РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2020 г.
Видновский суд Московской области в составе судьи Гоморевой Е.А., с участием прокурора Авраменко А.А., при секретаре Кондобаровой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело № 2а-6200/2020 по административному исковому заявлению ФИО3 к территориальной избирательной комиссии г. Видное Московской области об отмене решения о регистрации кандидата
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с требованием к ответчику, в котором просил о признании решения о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
В обоснование своих требований указывает, что у кандидата ФИО2 в заявлении о согласии баллотироваться не указан округ, отсутствует обязательство. В заявлении не указано его иностранное гражданство сведения о профессиональном образовании являются недостоверными; место работы и занимаемая должность не соответствуют действительности. В заявлении не указана его судимость. Представлены не те страницы паспорта, копия диплома не заверена и не достоверная, справка с места работы не является надлежащим документом и выдана кандидату организацией, хотя он там и не работает. Нет документа о том, что кандидат не менял фамилию, или имя, или отчество, что сделано для затруднения выявления сведений о судимости кандидата, которая у нее имеется. Отсутствуют сведения о размере и об источниках доходов кандидата, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, сведения о расходах, а также о расходах супруга и несовершеннолетних детей.
Все 24 подписи избирателей собраны без оплаты изготовления подписных листов и до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата.
Подписи на листе 1 в строках 1, З, 4, на листе 2 в строках 1, 2, 5, на листе 3 в строках 3, 5, на листе 4 в строках 2, 4, 5,на листе 5 в строках 1, 3, 4 собраны у лиц, не обладающих активным избирательным правом. Подписи на листе 1 в строках 2, 3, 5, на листе 2 в строках 1, 5, на листе 3 в строках 1, 3, 5, на листе 4 в строках 1, 2, 4, на листе 5 в строках 1, 3 избиратели указали сведения о себе, не соответствующие действительности. Подписи на листе 1 в строках 1, 3 избиратели не указали дату, имя и отчество 2, 4, 5 не указали фамилию, на листе 2 в строках 1 не указана фамилия 2, 4 не указаны имена 3, 5 нет дат подписания, на листе, 3 в строках 2, 4 не указаны даты 5 не указана фамилия, на листе 4 в строках 2, 3, 4 не указаны имена 5 отсутствует дата, на листе 5 в строках 1, 3 нет отчества 2, 4, 5 отсутствуют даты и имена. Все подписи поставлены не самими избирателями. Подписи на листе 1 в строках 1, 4, на листе 2 в строках 1, 3, 5, на листе 3 в строках 1, 3, 4, на листе 4 в строках 2, 3, 4, на листе 5 в строках 1, 3, 5 с исправлениями в датах. Подписи на листе 1 в строках 1, 2, на листе 2 в строках 1, 2, 4, на листе 3 в строках 1, 2, 4, 5, на листе 4 в строках 2, на листе 5 в строках 1, 4 с исправлениями в сведениях об избирателях;
Листы 1, 2, 5 не заверены сборщиком; в листах 1,3,4 сборщик не указал дату заверения подписного листа; в листах 1,4,5 в сведениях о сборщике и в дате внесения им имеются исправления; в листах 1,2,3,4 сведения о сборщике указаны не в полном объеме;
все листы 1,2,3,4,5 не соответствуют форме, установленной к Федеральному закону, и в них не указана судимость кандидата; все листы 1,2,3,4,5 не облачены из избирательного счета; подписи на листах 1,2,3,4,5 собирались у избирателей по принуждению должностными лицами; подписи избирателей в листах 1,4,5 внесены позже – подписей сборщика и кандидата.
Кроме того полагает, что первый финансовый отчет ФИО2 не соответствует утвержденной с федеральным законом форме. Сведения в отчете являются не достоверными, не подтверждены, справкой банка, установленного законом образца, содержат сведения об операциях, которые ничем не подтверждены, являются притворными.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал, дополнительно пояснил, что считает, что все подписи являются недействительными в виду неверного указания адресов избирателей, их неясности и наличия исправлений в подписных листах, а также на обстоятельства заполнения некоторых строк подписных листом одной рукой. Касательно первого финансового отчета дополнительно указал, что не все его строки заполнены, отсутствует справка, заверяющая остаток средств на специальном избирательном счете, кроме того, неверно указаны наименование и адрес банка. Справка с места работы не может подтверждать сведения о месте работы, указанные в заявлении, таким документом является трудовая книжка. Также указал, что сведения об образовании указаны не в соответствии с законом.
