ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6204/2022 от 28.09.2022 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело №2а-6204/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2022 года город Уфа

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Абдрахмановой Л.Н.,

при секретаре Валиевой Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ТСН СНТ поселок – сад Видовое к Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, начальнику управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления Отдел по Иглинскому району Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Е.Н. Горустович об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти,

установил:

Председатель Товарищества Бакиев Ринат Шамильевич обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, начальнику управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления Отдел по Иглинскому району Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Е.Н. Горустович:

- о признании незаконным полностью решение, принятое административным ответчиком, выраженное в письме под номером от ДД.ММ.ГГГГ в форме отказа предварительного согласования предоставления земельного участка,

- о признании незаконным полностью совершенного административным ответчиком действия (бездействия) в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а именно в не рассмотрении по существу заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, прилагаемое к настоящему административному исковому заявлению под номером 2,

- об обязании административного ответчика восстановить права и законные интересы, совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца следующим способом: на следующий день с момента вступления в законную силу решения суда с учетом собранных доказательств по настоящему административному делу объективно и всесторонне повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, прилагаемое к настоящему административному исковому заявлению под номером 2,

- об обязании административного ответчика восстановить права и законные интересы, совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца следующим способом: на следующий день с момента вступления в законную силу решения суда с учетом собранных доказательств по настоящему административному делу, подтверждающие отсутствии предусмотренных законом оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязать административного ответчика исполнить обязательства в области земельного законодательства и принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, согласно заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, прилагаемое к настоящему административному исковому заявлению под номером 2.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель административного истца настаивал на удовлетворении заявленных требований, представитель административного ответчика возражал против их удовлетворения.

Представитель МЗИО РБ возражала относительно удовлетворения рассматриваемого административного искового заявления, суду представлено письменное объяснение по делу.

Иные лица явку своих представителей в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не обеспечили, о дне, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается соответствующими почтовыми отправлениями. Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, изучив административное исковое заявление, выслушав явившихся участников судебного разбирательства, суд пришел к следующим выводам.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19 декабря 2017 года № 3064-О, в соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения государственного органа, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме. В частности, суду предписывается выяснить, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения; порядок принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (пункт 3 части 9 указанной статьи). Нарушение данных требований является самостоятельным основанием для признания оспариваемого решения незаконным, и потому безусловная проверка судом их соблюдения отвечает интересам административного истца, оспаривающего указанные решения, и согласуется с задачей правильного и своевременного рассмотрения и разрешения административных дел (пункт 3 статьи 3 данного Кодекса).

Согласно пункта 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом, оспариваемое решение об отказе в предварительном согласовании земельного участка вынесено административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ С административным иском об оспаривании решения административный истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ В связи с чем, срок на обращение в суд с административным иском административным истцом не пропущен.

Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявших оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.

Согласно пункта 8 статьи 11.2 ЗК РФ споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.

Согласно подпункта 1 и 4 пункта 2 статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления, и восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Материалы дела свидетельствуют о том, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка содержалась просьба утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории 02:26:161802, предполагающего образование земельного участка следующего содержания:

