ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-622/20 от 24.07.2020 Наримановского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нариманов 24 июля 2020 года

Наримановский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Никулина М.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в здании Наримановского районного суда Астраханской области, расположенного по адресу: <...>, административное дело № 2а-622/2020 по административному исковому заявлению прокурора Наримановского района Астраханской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Астраханской области о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец прокурор Наримановского района Астраханской области обратился в суд с заявлением, указав, что прокуратурой района в результате мониторинга сети «Интернет» выявлен сайт https://яузнаю-рф.turbopages.org/s/xn--80answ2db.xn--plai/?pcgi=p%3D3530, содержащий информацию об основных принципах и способах обналичивания денежных средств через компании – «однодневки», индивидуальных предпринимателей. Налоговым законодательством установлена обязанность организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по уплате налогов, а также установлена уголовная и административная ответственность за нарушение налогового законодательства. Информация на вышеуказанном сайте содержит информацию (выборочно) «схема обналичивания денег через ИП, ответственность, последствия…». Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей предложения об обналичивания денежных средств через компании – «однодневки», индивидуальных предпринимателей, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации. В связи с чем, прокурор обратился в суд и просит признать информацию, распространяемую в сети «Интернет» по адресу: https://яузнаю-рф.turbopages.org/s/xn--80answ2db.xn--plai/?pcgi=p%3D3530 информацией, распространение которой в Российской Федерации, запрещено.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным.

Административный истец и административный ответчик представили в суд заявления о рассмотрении административного дела в их отсутствие, и поскольку их участие при рассмотрении данного административного дела не является обязательным, определением от 23 июля 2020 года суд перешел к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Суд, исследовав доказательства в письменной форме, приходит к следующему выводу.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

В силу части 1 статьи 10 указанного Федерального закона распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 15 названного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены Федеральными законами.

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В соответствии со ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Прокуратурой Наримановского района Астраханской области в ходе проверки исполнения законодательства о налогах и сборах выявлен сайт: https://яузнаю-рф.turbopages.org/s/xn--80answ2db.xn--plai/?pcgi=p%3D3530, содержащий информацию об основных принципах и способах обналичивания денежных средств через так называемые компании «однодневки», индивидуальных предпринимателей.

Доступ к данному сайту свободный, не требует предварительной регистрации, ознакомиться с содержанием может любой интернет-пользователь.

Доказательствами указанного факта является скриншот страниц, рапорт помощника прокурора района, акт проверки от 07 июня 2020 года.

На основании статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Размещение указанной информации на сайтах в свободном доступе способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения незаконных действий в области налогового и бюджетного законодательства с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, кроме того подрывает бюджетную систему России, а также дискредитирует исполнение законов Российской Федерации.

Статьями 198-199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов. Главой 15 Кодекса об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг.

Таким образом, размещение вышеуказанной информации о способах и схемах ухода от уплаты налогов фактически способствует совершению правонарушений, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц.

По делам о признании информации - сайта в сети Интернет запрещенной информацией на территории Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания на соответствующем интернет-сайте запрещенной информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности; передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 1101.

Так, согласно части 2 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основаниями для включения в Реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, являются согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административный иск прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-177, 180, 292, 293, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Наримановского района Астраханской области в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Астраханской области о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено - удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на Интернет сайте https://яузнаю-рф.turbopages.org/s/xn--80answ2db.xn--plai/?pcgi=p%3D3530, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций по Астраханской области ограничивать доступ к информации, признанной судом запрещенной, при ее выявлении на иных ресурсах в сети «Интернет».

Настоящее решение является основанием для включения интернет-сайта https://яузнаю-рф.turbopages.org/s/xn--80answ2db.xn--plai/?pcgi=p%3D3530 единую информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья М.В. Никулин