Полагает, что имеются критические недостатки в документах, не позволявшие избирательной комиссии вынести решение о регистрации кандидата.
Представитель административного ответчика с заявленными требованиями не согласился, считает, что оспариваемое административным истцом решение является законным, и принятым с полным соблюдением норм действующего законодательства. В обоснование своей позиции предоставил отзыв.
Видновский городской прокурор дал заключение, в котором указал, что оснований для признания решения избирательной комиссии незаконным не усматривается.
Суд, заслушав стороны и заключение прокурора, изучив предоставленные в материалы дела доказательства приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. В силу п. 2.1 указанной статьи, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости. Аналогичные требования содержаться и в частях 2, 3 и 4 статьи 23 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области". В соответствии с частью 3.1 указанной выше статьи, вместе с заявлением, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, представляются: 1) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в соответствующую избирательную комиссию в соответствии с частью 10 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы; 2) заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
3) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Как установлено, решением Совета депутатов Ленинского городского округа №15/3 от 28.09.2020 "О назначении дополнительных выборов депутата Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области по одномандатному избирательному округу №14" были назначены дополнительные выборы депутата Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области по одномандатному избирательному округу №14 на 20 декабря 2020 года.
На сайте «Вестник ИК МО» опубликовано решение ТИК №5/1 от 05.09.2019 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области», затем было принято решение ТИК №6/1 от 20.09.2019 «О внесении изменений в решение ТИК №5/1 от 05.09.2019 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области», что подтверждается их копиями.
Истец был выдвинут на указанных выборах Ленинским городским отделением всероссийской политической партией «КПРФ» в Московской обл. кандидатом в депутаты.
На заседании ТИК 01.11.2020 был зарегистрирован в качестве кандидата вдепутата на указанных выборах по тому же округу ФИО2, о чем комиссией было вынесено соответствующее решение №76/2, что подтверждается решением ТИК.
Суд, исследуя предоставленную кандидатом копию Паспорта, приходит к выводу о том, что она содержит все страницы, которые определены Постановлением ЦИК России от 04.06.2014 N 233/1478-6 "Об определении страниц паспорта гражданина Российской Федерации. Паспорт заверен председателем ТИК города Видное, что полностью соответствует положениями ч. 3.1 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области", согласно которым паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в соответствующую избирательную комиссию в соответствии с частью 10 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы.
Также исследуя, остальные документы, предоставленные кандидатом для выдвижения, суд находит их соответствующими требованиям действующего законодательства, так копия справки с места работы заверена кандидатом, равно как и копия документа об образовании, которая вопреки утверждению административного истца заверена кандидатом. Так на оборотной стороне копии документа об образовании имеется отметка копия верна и подпись кандидата.
Также суд находит несостоятельными доводы административного истца о необходимости предоставлении сведений об имуществе и сведений о недвижимом имуществе и расходах кандидата.
В силу ч. 9 ст. 23 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области", при выборах депутатов Советов депутатов, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные частью 5 настоящей статьи.
Согласно данным схемы одномандатных избирательных округов средняя норма представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, что не оспаривается кандидатом.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, кандидат в депутаты Совета депутатов не предоставляет сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Касательно доводов о неверности указания профессионального образования, то суд считает их несостоятельными, поскольку все необходимые сведения в заявлении о согласии баллотироваться указаны. Указание дополнительных сведений не является обязательным.
Кроме того, суд учитывает также изложенную в Постановление ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1488-6 "О Разъяснениях по некоторым вопросам указания и проверки сведений об образовании кандидата", где ЦИК России указывает, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидат, в случае наличия у него профессионального образования, указывает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой он получил профессиональное образование, год ее окончания и реквизиты (серия и номер) выданного этой организацией документа о профессиональном образовании, а также прилагает ксерокопию указанного документа.
Доводы о наличии судимости и факте смене фамилии, имени, отчества не находят подтверждения в материалах дела и опровергаются ответом МВД России, содержащихся в материалах дела.
Доводы, административного истца о том, что справка с места работы не может служить документом, который подтверждает место работы и занимаемую должность несостоятельны и не основаны на нормах действующего законодательства. Действующее законодательства не определяет документ, который может подтверждать вышеуказанные сведения, поэтому справка с места работы может служить документом, подтверждающим место работы и занимаемую должность.
Кроме того, суд учитывает и позицию Верховного суда РФ изложенную в п. 1.2 "Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении, дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016) где Верховный суд разъяснил, что справка с места работы может являться документом, подтверждающим указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы (роде занятий) кандидата.
Оценивая доводы административного истца, касательно недействительности подписей суд приходит к выводу о их несостоятельности.