Некоторые части образуемого земельного участка повторяют границы уже поставленных на кадастровый учет земельных участков, некоторые части образуемого земельного участка повторяют границы территориальных зон, санитарно-защитных зон и других охранных зон. Образуемые границы земельного участка являются естественным продолжением уже существующих смежных участков и не затрагивают территории общего пользования. <адрес> земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка: 67 538 кв.м. <адрес> образуемого земельного участка вычислялась с использованием технологических и программных средств и не превышает проектную площадь не более чем на десять процентов. Список координат характерных точек границы образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости: 43 характерных точек границ. Описание местоположения земельного участка: Башкортостан респ, р-н Иглинский, с/с Акбердинский, вблизи д. Шипово. Вид разрешенного использования: ведение садоводства (Приказ Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков"). Согласно разъяснению, данному в письме Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N "О видах разрешенного использования земельных участков", вместе с письмами Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ N , от ДД.ММ.ГГГГ N письмами Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ N <адрес> "О видах разрешенного использования земельных участков", от ДД.ММ.ГГГГ N <адрес> "О видах разрешенного использования земельных участков" органами государственной власти и органами местного самоуправления, которым принадлежат земельные участки, с учетом положений пункта 4 статьи 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не выбираются, а утверждаются. Цель образования: в исполнение подпункта 1 пункта 1 статьи 39.13 ЗК РФ для предоставления в безвозмездное пользование на основании пункта 4 статьи 11.10 ЗК РФ, статьи 39.10 ЗК РФ. Способ образования: образование земельного участка из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основание подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ. Способ получения результата рассмотрения заявления: в виде электронного документа, электронного образа на указанный электронный адрес. Иная информация: в целях исполнения положений приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее Приказ), схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подготовлена на основе сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории) и утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и других материалов и сведений, предусмотренных пунктом 4 Приказа, в форме электронного документа (XML, PDF, а также в формате HTML) с использованием иных технологических и программных средств с соблюдением правил оформления схемы расположения земельного участка, требований о том, что содержание схемы расположения земельного участка в форме электронного документа должно соответствовать содержанию схемы расположения земельного участка в форме документа на бумажном носителе. При подготовке схемы расположения земельного участка учитывались материалы и сведения, содержащиеся в положениях об особо охраняемой природной территории, о зонах с особыми условиями использования территории, о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях, о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений, а также:

1. Сведения, содержащиеся в кадастрового плана территории с номером кадастрового квартала

2. Сведения и материалы, содержащиеся в генеральном плане (

a. Функциональная зона: Садовые ФИО2.

3. Сведения и материалы, содержащиеся в правилах землепользования и застройки ( в ФГИС ТП). В указанном документе нет обязательного приложения - сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, или текстового описания местоположения границ территориальных зон с перечнем координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

a. Градостроительное зонирование: Сельскохозяйственная зона.

4. Сведения и материалы, полученные в судебном разбирательстве по административному делу в Кировском районном суде г. Уфы Республики Башкортостан:

a. Ответ Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ.

b. Ответ Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ.

В подготовленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории приводятся изображения границ образуемого земельного участка, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения. Выполнены все требования к образуемым и (или) измененным земельным участкам. Картографическая основа, не содержащая сведения ограниченного доступа, картографические материалы, в том числе включенные в картографо-геодезические фонды, не были найдены для использования в подготовленной схеме (это не обязанность, а дополнительная возможность при подготовке схемы).

Образуемый земельный участок:

1. Не пересекает границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов; и

2. Не приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; и

3. Не приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным Кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами; и

4. Не пересекает границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов; и

5. Не расположен в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории; и

6. Не расположен на территории общего пользования, в границах красных линий.

Таким образом, административный истец не только подготовил схему расположения земельного участка на основе сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории) и утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и других материалов и сведений, предусмотренных пунктом 4 приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, в форме электронного документа с использованием иных технологических и программных средств с соблюдением правил оформления схемы расположения земельного участка, требований о том, что содержание схемы расположения земельного участка в форме электронного документа должно соответствовать содержанию схемы расположения земельного участка в форме документа на бумажном носителе, но и содействовал административному ответчику в получении всей необходимой информации для правильного рассмотрения вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка содержался расчет предельного размера земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являющегося предметом договора безвозмездного пользования, заключаемого с садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом. В целях определения предельного размера земельного участка площадь земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определяется как произведение количества членов такого товарищества и установленного предельного максимального размера указанных земельных участков. Площадь земельных участков общего назначения определяется в размере от двадцати до двадцати пяти процентов площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.

Показатель

Значение

Основание значения

Количество членов товарищества для которых будут образованы земельные участки

7

Реестр членов

Предельный максимальный размер земельного участка (кв.м.) для запрашиваемых целей

Не установлено

УИН 806 в ФГИС ТП

Площадь земельных участков (Sзу обр), которые будут образованы для предоставления членам садоводческого некоммерческого ФИО2, определяется как произведение количества членов такого товарищества и установленного предельного максимального размера указанных земельных участков:

Sзу обр = 7 * Не установлено = Не установлено кв.м.

