ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-620/17 от 15.11.2017 Ширинского районного суда (Республика Хакасия)

Административное дело № 2а-620/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2017 г. с. Шира

Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего судьи Любарских Т.В.,

с участием представителей административных истцов и соистца Майнагашева Р.А., Кочкина А.Г., Дельхмана А.В., Челдышева В.Г.,

представителя заинтересованного лица на стороне административного истца Феоктистовой Е.А.,

представителя административного ответчика Ощепковой Н.Э.,

представителей заинтересованного лица на стороне административного ответчика Семеновой Н.Ю., Боргояковой И.Г., Синюкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Носакиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам муниципального образования Ефремкинский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия, Тухтаровой Веры Михайловны, Тухтарова Сергея Владимировича, Скрипальщикова Дениса Юрьевича к Управлению Россреестра по Республике Хакасия о признании незаконными действий по осуществлению государственного кадастрового учета и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установлении зоны с особыми условиями использования территории, о возложении обязанности по аннулированию произведенных действий,

УСТАНОВИЛ:

муниципальное образование Ефремкинский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия (далее по тексту – Ефремкинский сельсовет) в лице Главы муниципального образования Коковой В.А. обратилось в суд с административным иском о признании действий Управления Росреестра по Республике Хакасия по осуществлению государственного кадастрового учета и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зоне с особыми условиями использования территории в отношении государственного природного биологического заказника «Июсский» (далее по тексту – заказник «Июсский»), о возложении на административного ответчика обязанности по аннулированию данных действий. Требования мотивированы тем, что в рамках участия в административном деле № 2а-535/2017 в качестве заинтересованного лица Ефремкинскому сельсовету стало известно о том, что Управлением Росреестра по РХ установлена зона с особыми условиями использования территории объектов культурного наследования, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в отношении заказника «Июсский», тогда как в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации отсутствуют сведения о внесении заказника «Июсский» в данный реестр. Решением об установлении зоны или территории является Постановление Правительства Республики Хакасия от 14 августа 2000 г. № 146 «Об организации государственных природных биологических заказников «Боградский», «Каратошско-Инейский», «Июсский», основанием для установления ограничений использования объектов недвижимости является ссылка на ст. 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях». Указанным постановлением Правительства РХ на территории Ширинского района организован заказник «Июсский» площадью 30 000 га, указаны его границы, определена цель создания заказника, при этом, по мнению Ефремкинского сельсовета, в данном постановлении отсутствует решение об установлении зоны с особыми условиями использования территории в отношении заказника «Июсский». В силу положений Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. Ефремкинский сельсовет полагает, что решение об установлении зоны с особыми условиями использования территории в отношении заказника «Июсский» должно быть принято Правительством Республики Хакасия и в настоящее время отсутствует, а также считает, что установление зоны с особыми условиями использования территории в отношении заказника «Июсский» создает препятствия к осуществлению ею своих прав, свобод и реализации законных интересов, так как зона с особыми условиями использования территории установлена и на землях муниципального образования Ефремкинский сельсовет.

С аналогичными исковыми требованиями в суд обратились Тухтарова В.М. и Тухтаров С.В., в обоснование своих требований указав следующее. Тухтарова В.М. состоит в браке с Тухтаровым С.В. 20 июля 2006 г. между администрацией муниципального образования Ширинский район и Тухтаровым С.В. заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, в марте 2013 г. получено разрешение на строительство объектов недвижимости на указанном земельном участке, в мае 2017 г. получены разрешения Отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Ширинский район на ввод в эксплуатацию объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>. 02 октября 2017 г. Тухтарова В.М. узнала от супруга, что он обратился в Ширинский районный суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Республике Хакасия о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимости, а также о том, что Управлением Росреестра по Республике Хакасия осуществлен государственный кадастровый учет и зарегистрированы обременения в отношении принадлежащего Тухтарову С.В. на праве аренды земельного участка и в отношении объектов недвижимости, возведенных на нем, путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установлении зоны с особыми условиями использования территории в отношении заказника «Июсский». В связи с чем супруги Тухтаровы, как арендаторы земельного участка, обязаны соблюдать условия использования территории с учетом указанной зоны. Истцы полагают, что ответчиком были произведены незаконные действия, направленные на изменение их гражданских прав по следующим основаниям. В силу положений Федеральных законов «Об особо охраняемых природных территориях» и «О государственном кадастре недвижимости» создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории. На основании Постановления Правительства Республики Хакасия от 14 августа 2000 г. № 146 на территории Ширинского района организован заказник «Июсский», указаны его условные границы без организации зоны с особыми условиями использования территории, определена цель создания заказника, однако, по мнению истцов, данное постановление, как нормативно-правовой акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не содержит сведений об установлении зоны с особыми условиями использования территории в отношении заказника «Июсский», а потому истцы считают, что нормативно-правовой акт уполномоченного органа об установлении зоны с особыми условиями использования территории в отношении заказника «Июсский» не принят. Исходя из изложенного административные истцы полагают, что Управлением Росреестра по Республике Хакасия незаконно осуществлен государственный кадастровый учет и внесены в Единый государственный реестр недвижимости сведения о зоне с особыми условиями использования территории в отношении заказника «Июсский», что создает препятствия к осуществлению им своих прав, свобод и реализации законных интересов в связи со строительством на арендованном Тухтаровым С.В. земельном участке объектов недвижимости, находящихся в совместной собственности.