Так суд, исследовав подписные листы на предмет соблюдения формы подписного листа нарушений последней не находит.
Доводы об отсутствии у избирателей, поставивших подписи активного избирательного права, не находят своего подтверждения в материалах дела.
Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.
Как следует из подписных листов кандидата подписи поставлены избирателями, имеющими постоянное место жительства в пределах избирательного округа (одномандатного избирательного округа № 14), что подтверждается сведениями, внесенными в подписных листах и решением территориальной избирательной комиссии от 05.09.2019 г. № 5/1 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов Ленинского городского округа Московской области» (в ред. РЕШЕНИЯ от «20» сентября 2019 г.№ 6/1).
Доводы о том, что адреса избирателей имеют сокращения и не ясно проживают ли они на самом деле в избирательном округе не основаны на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельств дела.
Согласно п. 11 ст. 37 от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.
Таким образом, адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
Согласно п. 5 ст. 38 указанного Федерального закона, не могут служить основанием для признания подписи избирателя, участника референдума недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, участнике референдума, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
В силу п. 3.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением), при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума.
В материалах дела имеются копия данных из системы ГАС «Выборы», которые полностью подтверждают достоверность персональных данных избирателей, поставивших свои подписи в поддержку кандидата, сомнений в нахождении их адреса места жительства в границах избирательного округа у суда не возникает.
Аналогичные положения Федерального закона в равной степени также распространяются и на сборщика подписей (п. 12 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") в связи с чем доводы административного истца относительно неверного указания адреса у сборщика подписей также отклоняются.
Доводы административного истца, касательно не указания района, в месте жительства ответчика, в подписном листе не основаны на законе, противоречат вышеуказанным нормам, а также подпункту 5 статьи 2 настоящего Федерального закона устанавливающий элементы адреса как наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры.
Поскольку город Москва является городом федерального значения то указанию в адресе места жительства подлежит только город Москва. Необходимость указания внутригородских районо законом не предусмотрено.
Исследуя подписи на предмет наличия неоговоренных исправлений в сведениях об избирателях и датах проставления подписи, а также в заверительных записях сборщика и кандидата, то таковых суд не находит.
Суд учитывает, что в работе рабочей группы по проверке подписных листов, участвовал эксперт, который составил по результатам проверки подписных листов заключение, в том числе ответив на поставленные перед ним комиссией вопросы, исходя из чего доводы административного истца о том, что часть подписей поставлена одной рукой находит несостоятельными.
Касательно доводов, что нарушена очередность сбора подписей, то он не нашел своего подтверждения в материалах дела. Из подписных листов кандидата, сданных в избирательную комиссию, следует, что они были собраны 20 – 21 октября 2020 года. При этом кандидат был выдвинут 15 октября 2020 года. Согласно п. 5 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Установленный законом субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, должен составлять не менее 30 дней, а период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума, - не менее 20 дней.
Касательно доводов, что подписи на листе 1 в строках 2, 3, 5, на листе 2 в строках 1, 5, на листе 3 в строках 1, 3, 5, на листе 4 в строках 1, 2, 4, на листе 5 в строках 1, 3 избиратели указали сведения о себе, не соответствующие действительности. Подписи на листе 1 в строках 1, 3 избиратели не указали дату, имя и отчество 2, 4, 5 не указали фамилию, на листе 2 в строках 1 не указана фамилия 2, 4 не указаны имена 3, 5 нет дат подписания, на листе, 3 в строках 2, 4 не указаны даты 5 не указана фамилия, на листе 4 в строках 2, 3, 4 не указаны имена 5 отсутствует дата, на листе 5 в строках 1, 3 нет отчества 2, 4, 5 отсутствуют даты и имена. Все подписи поставлены не самими избирателями. Подписи на листе 1 в строках 1, 4, на листе 2 в строках 1, 3, 5, на листе 3 в строках 1, 3, 4, на листе 4 в строках 2, 3, 4, на листе 5 в строках 1, 3, 5 с исправлениями в датах. Подписи на листе 1 в строках 1, 2, на листе 2 в строках 1, 2, 4, на листе 3 в строках 1, 2, 4, 5, на листе 4 в строках 2, на листе 5 в строках 1, 4 с исправлениями в сведениях об избирателях; листы 1, 2, 5 не заверены сборщиком; в листах 1,3,4 сборщик не указал дату заверения подписного листа; в листах 1,4,5 в сведениях о сборщике и в дате внесения им имеются исправления; в листах 1,2,3,4 сведения о сборщике указаны не в полном объеме; все листы 1,2,3,4,5 не соответствуют форме, установленной к Федеральному закону, и в них не указана судимость кандидата; подписи на листах 1,2,3,4,5 собирались у избирателей по принуждению должностными лицами; подписи избирателей в листах 1,4,5 внесены позже – подписей сборщика и кандидата, то данные доводы не нашли своего подтверждения при исследовании судом подписных листов.
