к делу № 2а-857/2021
61RS0022-01-2020-012487-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2021 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Чернобай Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Оганджанян С.Р.;
с участием:
административного истца прокуратуры г. Таганрога Ростовской области – старшего помощника прокурора г. Таганрога Ростовской области Ищенко И.П.;
представителя административного ответчика Администрации г. Таганрога Ростовской области ФИО1, действующей на основании доверенности № 3449 от 24.09.2019 года;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Таганрога Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации г. Таганрога Ростовской области, заинтересованные лица – Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области, Правительство Ростовской области, Управление Министерства юстиции по Ростовской области о признании постановления недействующим,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец - прокурор г. Таганрога Ростовской области обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации г. Таганрога Ростовской области, заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области о признании недействующим постановления Администрации г. Таганрога от 04.09.2020 года № 1441 «О создании особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования «Город Таганрог», указав в обосновании своих требований следующее:
Прокуратурой города Таганрога Ростовской области проведен анализ состояния законности при использовании земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах особо охраняемых природных территорий местного значения.
Постановлением Администрации Ростовской области от 19.10.2006 года № 418 «О памятниках природы Ростовской области» Роща «Дубки», группа - деревьев, дубы-долгожители объявлены памятниками природы Ростовской области, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями областного значения, без изъятия земель.
Указанные памятники природы имеют историческое, природоохранное, просветительское и эстетическое значения.
Постановлением Правительства Ростовской области от 18.06.2020 года № 559 «О некоторых особо охраняемых природных территориях регионального значения» упразднены памятники природы Ростовской области, в том числе группа деревьев (г. Таганрог), дубы - долгожители (г. Таганрог), роща «Дубки» (г. Таганрог). Данные объекты признаны не нуждающимися в особой охране посредством создания особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Распоряжением Губернатора Ростовской области от 18.08.2020 года № 185 «О некоторых мерах по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» Администрации г. Таганрога рекомендовано рассмотреть вопрос о создании в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «место дубовой рощи - место первых маевок» особо охраняемой природной территории местного значения.
Администрацией г. Таганрога 04.09.2020 года вынесено постановление № 1441 «О создании особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования «Город Таганрог», согласно приложению № 1 которого ООПТ местного значения в границах муниципального образования являются: роща «Дубки», дубы-долгожители, группа деревьев.
Административный истец считает, что данное постановление не соответствует федеральному, региональному, а также местному законодательству, регулирующему правоотношения в указанной сфере. При этом административный истец ссылается на положения п. «д» ч.1 ст. 71 Конституции РФ, п. 1 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 2, 4 ст. 2, п. 8 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33 – ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п. 30 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 2, п.п.1, 2 ст.7 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 года № 434 – ЗС «Об особо охраняемых природных территориях Ростовской области».
Административный истец указывает, что согласно сведениям Публичной кадастровой карты, а также выпискам из ЕГРН об особо охраняемой природной территории, земельные участки с кадастровыми номерами № 61:58:0000000:42630, № 61:58:0003518:7, № 61:58:0003337:9, № 61:58:0003337:5 расположены в границах особо охраняемых природных территорий Ростовской области - памятник природы Ростовской области Роща «Дубки» (реестровый номер - 61:58-6.90), дубы-долгожители (реестровый номер - 61:58-6.1), группа -деревьев (реестровый номер - 61:58-6.73).
Постановлением Администрации г. Таганрога от 24.01.2017 года № 100 МКУ «Благоустройство» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с к/н 61:58:0000000:42630, площадью 132 356 кв.м., адресным ориентиром: <...> с видом разрешенного использования- «для размещения земельного участка общего пользования - улицы Роща Дубки» (16.02.2017 года в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права собственности муниципального образования «Город Таганрог»).
В тоже время земельный участок с к/н 61:58:0003518:7, площадью 605 кв.м., расположенный по адресу: <...>, видом разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования, находится в неразграниченной государственной собственности.
Согласно сведениям из ЕГРН земельные участки с к/н 61:58:0000000:42630, 61:58:0003518:7 расположены в границах особо охраняемой природной территории памятника природы Ростовской области «Роща Дубки», реестровый номер 61:58- 6.90 от 05.11.2010.
Земельные участки с к/н 61:58:0003337:9 (ул. Дзержинского, 171-3), № 61:58:0003337:5 (ул. Дзержинского, 171-5), с видом разрешенного использования- для использования в целях размещения многоэтажного (многоквартирного) жилого дома, для объектов жилой застройки, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирных домов.
