ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6201/2023 от 26.09.2023 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

УИД 63RS0031-01-2023-006622-19

номер производства 2а-6201/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Тольятти, Самарская область, 26 сентября 2023 года

ул.Белорусская, 16

Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе: председательствующего судьи Ахтемировой Ю.С.,

при секретаре Анашкиной Л.А.,

с участием помощника прокурора Центрального района г.Тольятти Глустенкова Г.И.,

представителя административного истца Гоголева Д.В.,

административного ответчика Османови А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-6201/2023 по административному исковому заявлению ГУ МВД России по Самарской области к Османови А. о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение,

установил:

ГУ МВД России по Самарской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о помещении иностранного гражданина Османови А., являющегося гражданином <данные изъяты> подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждении (адрес дислокации: г. Тольятти, ул. Новозаводская, д. 7 А) на срок до 26 декабря 2023 года, поскольку пребывание в Российской Федерации административного ответчика незаконно. 12.09.2022 <данные изъяты> районным судом гор.Тольятти Самарской области за совершение преступлений, предусмотренных п.п. «а,в,г» ч. 2 ст. 163, ч. 2 ст. 213, ч. 1 ст. 163 УК РФ в отношении Османови А. вынесен обвинительный приговор с назначением наказания в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы, в связи с чем, Османови А. отбывал наказание в ФКУ «Исправительная колония № 10» УФСИН России по Самарской области. 13.04.2023 УФСИН России по Самарской области в отношении Османови А. приняло решение № 64/ТО-50-нв о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а ГУ МВД России по Самарской области 04.05.2023 вынесло решение о депортации административного ответчика за пределы Российской Федерации.

Представитель административного истца Гоголев Д.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным основаниям.

Административный ответчик Османови А. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления, поскольку имеет возможность самостоятельно покинуть территорию РФ, кроме того, на территории РФ у него проживает супруга, являющаяся гражданкой РФ и другие родственники. Решение о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации и решение о депортации получал, не обжаловал.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить требования административного истца, исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», депортация - принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами.

В силу частей 3 и 4 ст. 5 названного Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами.

Частью 9 ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что иностранные граждане, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

В частях 10,11,12 указанной статьи Федерального закона определено, что иностранные граждане, подлежащие депортации, могут быть переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии в порядке, предусмотренном главой V.1 настоящего Федерального закона.

В случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

Положениями статьи 25.10 Федерального закона № 114-ФЗ от 15 августа 1996 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» определено, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Федерального закона, выносится решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

Порядок принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 114-ФЗ от 15 августа 1996 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

В соответствии со статей 266 КАС РФ, административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

Согласно статьи 269 КАС РФ, суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении. Содержание решения должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 180 настоящего Кодекса. Кроме того, в мотивировочной части решения суда, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть обоснован конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, а в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на этот срок.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Османови Артур, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <данные изъяты> пребывал на территории Российской Федерации.

12 сентября 2022 <данные изъяты> районным судом г. Тольятти Самарской области Османови А. был осужден за совершение преступлений, предусмотренных п.п. «а,в,г» ч. 2 ст. 163, ч. 2 ст. 213, ч. 1 ст. 163 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы, отбывал наказание в ФКУ «Исправительная колония № 10» УФСИН России по Самарской области, освобожден 26.09.2023.

На основании части 3 ст. 25.10 и п. 3 части 1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», УФСИН России по Самарской области 13 апреля 2023 приняло решение № 64/ТО-50-нв о неразрешении Османови А. въезда в Российскую Федерацию сроком на 8 лет после отбытия (исполнения) наказания до момента погашения судимости в соответствии с частью 3 ст. 86 УК РФ, поскольку последний имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации, обязав последнего выехать из Российской Федерации.

04 мая 2023 в отношении гражданина <данные изъяты> Османови А. ГУ МВД России по Самарской области вынесено решение о депортации за пределы Российской Федерации.

Решение УФСИН России по Самарской области о неразрешении въезда гражданину Республики <данные изъяты> Османови А. в Российскую Федерацию и решение о его депортации, для исполнения которых Османови А. в силу вышеприведенных требований законодательства подлежит помещению в специальное учреждение, не отменены незаконными не признаны.

Судом не установлено законных оснований для пребывания (проживания) Османови А. на территории Российской Федерации, равно как и в материалах дела не имеется сведений об обстоятельствах, препятствующих помещению иностранного гражданина в специальное учреждение.

Доводы административного ответчика о возможности самостоятельно покинуть территорию Российской Федерации не могут быть признаны обоснованными, так как порядок и основания временного помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и главой 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Так, согласно статье 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации; и, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, то такое решение в силу пункта 11 статьи 31 настоящего Федерального закона в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина; иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (пункт 9 статьи 31), исполнение которого осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (пункт 12 статьи 31 Федерального закона); порядок депортации иностранных граждан определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 31). Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 апреля 2020 года №239 утвержден Порядок депортации иностранных граждан и лиц без гражданства Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами, согласно которому депортация иностранного гражданина осуществляется МВД России и его территориальными органами на региональном уровне во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции (пункт 9); помещение в специальное учреждение иностранного гражданина, подлежащего депортации, осуществляется на основании решения суда или решения руководителя (начальника) территориального органа МВД России на региональном уровне или его заместителя; территориальный орган МВД России, ответственный за исполнение решения о депортации, обеспечивает препровождение депортируемого иностранного гражданина в указанное специальное учреждение (пункт 13).

Довод о наличии у административного ответчика родственников на территории Российской Федерации, не является юридически значимым при рассмотрении настоящего дела и не может рассматриваться в качестве обстоятельства, препятствующего помещению иностранного гражданина в специальное учреждение.

Учитывая наличие в отношении Османови А. решения о депортации за пределы Российской Федерации, которое в настоящее время не признано незаконным, необходимость обеспечения исполнения принятого решения о его депортации, которое не исполнено до настоящего времени по объективным причинам, а также то обстоятельство, что Османови А. не имеет законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, а также в целях предупреждения негативных последствий пребывания (проживания) указанного лица в Российской Федерации, недопущения нарушений законных прав и интересов других граждан, административный ответчик подлежит помещению в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства.

Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение является мерой, направленной на реализацию принятого уполномоченным государственным органом решения о депортации (принудительном перемещении) такого гражданина за пределы Российской Федерации. Применение этой меры к Османови А. в данном случае, является мерой, направленной на защиту правоотношений, перечисленных в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, и соразмерной цели защиты этих правоотношений.

Суд полагает, что срок, на который административный истец просит поместить административного ответчика в специальное учреждение, является обоснованным с учетом временных затрат, необходимых для исполнения решения о депортации.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление о помещении Османови А. в центр временного содержания иностранных граждан У МВД России по Самарской области (адрес дислокации: в г.Тольятти, ул. Новозаводская, 7А) до 26 декабря 2023 подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 180, 268, 269 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ГУ МВД России по Самарской области – удовлетворить.

Поместить гражданина <данные изъяты> Османови Артура, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Самарской области (адрес дислокации: г.Тольятти, ул. Новозаводская, д. 7 А) на срок до 26 декабря 2023 года.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в течение десяти дней со дня вынесения решения.

Мотивированное решение изготовлено 26.09.2023.

Председательствующий Ю.С. Ахтемирова