Представитель Ефремкинского сельсовета представил дополнения к иску, в которых указал, что Управление Росреестра по Республике Хакасия в 2016 г. осуществило государственный кадастровый учет и зарегистрировало обременения путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зоне с особыми условиями использования территории заказника «Июсский», территории объектов культурного наследования, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ на территории <адрес> и <адрес>. Также констатировал, что Правительство РХ постановлением от 14 августа 2000 г. № 146 создало именно особо охраняемую природную территорию регионального значения в отношении заказника «Июсский» в границах, указанных в постановлении. Указал, что в отношении заказника «Июсский» допускается постановка в ГКН особо охраняемой природной территории в границах, установленных постановлением Правительства РХ, а не зона с особыми условиями использования территории, которая фактически была поставлена в ГКН в нарушение требований Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Обратил внимание на то, что в силу требований данного закона обязательным приложением к документам, направляемым в орган регистрации прав, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями Федерального закона «О землеустройстве».

Определением суда от 23 октября 2017 г. административные дела №№ 2а-620/2017, 2а-621/2017 и 2а-622/2017 по административным искам Ефремкинского сельсовета, Тухтаровой В.М., Тухтарова С.В. к Управлению Россреестра по Республике Хакасия объединены в одно производство с присвоением административному делу регистрационного номера 2а-620/2017.

Определением суда от 01 ноября 2017 г. к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены на стороне административного истца администрация муниципального образования Ширинский район, на стороне административного ответчика Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» (далее по тексту – ГКУ РХ «Дирекция ООПТ Хакасии»), филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Хакасия (далее по тексту – Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ).

Определением суда от 02 ноября 2017 г. к участию в административном деле в качестве соистца привлечен Скрипальщиков Д.Ю., который указал, что 01 июня 2017 г. между им и Тухтаровым С.В. заключен договор субаренды части земельного участка площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> По договору земельный участок передан Скрипальщикову Д.Ю. во временное пользование и владение для личного подсобного хозяйства. На земельном участке заявитель выращивает сельскохозяйственные культуры, возделывает почву при помощи самоходной техники, для борьбы с сорняками применяет гербициды (химические вещества, применяемые для уничтожения растительности). Управлением Росреестра по РХ осуществлен кадастровый учет зоны с особыми условиями использования территории в отношении заказника «Июсский», чем зарегистрированы обременения в возможности пользования Скрипальщиковым Д.Ю. земельным участком и на последнего возложена обязанность по соблюдению режима использования названной зоны, которая распространяется на земельный участок, переданный Тухтаровым С.В. заявителю по договору аренды от 01 июня 2017 г. Скрипальщиков Д.Ю. полагает, что установление в отношении заказника «Июсский» зоны с особыми условиями использования территории создает ему препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов, исходя из чего, Скрипальщиков Д.Ю. полагает, что предметом административного спора по административному делу № 2а-620/2017 являются однородные права и законные интересы, как его, так и административных истцов.

