ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-620/2022 от 22.06.2022 Рузского районного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 июня 2022 года по делу

Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Ануфриевой Н.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юдиной Ю.С., с участием от административного ответчика представителя по доверенности Чубарова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Псковской таможни к Каменову А.А. о взыскании таможенных платежей и пени

У С Т А Н О В И Л:

Представитель административного истца обратился в суд с административным иском ( требования уточнены в порядке ст.46 КАС РФ) к Каменову А.А., в котором просит взыскать с Административного ответчика сумму 3 741 365,06 руб., в том числе: таможенные платежи - 2 764 524,25 руб.; пени, исчисленные на дату составления уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от (дата) - 62 336,18 руб.; пени, исчисленные за период с (дата) по (дата) (по дату направления в суд заявления о выдачи судебного приказа) - 114 865,98 руб.; пени, исчисленные за период с (дата) по (дата) (по дату направления административного иска в суд) - 422 557,54 руб.,; пени исчисленные в соответствии с пунктом 14 статьи 72 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», за период с (дата) по (дата) (по дату проведения по делу судебного заседания, назначенного на (дата)) - 377 081,11 руб. Административный истец при этом представил расчет уточненной суммы начисленных пени.

В обоснование исковых требований Административный истец указал, что (дата) на Псковском таможенном посту был оформлен таможенно-приходный ордер (далее - ТПО) / в связи с начислением таможенных пошлин, налогов в виде совокупного таможенного платежа в отношении воздушного судна - гражданский воздушный планер ... ((дата) выпуска, белого цвета, массой пустого снаряженного аппарата ... серийный номер страна происхождения Польша) в размере 1 258 601,53 руб. Названный товар был задекларирован по пассажирской таможенной декларации (далее - ПТД) от (дата)

При ввозе товара в соответствии с подпунктом 39 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) расчет подлежащих уплате пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, был произведен по ставке ввозной таможенной пошлины согласно Единому таможенному тарифу Евразийского экономического союза (далее - ЕТТ ЕАЭС), утвержденному решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза», действующей по состоянию на дату оформления ПДТ (на (дата)), в соответствии с классификационным кодом товара - 8801 00 100 1 по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) - 10 %.

Сумма подлежащего уплате налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) была указана в размере 0 процентов. То есть, при таможенном оформлении ввозимого товара декларантом было применено положение подпункта 20 статьи 150 НК РФ, предусматривающего освобождение от уплаты НДС при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией гражданских воздушных судов при условии представления в таможенный орган копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, поскольку было предоставлено обязательство налогоплательщика (Административного ответчика) о предоставлении копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного суда в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Копия соответствующего свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации от (дата) была предоставлена Административным ответчиком в установленные законом сроки.

Начисление таможенных сборов за таможенные операции в отношении водных и воздушных судов, указанных в пункте 2 таблицы 2 приложения к решению Совета Евразийской экономической комиссии от (дата) «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» в размере 20 000,00 руб., осуществлено по ставке, установленной пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.202 № 342 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров».

После выпуска товара, на основании статей 14, 310, 324 ТК ЕАЭС была проведена проверка документов и сведений, представленных Административным ответчиком при ввозе товара, в части полноты уплаты таможенных платежей, по результатам которой было установлено, что предоставление льготы по уплате НДС при расчете суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного налогового платежа по ТПО , является неправомерным. Таможенные пошлины, налоги в виде совокупного налогового платежа по ТПО начислены не в полном объеме, подлежит доначислению НДС в размере 2 764 524,25 руб. По результатам проверки был составлен Акт проверки документов, сведений после выпуска товаров от (дата)

Псковским таможенным постом ТПО был аннулирован, взамен на сумму ранее начисленных и оплаченных денежных средств оформлен ТПО на уплаченную сумму 1 276 601,93 руб., на сумму доначисленных таможенных платежей в размере 2 764 524,25 руб. оформлен ТПО

(дата) в адрес Административного ответчика было направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от (дата) на общую сумму 2 826 860,43 руб. (в том числе: таможенные платежи - 2 764 524,25 руб.; пени - 62 336,18 руб.) со сроком добровольной уплаты - не позднее 15 рабочих дней со дня получения данного уведомления.

В связи с неисполнением в добровольном порядке направленного уведомления, Административным истцом в мировой суд судебного участка Рузского судебного района Московской области было подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Административного ответчика таможенных платежей и пени.

(дата) Мировым судьей судебного участка Рузского судебного района Московской области вынесен судебный приказ , по которому с Административного ответчика было взыскано таможенных платежей и пени в общей сумме 2 941 726,41 руб.

Вместе с тем, после подачи Административным ответчиком возражений относительно исполнения указанного судебного приказа, определением Мирового судьи судебного участка Рузского судебного района Московской области от (дата) по делу судебный приказ был отменен, Административному истцу было разъяснено его право обратиться в суд с требованием о взыскании задолженности в порядке искового производства.

