ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6211/2016 от 15.12.2016 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2а-6211/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2016 года г. Ялта

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Кулешовой О.И., при секретаре Васюк А.А., с участием прокурора Новожиловой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Вершининой Т. Л. к администрации города Ялты Республики Крым о признании постановления недействительным в части,

установил:

Вершинина Т.Л. обратилась в суд с административным иском к администрации города Ялты Республики Крым о признании недействительным пункта 2.3. «Порядка осуществления администрацией города Ялты Республики Крым отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», утвержденного постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 09 июля 2015 года -п.

В обоснование заявленных требований указано, что обжалуемый пункт 2.3 Порядка нарушает ее права, поскольку возлагает на нее, как на начальника отдела по вопросам квартирного учета Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым, обязанности в нарушение положений действующего федерального законодательства Российской Федерации. Полагает, что оспариваемые законоположения приняты с нарушением установленного порядка наделения полномочиями и регламентации деятельности органов, должностных лиц и структурных подразделений администрации, а также с нарушением компетенции по их принятию. За ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных оспариваемым пунктом Порядка к ней было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Истец Вершинина Т.Л., будучи извещенной надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, от ее полномочного представителя Вершинина А.В. в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца, заявленные требования поддерживает.

Представитель ответчика администрации города Ялты Республики Крым, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, от полномочного представителя Короткова Д.К. поступили письменные возражения.

Изучив заявленные требования, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что требования административного истца не основаны на законе, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу ч. 8 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения Главы администрации города Ялты от 30 октября 2015 Вершинина Т.Л. с 02 октября 2015 года назначена на должность начальника отдела по вопросам квартирного учета Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым (л.д. 45).

В соответствии с п. 2.1 Положения об отделе по вопросам квартирного учёта Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым, к задачам и функциям отдела отнесено: учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при администрации города Ялты; подготовка материалов по жилищным вопросам для вынесения постановлений администрации города Ялты; организация и осуществление работы по жилищным программам Российской Федерации и др..

В соответствии с п.п. 5, 7 п. 5.2. Положения начальник отдела по вопросам квартирного учёта анализирует работу структурного подразделения, должностных лиц отдела, вносит предложения по совершенствованию структуры, улучшению организации работы; организует выполнение заданий и поручений главы администрации города Ялты, его заместителей, начальника Департамента в пределах компетенции отдела (л.д. 46-49).

В соответствии с п. 2.2 трудового договора от 30.12.2014 , заключенного с Вершининой Т.Л., п. 3.2.1 должностной инструкции начальника отдела по вопросам квартирного учета Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым, начальник отдела обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Республики Крым, устав муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее – уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона.

Согласно ст. 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: 1) по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; 11 2) по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 3) по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 4) по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; 5) по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

Как также следует из материалов дела, решением 6-ой сессии 1-го созыва Ялтинского городского совета от 28 мая 2015 года № 8 органом местного самоуправления, наделенным государственными полномочиями исполнительных органов государственной власти Республики Крым по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних определена администрация города Ялты.

09 июля 2015 администрацией города Ялты Республики Крым вынесено постановление № 1039-п «Об утверждении Порядка осуществления администрацией города Ялты Республики Крым отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» (л.д. 36). Постановление согласовано с первым заместителем главы администрации, заместителями главы администрации, начальником юридического управления (л.д. 37), проведена антикоррупционная экспертиза проекта постановления, по результатам которой коррупционные факторы не выявлены (л.д. 43). Постановление опубликовано в установленном порядке на сайте администрации города Ялты.

В соответствии с Порядком, осуществление государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних возложено на главу администрации города Ялты, Управление по делам несовершеннолетних г. Ялты, отдел по вопросам квартирного учёта Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты, Департамент социальной политики администрации города Ялты.

Вершинина Т.Л. просит признать недействительным п. 2.3 Порядка, утвержденного постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 09 июля 2015 года -п, которым определены полномочия отдела по вопросам квартирного учёта Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым, то есть о признании недействующим в части нормативного правого акта администрации города Ялты Республики Крым.

В соответствии с п. 2.3. Порядка отдел по вопросам квартирного учёта Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым является уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и осуществляет следующую деятельность: формирует список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее – Список); проводит проверку документов, поданных с заявлением для включения в Список; готовит проект муниципального акта о включении лиц в Список; предоставляет детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; заключает договора найма специализированного жилого помещения на 5 лет, в случае необходимости продлевает на новый пятилетний срок; формирует специализированный жилищный фонд для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 38-42).

Таким образом, оспариваемым пунктом 2.3 Порядка, утвержденного постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 09 июля 2015 года -п на отдел по вопросам квартирного учета переданы полномочия по формированию Списка и предоставлению жилых помещений, что соответствует вышеуказанным положениям Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» и не нарушает прав Вершининой Т.Л..

Кроме того, что постановление принято уполномоченным органом, прошло необходимые согласования и подписано надлежащим должностным лицом. Процедура принятия постановления соблюдена, порядок его опубликования не нарушен.

Обязанности на Вершинину Т.Л. как на руководителя отдела возложены на законных основаниях, не входят в противоречие с действующими нормами права, положением об отделе, препятствий в реализации указанных полномочий не выявлено.

Доводы административного истца о нарушении ее прав незаконным возложением обязанностей, фактически сводятся к несогласию с тем, что указанные выше государственные полномочия возложены на отдел, руководителем которого истец является. При этом суд отмечает, что Вершинина Т.Л. вправе, руководствуясь своей должностной инструкцией, вносить предложения по совершенствованию работы вверенного ей отдела.

Ссылки административного истца на возможные затруднения в реализации оспоренной правовой нормы не могут свидетельствовать о незаконности утвержденного Порядка и связаны с вопросами исполнения порученной работы.

Поскольку Порядок осуществления администрацией города Ялты Республики Крым отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних издан в пределах предоставленных администрации города Ялты полномочий, в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, прав и свобод заявителя не нарушает, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Кроме того исходя из ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции РФ и абз. 2 ч. 1 ст. 22 ТК суд отмечает, что глава администрации как работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения, в том числе по распределению обязанностей между отделами администрации.

Доводы ответчика о пропуске административным истцом срока на обращение в суд являются несостоятельными, поскольку административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (ч. 6 ст. 208 КАС РФ).

Исходя из положений п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

При таких обстоятельствах суд возлагает обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в официальном печатном издании Администрации города Ялты в установленный законом срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 - 179, 215 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Вершининой Т. Л. к администрации города Ялты Республики Крым о признании недействительным п. 2.3 «Порядка осуществления администрацией города Ялты Республики Крым отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», утвержденного постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 09 июля 2015 года -п, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья

Решение суда изготовлено в окончательной форме 20.12.2016 г.