ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-622/20 от 30.07.2020 Северобайкальского городского суда (Республика Бурятия)

Дело № 2а-622/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июля 2020 года г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В., при секретаре Шилкиной А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «В Контакте» о признании информации, размещенной в сети Интернет информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ

Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском, указывая, что в ходе мониторинга информационной сети «Интернет» установлено, что в свободном для неопределенного круга лиц доступе находится группа на сайте «В контакте» с названием SSA | Stickers с доменным именем https://vk.com/ssa_stickers, в которой размещаются иллюстрации, демонстрируется нацистская атрибутика и символика, а также нацистская символика и атрибутика, сходная с нацисткой атрибутикой и символикой до степени смещения. Кроме того, содержащаяся в указанной группе информация пропагандирует ненависть, вражду в отношении группы лиц по признакам пола, расы, национальности, происхождения, принадлежности к социальной группе. В числе подписчиков указанной группы состоят лица, не достигшие 18-летнего возраста, число которых не является постоянным. Ограничение доступа к размещенной в указанных группах информации требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе не достигших совершеннолетия. Органы внутренних дел не обладают информацией о данных администраторов доменного имени. Просит суд признать информацию, содержащуюся в группе SSA | Stickers на сайте «В Контакте» с доменным именем https://vk.com/ssa_stickers, запрещенной к распространению в Российской Федерации, в целях ограничения доступа к информационному материалу по данному адресу направить копи решения суда в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Бурятия для внесения в единую информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебное заседание представитель ООО «В Контакте» не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, согласно заявления представитель по доверенности ФИО1 просила рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования поддерживает полностью.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что при проведении Северобайкальской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства о профилактике нарушений несовершеннолетних, вовлечению их в деструктивные движения 05 июня 2020 г. выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на в группе «В контакте» с названием SSA | Stickers с именем https://vk.com/ssa_stickers противоправной информации, а именно размещение иллюстраций с демонстрированием нацистской атрибутики и символики, а также сходной с нацисткой атрибутикой и символикой до степени смещения, содержащаяся в указанной группе информация пропагандирует ненависть, вражду в отношении группы лиц по признакам пола, расы, национальности, происхождения, принадлежности к социальной группе

Установить владельца данной группы не представляется возможным.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 282 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за противоправные действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

Статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов» важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

Конституция Российской Федерации, признавая за каждым свободу мысли и свободу слова и право на объединение, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (часть 5 статьи 13, части 1 и 2 статьи 29, статья 30).

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистской деятельностью понимается, в том числе, пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций, под экстремистскими материалами - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона № 114-ФЗ противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности и выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

В силу ст.ст. 12, 13 Федерального закона № 114-ФЗ запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. На территории Российской Федерация запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

Согласно ч. 1, 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр). В реестр включаются доменные имена (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения страницы в реестр является в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Аналогичные положения закреплены в «Правилах создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационнотелекоммуникационной сети Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационного-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 (далее - Правила).

Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

Анализ содержания положений п. 6 ст. 10 и п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» позволяет сделать вывод о том, что информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, являются информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае, требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Проведенной проверкой выявлено предоставление возможности доступа к информации, содержащей размещение иллюстраций с демонстрированием нацистской атрибутики и символики, а также сходной с нацисткой атрибутикой и символикой до степени смещения, содержащаяся в указанной группе информация пропагандирует ненависть, вражду в отношении группы лиц по признакам пола, расы, национальности, происхождения, принадлежности к социальной группе

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» указанной информации, фактически способствует совершению преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации, права неопределенного круга лиц, права граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.

Установлено, что вход на сайт и страницу сайта, указанную в иске осуществляется свободно, не требуется предварительная регистрация, введение пароля. Информация распространяется бесплатно, отсутствуют ограничения на ее распространение и передачу.

Таким образом, наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе указанных материалов нарушает права неопределенного круга лиц.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривает ограничение доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Основаниями для включения в данный реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

По делам о признании информации - сайта в сети Интернет запрещенной информацией на территории Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания на соответствующем интернет-сайте запрещенной информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.

При этом суд учитывает, что собственник страницы не установлен, между тем по делам о признании информации, размещенной в сети "Интернет", запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети "Интернет" запрещенной информации. При этом судом не разрешается вопрос о каком-либо праве владельца сайта либо возложении на него каких-либо обязанностей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5, суд

РЕШИЛ

Признать информацию, размещенную в группе SSA | Stickers на сайте «В Контакте» по адресу https://vk.com/ssa_stickers информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения информации, распространенной в сети «Интернет» по адресу https://vk.com/ssa_stickers в автоматизированную информационную систему Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в мотивированной форме 31 июля 2020 г.

Судья В.В.Атрашкевич

УИД 04RS0020-01-2020-001012-41