Таким образом, создание особо охраняемой природной территории местного значения на земельных участках с к/н № 61:58:0003518:7, № 61:58:0003337:7, № 61:58:0003337:9 противоречит п. 8 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33 – ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п.п. 1,2 ст. 7 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 года № 434 – ЗС «Об особо охраняемых природных территориях Ростовской области», поскольку права муниципального образования на них не зарегистрированы.
Постановлением Администрации г. Таганрога от 25.11.2006 года № 2535 утвержден порядок организации и функционирования особо охраняемых природных территорий муниципального образования «Город Таганрог».
В нарушение указанного Порядка закупка для определения исполнителя работ по созданию особо охраняемых природных территорий - Роща «Дубки», дубы-долгожители, группа -деревьев, не проводилась. Инициатором - отделом по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации г. Таганрога представлены комиссии по созданию ООПТ муниципального образования, утвержденной распоряжением № 22 от 24.08.2020 года заместителя главы Администрации г. Таганрога по вопросам городского хозяйства, материалы комплексного экологического обследования указанных участков территорий, основанные на проведенном обследовании и имеющихся архивных сведений и информации, содержащейся в паспортах объектов 1997 года, составленных Ростовским областным советом ВООП, что прямо противоречит установленному порядку создания OOПT местного значения и свидетельствует об отсутствии комплексного экологического обследования, подтверждающего необходимость придания территориям правового статуса ООПТ.
Кроме того, указанные материалы обоснования не подписаны должностными лицами Администрации г. Таганрога и носят сугубо справочно - информационный характер, которые впоследствии были включены в заключения комиссии по материалам обоснования создания ООПТ местного значения.
Административный истец считает, что постановление Администрации г. Таганрога от 04.09.2020 года № 1441 «О создании особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования «Город Таганрог» противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принято в нарушение порядка, предусмотренного Федеральным законом от 14.03.1995 года № 33 – ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Прокуратурой города Таганрога главе Администрации г. Таганрога принесен протест от 26.10.2020 года на оспариваемый нормативный правовой акт, в удовлетворении которого письмом главы Администрации г. Таганрога от 06.11.2020 года за № 60-исх/4499 отказано.
Административный истец просит суд признать недействующим постановление Администрации г. Таганрога от 04.09.2020 года № 1441 «О создании особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования «Город Таганрог» со дня его принятия.
Определениями суда от 14.01.2021 года и от 11.02.2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Правительство Ростовской области, Управление Министерства юстиции по Ростовской области.
В судебном заседании административный истец старший помощник прокурора г. Таганрога Ростовской области Ищенко И.П. поддержал административные исковые требования в полном объеме, просил суд удовлетворить административные исковые требования по основаниям, подробно изложенным в административном исковом заявлении. Также представил письменное дополнительное правовое обоснование исковых требований. Пояснил, что решением Ростовского областного суда от 18.02.2021 года исковые требования прокуратуры области удовлетворены в полном объеме, постановление Правительства Ростовской области от 18.06.2020 года № 559 «О некоторых особо охраняемых природных территориях регионального значения» признано недействующим. Учитывая, что постановление Администрации г. Таганрога № 1441 «О создании особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования «Город Таганрог» вынесено в связи с изданием вышеуказанного постановления Правительства Ростовской области, законность которого оспорена в суде, признание особо охраняемых природных территорий - роща «Дубки», дубы-долгожители, группа деревьев ООПТ местного значения является преждевременным, противоречит действующему федеральному и региональному законодательству, нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, сохранение объектов общенационального достояния, в связи с чем административное исковое заявление предъявлено в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц. Отсутствие комплексного экологического обследования, подтверждающего необходимость придания территориям правового статуса ООПТ местного значения и использование в качестве материалов обоснования имеющиеся архивные сведения и информацию, содержащиеся в паспортах объектов 1997 года, составленных Ростовским областным советом ВООП, свидетельствует о том, что объекты, объявленные памятниками природы - роща «Дубки», дубы-долгожители, группа деревьев, лишились особого режима охраны и использования, особого природоохранного значения. Утрата особого режима охраняемых территорий может привести к таким негативным воздействиям на окружающую природную среду, как застраивание, сдача в аренду, захламление, уничтожение водно – болотных территорий, ликвидация мест обитания представителей фауны, осуществление иной хозяйственной деятельности.