В качестве правового обоснования заявленных требований со ссылками на положения главы 37 ТК ЕАЭС, главы 35 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», Административным истцом приводятся доводы о том, что налоговое освобождение, предусмотренное статьей 150 НК РФ при исчислении совокупного таможенного платежа в отношении ввозимых товаров для личного пользования не применяется, поскольку на территории Евразийского экономического союза подлежит непосредственному применению приложение 3 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», в котором определен исчерпывающий перечень товаров ввозимых с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. Согласно указанному перечню воздушные суда не отнесены к товарам, подлежащим освобождению от уплаты таможенных платежей.

С учетом этого в представленных в суд письменных возражениях на отзыв Административного ответчика по административному иску, Административный истец указал, что правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле не предусмотрена возможность предоставления освобождения от уплаты таможенных платежей в отношении товаров «воздушные суда», ввозимых физическими лицами для личного пользования.

Представитель Административного истца в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Административным истцом при этом в суд было подано письменное ходатайство об отложении судебного заседания, в удовлетворении которого протокольным определением было отказано в виду отсутствия оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административный ответчик о слушании дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, исковые требования не признал, представил письменные возражения на иск, в которых указал, что положениями статей 49, 53, 54, 266 ТК ЕАЭС, подпункта 20 статьи 150 НК РФ предусматривается освобождение от уплаты НДС при ввозе на территорию Российской Федерации гражданских воздушных судов при условии предоставления в таможенный орган свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судом Российской Федерации, что при таможенном декларировании ввезенного Административным ответчиком товара было соблюдено. По мнению Административного ответчика правовая позиция Административного истца в споре основывается на неверном толковании норм налогового и таможенного права.

Выслушав участников процесса, проверив и изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце втором пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», в случае обращения таможенного органа в суд с требованием о взыскании таможенных платежей следует исходить из того, что непринятие декларантом мер к оспариванию решений таможенного органа, влияющих на исчисление таможенных платежей, уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей не должно рассматриваться как согласие с предъявленным требованием, и обоснованность требования о взыскании таможенных платежей проверяется судом по существу.

Исходя из данных разъяснений, непринятие Административным ответчиком мер по оспариванию действий Административного истца, связанных с доначислением таможенных платежей, само по себе не является препятствием к проверке судом обоснованности предъявленных исковых требований по существу.

Из материалов дела следует и установлено судом, что Административным ответчиком на основании договора купли-продажи от (дата) было приобретено в собственность воздушное судно - гражданский воздушный планер ... ((дата) выпуска, белого цвета, массой пустого снаряженного аппарата ... серийный номер страна происхождения ...

Данное воздушное судно было ввезено Административным ответчиком на территорию Российской Федерации, в связи с чем (дата) в Таможню им была подана ПТД заявление об освобождении от уплаты НДС при таможенном декларировании ввозимого гражданского воздушного планера на основании подпункта 20 статьи 150 НК РФ, а также было представлено обязательство налогоплательщика налога на добавленную стоимость о предоставлении копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации по форме, утвержденной приказом ФТС России от 19.11.2019 № 1772 «Об утверждении формы обязательства налогоплательщика налога на добавленную стоимость о представлении копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации».

В ходе таможенного контроля представленных документов нарушений выявлено не было, ввезенное Административным ответчиком воздушное судно было выпущено в свободное обращение, что подтверждается проставленной на ПТД соответствующей отметкой Таможни.

По обстоятельствам дела копия свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации от (дата) была предоставлена Административным ответчиком в установленные законом сроки, что Административным истцом не отрицается.

В феврале 2021 года Таможней была проведена проверка документов и сведений, представленных Административным ответчиком при ввозе товара, в ходе которой Таможня пришла к выводу о том, что предоставление льготы по уплате НДС при расчете суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного налогового платежа по ТПО , является неправомерным.

В связи с этим Таможней в адрес Административного ответчика было направлено уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от (дата), согласно которому были начислены таможенные платежи по коду в размере 2 764 524,25 руб., по коду - в размере 62 336,18 руб., а всего на сумму 2 826 860,43 руб.

По причине неисполнения данного уведомления в установленный срок (в течение 15 дней с момента получения уведомления) в добровольном порядке, Административный истец обратился с административным иском в Рузский районный суд Московской области, в котором просит взыскать с Административного ответчика сумму не уплаченного в установленный срок НДС, а также начисленные на эту сумму пени.

Приходя к выводу о необоснованности заявленных требований и об отказе в удовлетворении административного иска, суд исходит из следующего.

Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Евразийского экономического союза регулируется главой 37 ТК ЕАЭС, Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».