Определением суда от 23 октября 2017 г. у руководителя Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ истребованы сведения о том, состоит ли на кадастровом учете земельный участок, на котором расположена территория государственного природного биологического заказника «Июсский», организованного на основании постановления Правительства Республики Хакасия от 14 августа 2000 г. № 146, и с какого времени, а также предоставить заверенные надлежащим образом копии кадастрового паспорта земельного участка заказника «Июсский» и материалов согласования границ данного земельного участка с администрацией муниципального образования Ефремкинский сельсовет.

Директор Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ сообщил суду, что территория заказника «Июсский» относится к особо охраняемым природным территориям, сведения о границах особо охраняемой природной территории регионального значения, то есть заказника «Июсский» внесены в реестр границ Единого государственного реестра недвижимости 11 мая 2016 г. Также директор указал, что действующим законодательством не предусмотрено согласование решения об установлении особо охраняемой природной территории регионального значения с органами местного самоуправления, а ввиду того, что особо охраняемая природная территория не является объектом недвижимости, предоставить копию кадастрового паспорта в отношении земельного участка, на котором расположен заказник «Июсский», не представляется возможным.

В отзыве Управление Росреестра по РХ просит в удовлетворении административных исков отказать ввиду следующего. 28 апреля 2016 г. в порядке информационного взаимодействия органов государственной власти, определенном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 г. № 71 в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ от Государственного комитета по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия поступили документы для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории в отношении заказника «Июсский». Был предоставлен текст постановления Правительства Республики Хакасия от 14 августа 2000 г. № 146, согласно которому на территории Ширинского района организован данный заказник, а также землеустроительное дело с приложенной картой-планом границ особо охраняемой территории заказника «Июсский». По данным документам 11 мая 2016 г. было принято решение о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории (границе особо охраняемой природной территории) в отношении заказника «Июсский». Ссылаясь на положения Федеральных законов «О государственном кадастре недвижимости», «Об особо охраняемых природных территориях», постановления Правительства Республики Хакасия от 14 августа 2000 г. № 146, Управление Росреестра по РХ считает, что действия Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ были осуществлены в соответствии с законодательством, действовавшим на момент внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории в отношении заказника «Июсский».

В письменных пояснениях представитель заинтересованного лица на стороне административного истца – администрации муниципального образования Ширинский район Феоктистова Е.А. указала, что местоположение характерных точек границ установленной зоны с особыми условиями использования территории определено картометрическим методом, который имеет самую низкую точность, на выходе дает определенную долю искажения координатной информации, что приводит к наличию кадастровых ошибок в ГКН, несоответствию сведений ГКН в части описания местоположения границ объектов недвижимости фактическому местоположению границ объектов недвижимости. При внесении сведений в ЕГРН об установлении зоны с особыми условиями использования территории специалист по осуществлению государственного кадастрового учета осуществил государственный кадастровый учет, не смотря на то обстоятельство, что установленная зона захватывает в свои границы населенный пункт, что противоречит законодательству Российской Федерации. В зону с особыми условиями использования территории полностью вошла территория <адрес> земельных участках, которые включены в состав зоны с особыми условиями использования территории заказника «Июсский» введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые осуществляют правообладатели земельных участков в <адрес>, а также создает препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административных истцов. По мнению представителя заинтересованного лица, проведенный государственный кадастровый учет установленной зоны с особыми условиями использования территории нарушает права, свободы и реализацию законных интересов не только административных истцов, но и неопределенного круга лиц.

В отзыве на иски ГУП РХ «Дирекция ООПТ Хакасии» указало на несоответствие заявленных исковых требований нормам закона, а потому полагало, что они не подлежат удовлетворению, поскольку сведения о границах заказника «Июсский» внесены в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия согласно положениям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в редакции от 30 декабря 2015 г. Исходя из положений названного закона, ГУП РХ «Дирекция ООПТ Хакасии» утверждает, что в отношении заказника не может быть установлена зона с особыми условиями использования территории.

В судебном заседании представитель Ефремкинского сельсовета, представитель административного истца Тухтаровой В.М., представитель административного соистца Скрипальщикова Д.Ю., представитель заинтересованного лица на стороне административного истца – администрации муниципального образования Ширинский район поддержали исковые требования в полном объеме по доводам, в них изложенным.