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации г. Таганрога Ростовской области ФИО1 административные исковые требования не признала, представила письменные возражения на административное исковое заявление, которые поддержала в полном объеме. Пояснила, что особо охраняемая природная территория - Роща «Дубки» расположена на земельном участке с кадастровым номером 61:58:0000000:42630 по адресу: <...> который предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Благоустройство». Особо охраняемая природная территория - группа деревьев (старовозрастные деревья Ростовской области) расположена на территории Парка культуры и отдыха им. Горького в г. Таганроге. Земельный участок, на котором расположены указанные объекты, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 61:58:0003014:58, адресом: <...> и предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Муниципальному автономному учреждению «Центр культурно - досуговой деятельности». Особо охраняемая природная территория - дубы-долгожители расположена по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, около ул. Дзержинского, 171/3 и около ул. Дзержинского, 171/5. В настоящее время Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога организованы мероприятия по заключению муниципального контракта на определение координат характерных точек особо охраняемых территорий для внесения данных в Единый государственный реестр недвижимости, ориентировочный срок выполнения работ – 31.03.2021 года. Системное толкование положений пунктов 2, 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 2, 6, 12 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» позволяют сделать вывод о том, что в пределах особо охраняемых природных территориях могут находиться земельные участки всех форм собственности. Исключением являются государственные природные заповедники, дендрологические парки и ботанические сады, которые создаются или расширяются в границах с изъятием земельных участков у их собственников. Инициатором создания особо охраняемых природных территорий выступило структурное подразделение Администрации г. Таганрога - отдел по охране окружающей среды и природных ресурсов. По итогам рассмотрения комиссией подготовлены положительные заключения по материалам обоснования создания ООПТ местного значения «Группа деревьев-долгожителей», «Роща Дубки», «Дубы-долгожители». Оспариваемое постановление было принято в целях обеспечения популяризации, недопущения застройки этих природных объектов, сохранения уникальных старовозрастных деревьев, в связи с их высокой культурно-исторической ценностью, а также необходимостью в особом уходе и охране с помощью современных методов реставрационных работ. Считает, что административным истцом не доказано нарушение прав, свобод и законных интересов неограниченного круга лиц и Российской Федерации. В случае вступления в силу судебного решения о признании недействующим постановления Правительства Ростовской области от 18.06.2020 года № 559 «О некоторых особо охраняемых природных территориях регионального значения» Администрацией г. Таганрога будет признано утратившим силу постановление Администрации г. Таганрога от 04.09.2020 года № 1441 «О создании особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования «Город Таганрог». Просила суд в удовлетворении административных исковых требований прокурора г. Таганрога Ростовской области отказать в полном объеме.
В судебном заседании 26.02.2021 года представитель Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области ФИО2, действующая на основании доверенности, поддержала представленные Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области письменные возражения на административные исковые требования прокурора г. Таганрога Ростовской области, а также поддержала позицию по делу административного ответчика Администрации г. Таганрога Ростовской области. Пояснила, что у муниципального образования «Город Таганрог» есть право создания ООПТ местного значения. Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости 61:58:0000000:42630; 61:58:0003518:7; 61:58:0003337:9; 61:58:0003337:5, указанные земельные участки относятся к землям населенного пункта, каких- либо иных правообладателей кроме муниципального образования не выявлено. Правообладателем муниципального имущества является муниципальное образование. Участками, расположенными в пределах городского округа, распоряжаются органы самоуправления такого округа. Участками, находящимися на территории поселения при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения распоряжаются органы самоуправления поселения. Считает, что оспариваемое постановление принято с соблюдением действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации. Просила суд в удовлетворении административных исковых требований прокурора г. Таганрога Ростовской области отказать.
Извещенные в установленном порядке о дате, времени и месте судебного заседания заинтересованные лица: Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области, Правительство Ростовской области, Управление Министерства юстиции по Ростовской области, в суд не явились. От заинтересованного лица Правительства Ростовской области поступил письменный отзыв на административные исковые требования прокурора г. Таганрога Ростовской области.
