был избран именно такой способ защиты права- как признание бездействий незаконным, а не оспаривание Устава как нормативного акта, поскольку закон позволяет это. 28.01.2021 года проведены публичные слушания и принято решение Совета депутатов о внесении изменений, однако полная реализации внесения изменений не проведена, так как нет сведений об опубликовании решения и его регистрации.
Представитель административного ответчика- Совета депутатов Кособродского сельского поселения Троицкого района не участвовал в судебном заседании, извещена надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд рассмотрел дело в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Согласно части 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу п. 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод или препятствие к осуществлению таких прав и свобод.
Из п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, государственные гарантии осуществления местного самоуправления в РФ определяет Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Закон №131-Ф3).
Согласно части 1 статьи 7 Закона №131-Ф3, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона №131-Ф3, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Закону №131-Ф3, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
В Троицком районе Челябинской области образовано муниципальное образование- Кособродское сельское поселение.
Представительным органом указанного поселения является Совет депутатов, в компетенцию которого входит принятие Устава поселения и внесения изменений в него ( ст.23 Устава).
Устав поселения входит в систему муниципальных правовых актов (п.1 ч.1 ст.9 Устава).
Устав сельского поселения принят, последние изменения внесены решением Совета депутатов 29.04.2019 года № 179.
06.08.2019 года вступил в действие Федеральный закон от 26.07.2019 N 228-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции". Согласно указанного закона приняты ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года в отношении депутатов, членов выборного органа местного самоуправления. Т.е федеральный законодатель уточняет ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления за коррупционные правонарушения.
27.12.2019 года начал действовать Федеральный закон от 16.12.2019 N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции", которым так же устанавливаются ограничения для депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, действующих на постоянной основе, участия в предпринимательской или коммерческой деятельности.
И 05.05.2020 года вступил в действие Федеральный закон от 24.04.2020 N 148-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так же регулирующий положения и полномочия, ограничения в деятельности депутатов органов местного самоуправления.
Так же 02.08.2019 года вступил в действие Федеральный закон от 02.08.2019 N 283-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий полномочия органов местного самоуправления в градостроительной деятельности
Указанные выше полномочия, ограничения, установленные федеральным законодательством должны быть отражены в нормативных актах органов местного самоуправления- в данном случае в Уставе сельского поселения. Сроки внесения изменений в нормативные акты органов местного самоуправления законы не предусматривали.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона №131-Ф3, проект Устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии Устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) -с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного Устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в Устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции РФ, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта РФ в целях приведения данного Устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.
Согласно части 9 статьи 44 Закона №131-Ф3, приведение Устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта РФ осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта РФ указанный срок не установлен, срок приведения Устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта РФ не должен превышать шесть месяцев.
Однако судом установлено, административным ответчиком не оспорено, что не смотря на даты вступления в действие вышеуказанных Федеральных законов №№ 228,283, 432,148 изменения в Устав поселения не внесены по настоящее время.
Таким образом, бездействие Совета депутатов- как представительного органа местного самоуправления выразившееся в не приведении Устава сельского поселения в соответствие с действующим законодательством, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. При таких обстоятельствах суд находит заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Данное бездействие носит длящийся характер, обязанность принять меры к совершению действия сохранено, в силу ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд не пропущен.
Изучив материалы дела, суд не признает факт того, что 28.01.2021 года было принято решение Советом депутатов о внесении изменений в Устав поселения, как полную реализацию возложенных законом на представительный орган обязанностей.
Указанное решение полностью не реализовано, поскольку не представлены доказательства его опубликования и регистрации органами Минюста, как то требуется по положению ст.44,47 ФЗ-131 и Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации Уставов муниципальных образований"
Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела при признании незаконным бездействия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решения об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов.
В связи, с чем требование прокурора о возложении обязанности так же подлежат удовлетворению с установлением срока.
Совет депутатов сельского поселения как орган местного самоуправления, освобожден от уплаты госпошлины, судебные расходы по оплате госпошлины, от которой был освобожден прокурор судом не взыскиваются.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175,180,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Троицкого района Челябинской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по принятию мер по приведению Устава муниципального образования в соответствие с действующим законодательством удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Совета депутатов Кособродского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области по не приведению Устава Кособродского сельского поселения Муниципального образования «Кособродское сельское поселение» Троицкого муниципального района Челябинской области в соответствие с действующим законодательством.
Обязать Совет депутатов Кособродского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда привести Устав Кособродского сельского поселения Муниципального образования «Кособродское сельское поселение» Троицкого муниципального района Челябинской области в соответствие с действующим законодательством, а именно Федеральным законом от 26.07.2019 N 228-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции"; Федеральным законом от 16.12.2019 N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции"; Федеральным законом от 24.04.2020 N 148-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федеральным законом от 02.08.2019 N 283-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме через Троицкий районный суд Челябинской области.
Судья: Е.В.Черетских