В силу пункта 1 статьи 1 ТК EАЭС в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», согласно статьям 260, 262 ТК ЕАЭС товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено таможенным законодательством.

Товарами для личного пользования признаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (подпункт 46 пункта 1 статьи 2 ТК EАЭС).

В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 260 ТК ЕАЭС таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со статьей 263 настоящего Кодекса, производится с использованием пассажирской таможенной декларации.

Согласно пункту 1 статьи 267 ТК ЕАЭС стоимость товаров для личного пользования заявляется в пассажирской таможенной декларации при таможенном декларировании данных товаров пользования на основании стоимости, указанной в чеках, счетах, на бирках и ярлыках или в иных документах о приобретении таких товаров, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в отношении которых в качестве пассажирской таможенной декларации используются документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие международные почтовые отправления.

Для подтверждения стоимости товаров для личного пользования физическим лицом представляются оригиналы документов, на основании которых заявлена стоимость товаров для личного пользования, а в отношении товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком, - оригиналы документов либо их копии.

В силу пункта 1 статьи 266 ТК ЕАЭС в отношении товаров для личного пользования, ввозимых на таможенную территорию Союза, подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам, либо таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, за исключением случаев, когда настоящей статьей в отношении таких товаров для личного пользования установлен иной порядок применения таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 266 ТК ЕАЭС единые ставки таможенных пошлин, налогов в зависимости от категорий товаров для личного пользования, стоимостных, весовых и (или) количественных норм и способа ввоза товаров для личного пользования на таможенную территорию Союза, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа, определяются Евразийской экономической Комиссией. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» установлены ставки таможенных пошлин, налогов, а также категории товаров для личного пользования, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа. На основании пункта 2 таблицы 2 Приложения № 2 к названному решению Совета Евразийской экономической комиссии, в отношении воздушных судов таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в виде совокупного таможенного платежа.

В свою очередь, определение понятия совокупного таможенного платежа дается в подпункте 39 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, где, в частности, установлено, что совокупный таможенный платеж - это сумма таможенных пошлин, налогов, исчисленная в отношении товаров для личного пользования по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 53 ТК ЕАЭС.

При этом как следует из положений пункта 16 статьи 266 ТК ЕАЭС, сумма подлежащих уплате и (или) взысканию таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, определяется путем сложения исчисленной суммы таможенных пошлин и исчисленных сумм налогов. Исчисление суммы таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, производится следующими способами:

1) исчисление суммы таможенных пошлин производится путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин;

2) исчисление сумм налогов производится в соответствии с законодательством государства-члена, таможенному органу которого подана пассажирская таможенная декларация.

По смыслу приведенных правовых норм, при ввозе на территорию Евразийского экономического союза товаров для личного пользования уплате подлежит совокупный таможенный платеж, включающий в себя налоги, исчисляемые в соответствии с законодательством государства-члена Евразийского экономического союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация. В случае, если законодательством государства-члена Евразийского экономического союза ввоз отдельных категорий товаров для личного пользования освобожден от уплаты налогов, - при ввозе этих товаров соответствующие суммы налогов вычитаются из совокупного таможенного платежа.

Правильность такого подхода в применении норм таможенного права подтверждается в том числе и судебной практикой по аналогичным делам, в частности: решением Псковского городского суда Псковской области от (дата) по делу решением Псковского городского суда Псковской области от (дата) по делу ; апелляционным определением Псковского областного суда от (дата),

Судом также принято во внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 61 ТК ЕАЭС по общему правилу таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в государстве-члене, таможенным органом которого производится выпуск товаров, за исключением случаев, установленных ТК ЕАЭС.

По правилам пункта 3 статьи 49 ТК ЕАЭС льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов.

Согласно пункту 2 статьи 53 ТК ЕАЭС для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, за исключением случаев, предусмотренных в соответствии с Договором о Союзе, а также случаев, когда в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами Союза с третьей стороной для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

Для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса они подлежат уплате (пункт 4 статьи 53 ТК ЕАЭС).

В подпункте 4 пункта 4 статьи 54 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины и льгот по уплате налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, при соблюдении условий предоставления таких льгот, при использовании товаров в целях, соответствующих условиям предоставления льгот, а также при соблюдении ограничений по пользованию и (или) распоряжению такими товарами, за исключением случаев отказа декларанта от таких льгот.

В силу абзаца 2 пункта 12 статьи 266 ТК ЕАЭС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, базой для исчисления таможенных пошлин, входящих в состав совокупного таможенного платежа, в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются стоимость товаров для личного пользования и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иные характеристики товара). База для исчисления налогов, входящих в состав совокупного таможенного платежа, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 51 настоящего Кодекса.

При этом, как установлено в пункте 3 статьи 51 ТК ЕАЭС, база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств-членов.