Дело рассмотрено в отсутствии неявившихся заинтересованных лиц, в порядке ст. 150 КАС Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и изучив представленные и имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 КАС Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст. 208 КАС Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, не действующим полностью или в части в суд могут обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
В соответствии с ч.8 ст. 213 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с ч. 9 ст. 213 КАС Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Правительства Ростовской области от 18.06.2020 года № 559 «О некоторых особо охраняемых природных территориях регионального значения» упразднены памятники природы Ростовской области, в том числе группа деревьев (г. Таганрог), дубы - долгожители (г. Таганрог), роща «Дубки» (г. Таганрог). Данные природные объекты признаны не нуждающимися в особой охране посредством создания особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Распоряжением Губернатора Ростовской области от 18.08.2020 года № 185 «О некоторых мерах по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» Администрации г. Таганрога рекомендовано рассмотреть вопрос о создании в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «место дубовой рощи - место первых маевок» особо охраняемой природной территории местного значения.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 года № 33 -ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Областным законом от 28.12.2005 года № 434-3C «Об особо охраняемых природных территориях Ростовской области», постановлением Администрации г. Таганрога от 25.11.2016 года № 2535 «Об утверждении Порядка организации и функционирования особо охраняемых природных территорий муниципального образования «Город Таганрог», а также во исполнение Распоряжения Губернатора Ростовской области от 18.08.2020 года № 185 «О некоторых мерах по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» постановлением Администрации г. Таганрога от 04.09.2020 года № 1441 «О создании особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования «Город Таганрог» были созданы особо охраняемые природные территории местного значения муниципального образования «Город Таганрог» - Роща «Дубки», «Дубы-долгожители», «Группа деревьев-долгожителей», и установлен соответствующий режим их охраны.
Обращаясь в суд с требованиями о признании недействующим постановления Администрации г. Таганрога от 04.09.2020 года № 1441 «О создании особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования «Город Таганрог» со дня его принятия, административный истец - прокурор г. Таганрога указывает, что данное постановление не соответствует федеральному, региональному, местному законодательству, регулирующему правоотношения в указанной сфере, а также нарушает права Российской Федерации и неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, сохранение объектов общенационального достояния.
Проверяя оспариваемое постановление с учетом положений ч.8 ст. 213 КАС Российской Федерации, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора, исходя из следующего:
Согласно п. «д» ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: природопользование; сельское хозяйство; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры.
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Полномочия органов местного самоуправления, в том числе и по предметам совместного ведения, определяются федеральным, региональным и местным законодательством.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
На территории Ростовской области отношения в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного и местного значения регулируются Областным законом Ростовской области от 28.12.2005 года № 434-ЗС «Об особо охраняемых природных территориях Ростовской области». Указанным законом в статье 2 установлены категории особо охраняемых природных территорий областного и местного значения.
В соответствии с п.3 ст. 7 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 года № 434-ЗС «Об особо охраняемых природных территориях Ростовской области» порядок организации и функционирования охраняемых объектов, а также границы и режим особой охраны охраняемых объектов устанавливаются исполнительно - распорядительным органом соответствующего муниципального образования.
В соответствии с ч.6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Постановлением Администрации г. Таганрога от 25.11.2006 года № 2535 утвержден Порядок организации и функционирования особо охраняемых природных территорий муниципального образования «Город Таганрог».
Таким образом, принимая во внимание указанные правовые нормы, муниципальное образование, в частности муниципальное образование «Город Таганрог» имеет право создания особо охраняемых природных территорий местного значения.
Согласно п. 1.2 постановления Администрации г. Таганрога от 25.11.2016 года № 2535 «Об утверждении Порядка организации и функционирования особо охраняемых природных территорий муниципального образования «Город Таганрог» инициаторами создания, реорганизации или упразднения особо охраняемых природных территорий местного значения (далее ООПТ) являются структурные подразделения и органы Администрации города Таганрога с правами юридического лица, органы государственной власти, научные организации, а также организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны окружающей среды, обратившиеся с ходатайством о создании, реорганизации или упразднении ООПТ.
Как следует из материалов дела, инициатором создания ООПТ выступило структурное подразделение Администрации г. Таганрога - Отдел по охране окружающей среды и природных ресурсов, что не противоречит вышеуказанному Порядку. Поскольку Отдел по охране окружающей среды и природных ресурсов также являлся исполнителем работ по созданию ООПТ, отсутствовали основания для применения норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения муниципальных нужд.
В этой связи, судом не принимаются во внимание доводы административного истца о том, что закупка для определения исполнителя работ по созданию особо охраняемых территорий - Роща «Дубки», дубы – долгожители, группа – деревьев, не проводилась.