Доказательств того, что подписи собирались под принуждением и лицами не обладающими правами сбора подписей в материалы дела не предоставлено.
Согласно п. 7 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Кандидат, избирательное объединение, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.
Из сведений о сборщике, внесенных в подписной лист следует, что сборщик обладал правом сбора подписей и он соответствует требованиям п. 7 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Доказательства наличия ограничений, указанных в п. 6 данной статьи, материалы дела не содержат.
Довод административного истца о том, что подписные листы не оплачены из средств избирательного фонда являются несостоятельными.
Согласно п. 5 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Установленный законом субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, должен составлять не менее 30 дней, а период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума, - не менее 20 дней.
В силу ч. 1 ст. 30 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области". регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 3, 3.1, 5 и 6 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие частей 2-5 статьи 28.1 настоящего Закона, или части 18 настоящей статьи. В случае изменения ранее представленных данных кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения представляют на регистрацию письменное уведомление о наличии изменений в ранее представленных документах.
Таким образом, иных документов для регистрации кандидата действующим законодательством не предусмотрено.
Первый финансовый отчет кандидата содержит предусмотренные формой сведения о том, что кандидатом были истрачены внесенные им на специальный избирательный счет собственные средства на организацию сбора подписей, что является достаточным для подтверждения факта оплаты подписных листов из средств избирательного фонда. Также кандидатом была предоставлена выписка из лицевого счета, где указано, что денежные средства были внесены лично кандидатом и сняты для изготовления подписных листов. Указанные кандидатом данные соответствуют действительности, что подтверждается предоставленной ТИК города Видное распечаткой из лицевого счета кандидата полученных от Сбербанка России.
Доводы административного истца о нарушении формы первого финансового отчета, неверности его заполнения и об отсутствии банковской справки суд считает несостоятельными.
Так, форма перового финансового отчета установлена ИНСТРУКЦИЕЙ о порядке и формах учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении муниципальных выборов на территории Московской области (утв. Решением Избирательной комиссии Московской области от 22 июня 2017 года № 26/234-6). Данной форме первый финансовый отчет кандидата соответствует.
Остаток средств фонда на дату сдачи отчета был заверен банковской справкой (выписка из лицевого счета). Поскольку действующее законодательство не содержит требований к форме такой справки, то в качестве таковой может служить любой документ, содержащий необходимые сведения (остаток средств), выдаваемый соответствующим банком.
Суд также учитывает позицию Верховного суда РФ изложенную в п.2.3 и п.2.3.1 "Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017), согласно которой, применительно к Закону Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" (ч.1 ст. 30), какие-либо приложения к первому финансовому отчету обязательными не являются.
Суд учитывает, что законом форма первого финансового отчета не установлена, иных документов для регистрации кандидата, кроме первого финансового отчёта законом не предусмотрено. Несоблюдение положений Инструкции к основаниям отказа в регистрации кандидата нормами приведенного федерального закона не отнесено.
Доводы о неверном заполнении сведений о банке, где открыт специальный избирательный счет суд также находит несостоятельными поскольку эти сведения соответствуют сведениям, указанным в разрешении на открытие специального избирательного счета, выданным кандидатом избирательной комиссией. Избирательная комиссия имеет сведения как о номере избирательного счета, так и имеет доступ к сведениям об операциях по нему.
Довод административного истца о неполном заполнении первого финансового отчета, не основан на нормах действующего законодательства. Первый финансовый отчет кандидата содержат в себе все необходимые сведения, которые позволяют избирательной комиссии проверить содержащиеся в нем сведения. Так первый финансовый отчет содержит сведения о внесении денежных средств, об их расходовании и остатке. Данные сведения являются достоверными.
Согласно ч. 1 ст. 244 КАС РФ, суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу ч. 2 указанной статьи, суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В требовании кандидату в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатному избирательному округу № 14 ФИО3 о признании решения о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Совета депутатов Ленинского городского округа по одномандатному избирательному округу № 14 от 01 ноября 2020 года незаконным - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Видновский суд в течение 5-ти дней с момента принятия решения суда путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Гоморева Е.А.