Площадь земельных участков общего назначения (Sзу общ) определяется в размере двадцати пяти процентов площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого некоммерческого товарищества:

Sзу общ = Не установлено * 25 % = Не установлено кв.м.

Площадь предельного размера земельного участка:

Sзу предел = Sзу обр + Sзу общ = Не установлено кв.м.

Таким образом, согласно предоставленному расчету предельный размер земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являющегося предметом договора безвозмездного пользования, заключаемого с садоводческим некоммерческим товариществом, не превышает площадь, рассчитанную как сумма площади земельных участков, которые будут образованы для предоставления членам садоводческого некоммерческого товарищества, и площади земельных участков общего назначения.

ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик по результатам рассмотрения административному истцу в письме под номером № от ДД.ММ.ГГГГ отказал по следующим основаниям:

1. Получением данного земельного участка в безвозмездное пользование без торгов для ведения садоводства площадью 6,7 гектар противоречит принципу земельного законодательства, а именно в платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п.п. 7 ст. 1 ЗК РФ).

2. Согласно сведениям ЕГРЮЛ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО ПОСЕЛОК-САД ВИДОВОЕ со следующими видами экономической деятельностью: Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, Покупка и продажа собственного недвижимого имущества, Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества (подпункт 4 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации). Как следует из выписки ЕГРЮЛ заявитель зарегистрирован в форме товарищества собственников недвижимости.

3. Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено, что садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости. Из системного толкования приведенных норм права следует, что земельный участок может быть предоставлен в безвозмездное пользование не любому товариществу собственников недвижимости, а только определенным законодателем его видам - садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.

4. Проанализировав законодательство Российской Федерации к выводу о том, что данное ТСН не является садоводческим некоммерческим товариществом. Следовательно, правовые основания для предоставления земельного участка и предварительного согласования предоставления земельного участка ТСН СНТ поселок-сад Видовое отсутствуют.

5. Привел ссылку на дело .

6. Других оснований для отказа не представлено.

Суд находит вышеуказанное решение административного ответчика законным, а требования административного истца не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Согласно пункту 1 статьи 36 Конституции Российской граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Согласно подпункта 4 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством; и платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 10.1 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 162-з "О местном самоуправлении в Республике Башкортостан" органы государственной власти Республики Башкортостан осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов Республики Башкортостан, за исключением городского округа закрытое административно-территориальное образование <адрес> Республики Башкортостан, по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, отнесенные абзацами вторым - четвертым части 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.

В силу пунктов 3.8 и 3.9 постановления Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 35 «Об утверждении Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан» Минземимущество РБ в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет предоставление земельных участков, которые находятся в государственной собственности Республики Башкортостан или государственная собственность на которые не разграничена, в том числе для размещения автомобильных дорог регионального и межмуниципального значений, и принимает решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Башкортостан, а также государственная собственность на которые не разграничена, в том числе в границах полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Согласно пункта 1 статьи 24 ЗК РФ в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела.

Согласно подпункта 11 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в статье 39.14 Земельного кодекса Российский Федерации.

Вторым порядковым номером установлена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.

Третьим порядковым номером установлено принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 11. 3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 ст. 11. 3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно пп. 2 п. 3 ст. 11. 3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.

В связи с тем, что заявитель в заявлении указал вид права, на котором желает приобрести земельный участок - безвозмездное пользование, при рассмотрении заявления о предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в собственности Республики Башкортостан или государственная собственность на которые не разграничена руководствуясь Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 10 мая 2017 года N 502 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан государственной услуги "Предоставление в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в собственности Республики Башкортостан или государственная собственность на которые не разграничена" согласно которого исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем для садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ является решение общего собрания членов товарищества о приобретении права безвозмездного пользования земельным участком, предназначенным для ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

При рассмотрении заявления не выявлена необходимость утверждения иного варианта схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Согласно п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Согласно п. I и n.19 ст. 39.16. Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов наличии хотя бы одного из следующих оснований, а именно с заявлением о предоставлении земельного Участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, предоставление земельного участка на заявленном допускается.