Как следует из материалов дела, во исполнение существующего Порядка организации и функционирования особо охраняемых природных территорий муниципального образования «Город Таганрог», Распоряжением заместителя главы Администрации г. Таганрога по вопросам городского хозяйства от 24.08.2020 года № 22 была создана комиссия по созданию особо охраняемых природных территорий муниципального образования «Город Таганрог».
Отделом по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации г. Таганрога было проведено обследование объектов, по результатам которого, с учетом имеющихся архивных сведений и информации, содержащейся в паспортах объектов, были подготовлены материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса ООПТ муниципального образования «Город Таганрог».
Доводы административного истца об отсутствии комплексного экологического обследования, подтверждающего необходимость придания территориям правового статуса ООПТ, являются необоснованными и подлежат отклонению.
В соответствии с п. 2.1 постановления Администрации г. Таганрога от 25.11.2016 года № 2535 «Об утверждении Порядка организации и функционирования особо охраняемых природных территорий муниципального образования «Город Таганрог» инициатор обращается в адрес Администрации города Таганрога с ходатайством о создании ООПТ с приложением материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям правового статуса ООПТ (далее - материалы обоснования).
В пункте 2.2. постановления Администрации г. Таганрога от 25.11.2016 года № 2535 «Об утверждении Порядка организации и функционирования особо охраняемых природных территорий муниципального образования «Город Таганрог» указан перечень сведений, которые должны содержать материалы обоснования.
Как следует из материалов дела, материалы обоснования создания особо охраняемых природных территорий местного значения «Дубы – долгожители», Роща «Дубки», «Группа деревьев – долгожителей» содержат все сведения, согласно перечню, указанному в п. 2.2 постановления Администрации г. Таганрога от 25.11.2016 года № 2535 «Об утверждении Порядка организации и функционирования особо охраняемых природных территорий муниципального образования «Город Таганрог».
Предоставление какого – либо иного комплексного экологического обследования, кроме как указанного в п. 2.1 и п. 2.2 постановления Администрации г. Таганрога от 25.11.2016 года № 2535 «Об утверждении Порядка организации и функционирования особо охраняемых природных территорий муниципального образования «Город Таганрог», названным постановлением не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, по итогам рассмотрения комиссией были подготовлены положительные заключения по материалам обоснования создания ООПТ местного значения «Роща Дубки», «Группа деревьев-долгожителей», «Дубы-долгожители». На основании заключений комиссии Администрацией г. Таганрога было принято оспариваемое постановление от 04.09.2020 года № 1441.
11.09.2020 года постановление Администрации г. Таганрога от 04.09.2020 года № 1441 «О создании особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования «Город Таганрог» было опубликовано в газете Таганрогская правда за № 104 от 11.09.2020 года.
10.09.2020 года исх. № 60.2/2504 Администрацией г. Таганрога в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области были направлены копии положительных заключений комиссии и правового акта Администрации г. Таганрога о создании особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, оспариваемое постановление Администрации г. Таганрога от 04.09.2020 года № 1441 «О создании особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования «Город Таганрог» было принято в пределах полномочий Администрации г. Таганрога, процедура принятия оспариваемого постановления, правила его введения в действие, в том числе порядок опубликования, административным ответчиком был соблюден.
Относительно доводов административного истца о несоответствии требованиям закона создание особо охраняемой природной территории местного значения на земельных участках, право собственности муниципального образования на которые не зарегистрировано, установлено следующее:
Особо охраняемая природная территория - Роща «Дубки» расположена на земельном участке с кадастровым номером 61:58:0000000:42630 по адресу: <...>. В соответствии с постановлением Администрации г. Таганрога от 24.01.2017 года №100 вышеуказанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Муниципальному казенному учреждению «Благоустройство», о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись № 61:58:0000000:42630-61/042/2017-2 от 16.02.2017.
Особо охраняемая природная территория - группа деревьев (старовозрастные деревья Ростовской области) расположена на территории Парка культуры и отдыха им. Горького в г. Таганроге. Земельный участок, на котором расположены указанные объекты, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 61:58:0003014:58, адресом: <...>. В соответствии с постановлением Администрации г. Таганрога от 04.07.2011 года № 2134 вышеуказанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Муниципальному автономному учреждению «Центр культурно - досуговой деятельности», о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись №61-61-42/126/2011-6 от 30.09.2011.