Представитель Ефремкинского сельсовета Майнагашев Р.А. полагал, что в связи с тем, что нормативно-правовой акт об установлении границ зоны с особыми условиями использования территории заказника отсутствует, орган, осуществляющий государственную регистрацию, не вправе был осуществлять государственную регистрацию. Полагал, что постановлением Правительства РХ № 146 в отношении заказника «Июсский» была создана именно особо охраняемая природная территория, однако в ГКН внесены сведения о зоне с особыми условиями использования территории.

Представитель заинтересованного лица на стороне административного истца – администрации муниципального образования Ширинский район Феоктистова Е.А. поддержала свои письменные пояснения.

Представитель административного ответчика Ощепкова Н.Э., представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика – ГУП РХ «Дирекция ООПТ Хакасии» административные иски не признали по доводам, изложенным в отзывах, представители заинтересованного лица на стороне административного ответчика – Филиала ФГБУ «ФКП Росрестра по РХ» полагали, что административные иски не подлежат удовлетворению.

Дополнительно представитель административного ответчика Ощепкова Н.Э. пояснила, что на момент внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории заказника «Июсский» действовал Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», согласно которому имелась возможность внесения только сведений именно об этой зоне, с 01 января 2017 г. вступили в силу изменения, согласно которым появилась возможность внесения сведений отдельно как о зоне с особыми условиями использования территории, так и об особо охраняемой природной территории. Постановлением Правительства РХ был создан заказник, который является особо охраняемой природной территорией, относящейся к зоне с особыми условиями использования территории, на основании Федерального закона «О кадастровой деятельности» в редакции 2016 г. была осуществлена постановка на кадастровый учет именно зоны с особыми условиями использования территории, поскольку возможность постановки на кадастровый учет особо охраняемой природной территории была реализована только в 2017 г.

Представитель заинтересованного лица на стороне административного ответчика - Филиала ФГБУ «ФКП Россреестра» по РХ Боргоякова И.Г. пояснила, что понятие зоны с особыми условиями использования территории является собирательным, к ней относятся различные охранные зоны. С 01 января 2017 г. было выделено понятие особо охраняемой природной территории, а ранее сведения о ней вносились в ГКН в порядке информационного взаимодействия как о зоне с особыми условиями использования территории. Порядок внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории не изменился, в выписке по заказнику «Июсский» указано о зоне с особыми условиями использования территории, поскольку программный комплекс ГИС ЕГРН не приведен в соответствие с Федеральным законом № 218 «О государственном кадастре недвижимости» в новой редакции, в программном комплексе в настоящее время технически отсутствует отдельный раздел для особо охраняемых природных территорий, поэтому сведения о них содержатся и вносятся в раздел зон с особыми условиями использования территории. Также пояснила, что до 01 января 2017 г. при принятии государственным органом решения о создании особо охраняемой природной территории, сведения об этом госорган направлял в кадастровую палату в порядке информационного взаимодействия, а именно направлял само решение с приложением текстовой и графической части, содержащей координаты характерных точек границ. Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ был предоставлен полный пакет документов с решением о создании на основании постановления Правительства РХ особо охраняемой природной территории, сведения о ее границах и были внесены в ЕГРН. Сведения о зонах с особыми условиям использования территории, об особо охраняемых природных территориях вносятся в реестр границ и не являются объектами кадастрового учета. Вносятся только сведения об их границах. Пояснила, что границы заказника «Июсский» являются границами особо охраняемой природной территории.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В ч. 9 ст. 226 КАС РФ указано, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено и из материалов административного дела следует, что 20 июля 2006 г. между администрацией муниципального образования Ширинский район и Тухтаровым С.В. заключен договор аренды земельного участка от 20 июля 2006 г. № 134, согласно которому Тухтарову С.В. на срок по 19 июля 2011 г. в аренду предоставлен земельный участок общей площадью 24 504 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок передан Тухтарову С.В. по акту приема-передачи земельного участка.

По дополнительному соглашению к договору аренды, заключенному 27 апреля 2012 г., срок аренды земельного участка был продлен по 18 июля 2055 г.ДД.ММ.ГГГГ Тухтарову С.В. отделом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Ширинский район выдано разрешение на строительство в границах указанного земельного участка жилого двухэтажного дома, одноэтажного жилого дома, гаража, бани, двух туалетов в соответствии со схемой планировочной организации.