В заявлении ТСН СНТ поселок-сад Видовое цель образования земельного участка указана для предоставления в безвозмездное пользование на основании п.4 ст. 11.10 ЗК РФ, ст. 39.10 ЗК РФ. А также подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов (п.4 ст. 11.10 ЗК РФ).

Согласно сведениям ЕГРЮЛ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ САДОВОДЧЕСКОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО ПОСЕЛОК-САД ВИДОВОЕ было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, со следующими видами экономической деятельностью: Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом. Покупка и продажа собственного недвижимого имущества, Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества (подпункт 4 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В части 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено, что садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.

Из системного толкования приведенных норм права следует, что земельный участок может быть предоставлен в безвозмездное пользование не любому товариществу собственников недвижимости, а только определенным законодателем его видам - садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 217-ФЗ), вступившего в силу с 01.01.2019, собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ) и огороднические некоммерческие товарищества (ОНТ).

Статьей 7 Закона № 217-ФЗ указанного закона предусмотрено, что товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей: 1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия); 2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества; 3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.

Как следует из выписки ЕГРЮЛ ТСН СНТ поселок-сад Видовое зарегистрировано в форме товарищества собственников недвижимости.

Согласно пункту б статьи 10 Закона № 217-ФЗ количество учредителей товарищества не может быть менее семи.

При этом статьей 12 Закона № 217-ФЗ предусмотрены основания и порядок принятия в члены товарищества. В соответствии с пунктом 2 статьи 12 названного Закона, принятие в члены товарищества осуществляется на основании заявления правообладателя садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, которое подается в правление товарищества для вынесения его на рассмотрение общего собрания членов товарищества.

Анализ вышеуказанного законодательства ТСН СНТ поселок-сад Видовое позволяет прийти к выводу, что данное ТСН не является садоводческим некоммерческим товариществом.

Следовательно, правовые основания для предварительного согласования предоставления земельного участка ТСН СНТ поселок-сад Видовое в безвозмездное пользование отсутствуют.

При разрешении спора судом не установлено наличие у административного истца права на получение испрашиваемого земельного участка в безвозмездное пользование, также отсутствуют сведения, что истец обращался с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, равно как не представлены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.

При таком положении оснований для удовлетворения всех заявленных административных истцом требований не имеется.

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Товарищества собственников недвижимости Садоводческое некоммерческое товарищество Поселок – Видовое (ИНН 0274969904) к Министерству земельных и имущественных отношений РБ (ИНН 0274045532), начальнику управления по работе с территориальными отделами и взаимодействию с органами местного самоуправления Отдел по Иглинскому району Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Е.Н. Горустович о:

- признании незаконным полностью решения, принятого административным ответчиком, выраженное в письме под номером от ДД.ММ.ГГГГ в форме отказа предварительного согласования предоставления земельного участка;

- признании незаконным полностью совершенного административным ответчиком действия (бездействия) в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а именно, в не рассмотрении по существу заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, прилагаемое к настоящему административному исковому заявлению под номером 2;

- обязании административного ответчика восстановить права и законные интересы, совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца следующим способом: на следующий день с момента вступления в законную силу решения суда с учетом собранных доказательств по настоящему административному делу объективно и всесторонне повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, прилагаемое к настоящему административному исковому заявлению под номером 2,

- либо обязании административного ответчика восстановить права и законные интересы, совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, законных интересов административного истца следующим способом: на следующий день с момента вступления в законную силу решения суда с учетом собранных доказательств по настоящему административному делу, подтверждающие отсутствии предусмотренных законом оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязать административного ответчика исполнить обязательства в области земельного законодательства и принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, согласно заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, прилагаемое к настоящему административному исковому заявлению под номером 2, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд города Уфы РБ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Данное решение в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» подлежит опубликованию в сети Интернет.

Судья Л.Н.Абдрахманова

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.