Особо охраняемая природная территория - дубы-долгожители расположена по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, около ул. Дзержинского, 171/3 и около ул. Дзержинского, 171/5. Данный земельный участок не сформирован, границы участка не установлены, права не зарегистрированы, государственная собственность не разграничена. Указанная территория находится в ведении муниципального образования «Город Таганрог». В отношении указанной ООПТ необходимо также учесть, что в настоящее время Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога организованы мероприятия по заключению муниципального контракта на определение координат характерных точек особо охраняемых территорий для внесения данных в Единый государственный реестр недвижимости.
Суд считает, что данное обстоятельство - отсутствие права собственности муниципального образования на земельный участок, на котором создана ООПТ «Дубы – долгожители», следует оценивать в совокупности с выяснением факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца и лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 года № 33 – ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
В соответствии со ст.1 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 года № 434 – ЗС «Об особо охраняемых природных территориях Ростовской области» законодательство Ростовской области об особо охраняемых природных территориях основывается на Конституции Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и состоит из настоящего Областного закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов Ростовской области. Настоящим Областным законом регулируются отношения в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий областного и местного значения.
Согласно Приложению № 3 к постановлению Администрации г. Таганрога от 04.09.2020 года № 1441 «О создании особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования «Город Таганрог» на территории особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования «Город Таганрог» запрещаются следующие виды деятельности: повреждение и уничтожение зеленых насаждений, за исключением случаев, установленных федеральным и областным законодательством в сфере охраны зеленых насаждений; создание зеленых насаждений без согласования с органами местного самоуправления Администрации города Таганрога; заготовка живицы и древесных соков; отлов и уничтожение объектов животного мира, за исключением безнадзорных; повреждение почвенного покрова, кроме случаев, связанных с выполнением задач, возложенных на ООПТ; размещение мусора, пищевых и иных видов отходов, порубочных остатков в неустановленных местах; разведение костров, сжигание сухих листьев и травы; проезд и стоянка автомототранспортных средств в неустановленных местах, кроме случаев, связанных с выполнением задач, возложенных на ООПТ; мойка автомототранспортных средств.
Исходя из установленных обстоятельств дела, а также вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что оспариваемое постановление Администрации г. Таганрога было принято в целях обеспечения популяризации, недопущения застройки этих природных объектов, сохранения уникальных старовозрастных деревьев, в связи с их высокой культурно-исторической ценностью, а также необходимостью в особом уходе и охране с помощью современных методов реставрационных работ.
Таким образом, оспариваемое постановление Администрации г. Таганрога само по себе не может нарушать права и законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, сохранение объектов общенационального достояния, как указывает административный истец, поскольку направленно именно на достижение этих целей и задач.
При этом сам административный истец в обосновании исковых требований также указывает, что утрата режима охраняемых территорий может привести к таким негативным воздействиям на окружающую природную среду, как застраивание, сдача в аренду, захламление, уничтожение водно – болотных территорий, ликвидация мест обитания представителей фауны, осуществление иной хозяйственной деятельности.
Кроме того, учитывая наличие действующего на момент вынесения настоящего решения, постановления Правительства Ростовской области от 18.06.2020 года № 559 «О некоторых особо охраняемых природных территориях регионального значения», которым упразднены, как не нуждающиеся в особой охране посредством создания особо охраняемых природных территорий регионального значения, памятники природы Ростовской области, в том числе группа деревьев, дубы - долгожители, роща «Дубки», а также исходя из предмета заявленных административным истцом требований, возможна ситуация при которой указанные природные объекты останутся без какого - либо режима охраны, что в свою очередь не будет отвечать требованиям Федерального закона от 14.03.1995 года № 33 – ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о недоказанности административным истцом нарушения прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц в связи с принятием постановления Администрации г. Таганрога от 04.09.2020 года № 1441 «О создании особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования «Город Таганрог» и о соблюдении Администрацией г. Таганрога установленных законодательством требований при принятии данного постановления.
Принимая во внимание вышеуказанные положения закона и установленные судом обстоятельства дела, оценивая все доказательства по правилам ст. 84 КАС Российской Федерации, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора г. Таганрога Ростовской области.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления прокурора г. Таганрога Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации г.Таганрога Ростовской области, заинтересованные лица – Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области, Правительство Ростовской области, Управление Министерства юстиции по Ростовской области о признании недействующим постановления Администрации г. Таганрога от 04.09.2020 года № 1441 «О создании особо охраняемых природных территорий местного значения муниципального образования «Город Таганрог», отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Таганрогский городской суд Ростовской области.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 марта 2021 года.
Председательствующий Чернобай Ю.А.