11 мая 2017 г. отделом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Ширинский район выдал Тухтарову С.В. разрешения на ввод в эксплуатацию четырех объектов недвижимости, возведенных на арендованном земельном участке.

Согласно постановлению Главы муниципального образования Ефремкинский сельсовет от 28 марта 2017 г. № 26-п категория земельного участка, предоставленного в аренду Тухтарову С.В., была изменена с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на категорию «земли населенных пунктов».

По договору субаренды от 01 июня 2017 г. часть предоставленного в аренду Тухтарову С.В. земельного участка площадью 600 кв.м. последним была предоставлена в субаренду Скрипальщикову Д.Ю. во временное владение и пользование за плату.

Как следует из кадастровой выписки о территориальной зоне, зоне с особыми условиями использования территории, территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 31 октября 2017 г., 11 мая 2016 г. установлена особо охраняемая природная территория регионального значения - государственный природный зоологический заказник «Июсский», зона с особыми условиями использования территорий, решением об установлении которой является постановление Правительства РХ от 14 августа 2000 г. № 146.

Также в выписке указано, что сведения о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах зоны с особыми условиями использования территории, территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержатся в ст. 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции от 13 июля 2015 г.).

Кадастровая выписка также содержит план (чертеж, схема) территориальной зоне, зоне с особыми условиями использования территории, территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и сведения о местоположении границ зоны с обозначением их характерных точек.

В преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции от 13 июля 2015 г.) указано, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно пп. 2 и 4 ст. 2 данного закона государственные природные заказники – это одна из категорий особо охраняемых природных территорий, которые могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

В силу п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:

а) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

б) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

В п. 2 ст. 23 названного закона указано, что создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 6 ст. 2 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 3 ст. 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

В силу п. 5 ст. 24 данного закона собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона Республики Хакасия от 20 октября 1992 г. № 12 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Хакасия» (в редакции от 14 июля 2015 г.) одной из категорий особо охраняемых природных территорий регионального значения является государственные природные заказники.

В силу ч. 3 ст. 1 названного Закона Республики Хакасия Правительство Республики Хакасия согласовывает решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с:

1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

2) федеральными органами исполнительной власти в области обороны страны и безопасности государства, если предполагается, что в границах особо охраняемых природных территорий будут находиться земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

В ст. 8 Закона Республики Хакасия «Об особо охраняемых природных территориях Республики Хакасия» предусмотрено, что создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется на основании постановления Правительства Республики Хакасия в соответствии с требованиями, предусмотренными ч. 3 ст. 1 настоящего Закона.

Согласно постановлению Правительства Республики Хакасия от 14 августа 2000 г. № 146 на территории Ширинского района организован государственный природный зоологический заказник «Июсский» площадью 30 тыс. га в следующих границах: восточная - по восточным границам кварталов 10, 7, 4, 2 Беренжакского лесничества до реки Белый Июс, далее вниз по реке Белый Июс до юго-восточного угла 35 квартала Коммунаровского лесничества и далее по восточной границе кварталов 35, 31, 17, 9, северная - по границам кварталов 8, 9 до реки Белый Июс, далее вниз по реке до устья реки Тарча, западная - от реки Белый Июс вверх по реке Тарча, через поселок Половинка до истоков реки Тарча, по западным границам кварталов 4, 11, затем по южным границам кварталов 11, 12, 13, 19 до северо-западного угла 30 квартала и далее по западным границам кварталов 30, 33, 43, 56, 66, 74 и по южным границам кварталов 74, 75, 76 до северо-западного угла 10 квартала Беренжакского лесничества (по водораздельному хребту).

Также данным постановлением утверждено Положение о данном заказнике, где указано, что он выполняет функции поддержания целостности естественных сообществ, сохранения, воспроизводства и восстановления ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении, а также редких и исчезающих видов диких животных (п. 1.1 Положения). Управление заказником «Июсский» осуществляется Государственным казенным учреждением Республики Хакасия «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» (п. 1.2 Положения). Территория заказника «Июсский» не влечет изъятие занимаемых им земельных, лесных, водных объектов у землепользователей, лесопользователей, водопользователей (п. 1.4 Положения), однако землепользователи, лесопользователи, водопользователи обязаны соблюдать установленный режим в заказнике, оказывать всемерную помощь в выполнении возложенных на заказник задач (п. 1.5 Положения).