Таким образом доводы Административного истца о том, что освобождение от уплаты НДС при ввозе на территорию Евразийского экономического союза для личного пользования может быть предоставлено исключительно на основании решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» и только в отношении товаров, указанных в приложении 3 к данному решению, противоречат положениям статей 49, 51, 53, 54, 61, 266 ТК ЕАЭС, согласно которым исчисление налогов, включая НДС, при взимании совокупного таможенного платежа осуществляется в соответствии с законодательством государства-члена, таможенному органу которого подана пассажирская таможенная декларация.

Из системного толкования норм ТК ЕАЭС следует, что в рассматриваемом случае исчисление налогов должно осуществляться в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации, которое вправе предусмотреть специальные льготы по уплате НДС.

Взимание НДС в Российской Федерации осуществляется на основаниях и по правилам, предусмотренным главой 21 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 143 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются в том числе лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 НК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации признается объектом налогообложения НДС.

При этом как следует из пункта 1 статьи 160 НК РФ определение налоговой базы для исчисления НДС производится с учетом статей 150 и 151 НК РФ.

Случаи ввоза товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащего налогообложению НДС (освобождаемого от налогообложения) определяются в НК РФ нормами статьи 150.

Указанное правовое регулирование, в свою очередь, надлежит рассматривать как способ предоставления участникам экономических отношений льгот при уплате НДС, направленных в том числе на создание благоприятных условий для развития той или иной сферы экономической деятельности.

Федеральным законом от 29.09.2019 № 324-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения, которыми с 01.01.2020 в том числе был введен в действие подпункт 20 статьи 150 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 20 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации гражданских воздушных судов при условии представления в таможенный орган копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации.

В случае непредставления указанного свидетельства о регистрации, ввоз гражданских воздушных судов освобождается от налогообложения при представлении в таможенный орган обязательства налогоплательщика по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, представить в течение 90 календарных дней с даты регистрации таможенной декларации в таможенный орган соответствующее свидетельство.

Соответствующая форма утверждена приказом ФТС России от 19.11.2019 № 1772 «Об утверждении формы обязательства налогоплательщика налога на добавленную стоимость о представлении копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации».

Также подпунктом 20 пункта 1 статьи 150 НК РФ предусмотрено, что если по истечении 90 календарных дней с даты регистрации таможенной декларации налогоплательщик, представивший в таможенный орган обязательство, не представил в таможенный орган копию свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, сумма налога, исчисленная при таможенном декларировании гражданского воздушного судна, уплачивается этим налогоплательщиком не позднее дня, следующего за днем истечения 90 календарных дней с даты регистрации таможенной декларации.

При исключении данных о гражданском воздушном судне из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации сумма налога подлежит уплате налогоплательщиком, представившим в таможенный орган копию свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, в день исключения данных из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации.

Таким образом, как следует из буквального содержания подпункта 20 статьи 150 НК РФ, законодатель связывает право налогоплательщика на освобождение от налогообложения с представлением в таможенный орган копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, иных условий не установлено.

Суд учитывает, что Административным истцом по делу не оспаривается тот факт, что условия для освобождения от НДС, установленные подпунктом 20 статьи 150 НК РФ, Административным ответчиком были полностью соблюдены.

Как усматривается из материалами дела, при таможенном оформлении ввозимого гражданского воздушного судна и исчислении совокупного таможенного платежа в числе прочих документов Административным ответчиком в Таможню было представлено надлежащим образом оформленное обязательство налогоплательщика налога на добавленную стоимость о представлении копии свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации от (дата).

До истечения 90 календарных дней с даты регистрации ПТД от (дата) Административный ответчик представил в Таможню копию Свидетельства о государственной регистрации сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации от (дата).

В рассматриваемой ситуации совокупный таможенный платеж подлежал исчислению и уплате, исходя из суммы таможенной пошлины в размере 10% согласно ЕТТ ЕАЭС, а также НДС по ставке 0% в виду соблюдения условий, предусмотренных подпунктом 20 пункта 1 статьи 150 НК РФ.

Совокупный таможенный платеж (в части суммы таможенной пошлины), исчисленный в размере 1 256 601,93 руб., был уплачен Административным ответчиком в полном объеме, что Административным ответчиком не оспаривалось.

Следовательно, при подаче в Таможню ПДТ от (дата) совокупный платеж был исчислен и уплачен Административным ответчиком в соответствии с требованиями законодательства и в полном размере.

Правовых оснований для доначисления суммы совокупного платежа в части НДС в данном случае не имелось.

С учетом вышеизложенного суд считает, что заявленный административный иск не подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Псковской таможне к Каменову А.А. о взыскании таможенных платежей и пени –отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Рузский районный суд Московской области.

Решение изготовлено в окончательной форме 27 июня 2022 года.

Судья Н.Ю. Ануфриева