Раздел 3 Положения устанавливает режим заказника, обязательные к соблюдению запреты.

В силу п. 3.3 Положения заказник «Июсский» в обязательном порядке подлежит учету при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, программ, схем землеустройства и районной планировки, а также лесоустроительной документации.

Как указано в постановлении Правительства Республики Хакасия от 24 марта 2005 г. № 88 «Об утверждении Перечня почв и природных объектов Республики Хакасия, находящихся под особой охраной» (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Республики Хакасия от 30 июня 2011 г. № 402), государственный природный заказник «Июсский» создан в 1980 г. решением Хакасского облисполкома и Красноярского крайисполкома и продлен Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14 августа 2000 г. № 146, имел категорию особо охраняемой природной территории, статус – республиканского значения.

Согласно ст. 95 Земельного кодекса РФ (в редакции от 01 мая 2016 г.) к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов (ч. 1).

Тем самым судом установлено, что на территории Ширинского района уполномоченным на то органом, а именно Правительством Республики Хакасия создан государственный природный зоологический заказник «Июсский».

Приведенные выше нормы свидетельствуют, что данный заказник имеет региональное значение, в своих границах является особо охраняемой природной территорией, что согласование решения о его создании с землепользователями и органами местного самоуправления не предусмотрено.

Довод административных истцов и соистца о том, что в постановлении Правительства РХ от 14 августа 2000 г. № 146 о создании заказника «Июсский» отсутствует указание на то, что в описанных границах заказника создана особо охраняемая природная территория или зона с особыми условиями использования территории, о том, что уполномоченным на то органом не принято решение об этом, судом не принимается, поскольку положениями Земельного кодекса РФ, Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», Закона Республики Хакасия «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что государственные природные заказники – это одна из категорий особо охраняемых природных территорий, по смыслу положений данных нормативных актов с момента создания заказника его территория автоматически является особо охраняемой природной территорией.

Приказом Росреестра от 12 октября 2011 г. № П/389 утвержден сборник классификаторов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в автоматизированных системах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости, предназначенный в том числе для ведения баз данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости.

Сборник содержит код классификатора 218 под названием «Территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования территорий», в который, помимо прочего, входят территориальные зоны, зона особо охраняемых территорий, зоны с особыми условиями использования территории, зоны охраны природных объектов, территория особо охраняемого природного объекта, охранная зона особо охраняемого природного объекта, прочие зоны с особыми условиями использования территории, иные зоны с особыми условиями использования территории, иная зона с особыми условиями использования территории.

Тем самым суд приходит к выводу о том, что в Едином государственном реестре недвижимости особо охраняемые природные территории учитываются по коду классификатора 218 и содержатся в разделе реестра о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий.

К данному выводу суд пришел с учетом пояснений представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика - Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ Боргояковой И.Г., а также того, что приказом Минэкономразвития России от 20 июня 2016 г. № 378 утверждена форма выписки именно о зоне с особыми условиями использования территорий, территориальной зоне, территории объекта культурного наследия, территории опережающего социально-экономического развития, зоне территориального развития в Российской Федерации, игорной зоне, лесничестве, лесопарке, особо охраняемой природной территории, особой экономической зоне, охотничьем угодье, береговой линии (границе водного объекта), проекте межевания территории.

Статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции от 01 мая 2016 г.) предусмотрено информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости. В частности, указано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решения, в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий (п. 4 ч. 1). Обязательным приложением к решению органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, направляемому в орган кадастрового учета, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ такой зоны (ч. 5.2). Органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 настоящей статьи (ч. 6). В случае, если указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи сведения не поступили в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные настоящей статьей, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости (ч. 7).

Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ (в редакции от 01 мая 2016 г.) перечень и содержание документов, направляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в орган кадастрового учета в случаях, установленных частями 1 - 3.2 настоящей статьи, порядок их направления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 г. № 71 (в редакции от 27 февраля 2016 г.) утверждены Правила, определившие порядок направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, перечень и содержание документов, а также требования к формату таких документов в электронной форме.

В п. 4 Правил указано, что в случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий (в том числе зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий (в том числе зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации), направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, а также сведения, содержащие текстовое и графическое описание местоположения границ таких зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Пунктом 17 Правил предусмотрено, что карта (план) объекта землеустройства является обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам только в случае установления или изменения границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования, в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений.

Согласно п. 18 Правил при информационном взаимодействии документы, в том числе карта (план) объекта землеустройства, представляются в виде электронных документов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

В соответствии с п. 20 Правил сведения, содержащиеся в документах, полученных органом кадастрового учета, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости. При невозможности внесения в государственный кадастр недвижимости содержащихся в документах сведений из-за несоответствия их формата и (или) содержания требованиям, предусмотренным настоящими Правилами, орган кадастрового учета в течение 5 рабочих дней формирует запрос об уточнении представленных данных и направляет его органу государственной власти или органу местного самоуправления, представившему указанные документы.

Тем самым в порядке информационного взаимодействия для направления в орган кадастрового учета сведений об установлении границ зоны с особыми условиями использования территорий обязательными являются документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении границ таких зон, и сведения, содержащие текстовое и графическое описание местоположения границ таких зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, направление карты (плана) в данном случае не предусмотрено.

В силу ч. 2 ст. 59 КАС РФ в качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ Боргоякова И.Г. пояснила, что Правительством РХ было принято решение о создании особо охраняемой природной территории, именно это постановление и текстовая и графическая часть были предоставлены органу кадастрового учета, данные документы отвечали установленным требованиям, а потому были приняты для исполнения, результатом чего является представленная в материалы дела выписка, содержащая сведения об органе, установившем особо охраняемую природную территорию, текстовую и графическую часть, наименование этой зоны и координаты.

Таким образом, судом установлено, что в порядке информационного взаимодействия 11 мая 2016 г. в Единый государственный реестр недвижимости (государственный кадастр недвижимости) были внесены сведения о границах заказника «Июсский» и об особо охраняемой природной территории в этих границах.

Довод представителя Ефремкинского сельсовета о том, что в государственный кадастр недвижимости в отношении заказника «Июсский» были внесены сведения не об особо охраняемой природной территории, а о зоне с особыми условиями использования территории, опровергается материалами административного дела, так как в кадастровой выписке в отношении заказника «Июсский» указано, что в отношении данного заказника установлена именно особо охраняемая природная территория регионального значения.

Также судом не принимается довод представителя Ефремкинского сельсовета о том, что порядок установления границ, порядок регистрации в государственном кадастре недвижимости особо охраняемых природных территорий установлены постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2015 г. № 138, поскольку данным постановлением утверждены Правила, которые определяют порядок создания охранных зон государственных природных заповедников, природных парков и памятников природы.

Принимая во внимание характер оспариваемых действий, учитывая положения ч. 9 ст. 226 КАС РФ, суд приходит к выводу, что обстоятельства, связанные с тем, сведения о каких конкретно характерных точек границ заказника «Июсский», а, следовательно, и о границах особо охраняемой природной территории, были внесены в Единый государственный реестр недвижимости (государственный кадастр недвижимости), каким образом они были установлены, существенного значения для правильного разрешения рассматриваемого дела не имеют.

При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований ввиду того, что в ходе рассмотрения дела не были выявлены нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов и соистца, не установлена незаконность действий Управления Росреестра по РХ по внесению в Единый государственный реестр недвижимости (государственный кадастр недвижимости) сведений о границах заказника «Июсский» и об особо охраняемой природной территории в этих границах, не выявлено нарушение порядка предоставления данных сведений в орган кадастрового учета в рамках информационного взаимодействия.

Отвечающие признакам относимости и допустимости доказательства, достоверно свидетельствующие об обратном, суду представлены не были.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований муниципального образования Ефремкинский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия, Тухтаровой Веры Михайловны, Тухтарова Сергея Владимировича, Скрипальщикова Дениса Юрьевича к Управлению Россреестра по Республике Хакасия о признании незаконными действий по осуществлению государственного кадастрового учета и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об установлении зоны с особыми условиями использования территории, о возложении обязанности по аннулированию произведенных действий, отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Любарских

Мотивированное решение составлено и подписано 20 ноября 2017 г.

Судья Т.В. Любарских