Дело № 2а- 622/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 мая 2017 года <адрес>
Первомайский районный суд <адрес>
В составе председательствующего Косарева Е.А.
При секретаре судебного заседания Шатовой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации <адрес> к государственной жилищной инспекции <адрес> о признании незаконным предписания,
У С Т А Н О В И Л :
<адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к государственной жилищной инспекции <адрес>, в котором просит признать незаконным предписание ГЖИ НСО от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.2,3)
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ГЖИ НСО в отношении администрации <адрес> вынесено предписание о прекращении, устранении выявленных нарушений обязательных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения №, которым администрации предписано принять меры связанные с ремонтом МКД по <адрес>: восстановить кладку шлакоблоков стены здания, штукатурный слой, шиферное покрытие, балконную плиту над <адрес> на основании Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Районная администрация не имеет договорных обязательств по содержанию указанного МКД. Администрация является структурным подразделением (территориальным органом) мэрии <адрес>. Администрация является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права (п. 1.1,1.3 Положения о территориальных органах мэрии <адрес> утвержденного решением городского Совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
В функции администрации входит осуществление от имени муниципального образования <адрес> полномочий в сфере управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в собственности муниципального образования <адрес>, за исключением домов маневренного фонда (п. 2.22 положения); представление интересов муниципального образования <адрес> на общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах, в которых находятся помещения, принадлежащие на праве собственности городу <адрес>, заключение с управляющими организациями договоров управления такими домами в отношении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу <адрес>, за исключением домов маневренного фонда (п. 2.23 положения), организация и проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории района, созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (п. 2.24 положения).
Ранее действующей редакцией положения к полномочиям администрации района относилась организация содержания и ремонта муниципального жилищного фонда <адрес> (п. 2.4.8 положения в ред. от ДД.ММ.ГГГГ). Во исполнение указанных полномочий, администрация района была обязана принимать меры, направленные на указанные функции.
При этом решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Положение об управлении по жилищным вопросам мэрии <адрес>, утвержденное решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№», решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Положение об администрации района (округа по районам) <адрес>, утвержденное решением городского Совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, и Положение об управлении по жилищным вопросам мэрии <адрес>, утвержденное решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№» организация содержания и ремонта муниципального жилищного фонда исключены из полномочий администрации района и отнесены к полномочиям управления по жилищным вопросам мэрии <адрес>.
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ администрация не осуществляет содержания и ремонта жилого фонда, и финансирование администрации <адрес> на цели связанные с проведением ремонта и содержания муниципального жилого фонда <адрес> из бюджета города не производится.
<адрес> собственником жилых помещений в МКД <адрес> не является. К муниципальной собственности <адрес> в данном доме относится только одна <адрес>.
Следовательно, выданное административным ответчиком предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ не соответствует нормам вышеназванных нормативных правовых актов и нарушает права и законные интересы заявителя.
Представитель административного истца администрации <адрес> – ФИО1, действующий на основании доверенности заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить. Указал, что управление МКД по ул. 6 по <адрес> в <адрес> в настоящее время временно осуществляет ООО « Сибирский <адрес>», администрацией района предпринимала меры к проведению конкурса по отбору управляющей компании, но заявок на участие в конкурсе не поступило.
Представитель ГЖИ НСО – ФИО2 действующая на основании доверенности административные исковые требования не признала, подержала представленные возражения (л.д.19-20). Указала, что в соответствии с положением ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса РФ субъектами контроля со стороны государственного жилищного надзора выступают юридические лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Согласно ч. 3 и 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме и обязан соблюдать правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В многоквартирном <адрес> в <адрес> является муниципальной собственностью. <адрес> не проводятся мероприятия по организации содержания общего имущества и ремонта общего имущества указанного жилого дома. На момент проведения проверки собственниками многоквартирного дома не был выбран способ управления, а также администрацией не был проведен открытый конкурс по выбору управляющей организации, поэтому районная администрация несет ответственность за ненадлежащее содержание многоквартирного дома.
Выслушав пояснения представителей сторон, и исследовав письменные материалы дела суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ГЖИ НСО в отношении администрации <адрес> вынесено предписание о прекращении, устранении выявленных нарушений обязательных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения №, которым администрации предписано принять меры связанные с В соответствии с требованиями п.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с соблюдением процессуального срока.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально- бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, "электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в. <данные изъяты> доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данною дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Административный истец оспаривает обоснованность предписания, мотивируя, что ни законом, ни договором на административного истца не возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД по <адрес>, собственником указанного МКД администрация района не является.
Бремя доказывания законности предписания возложено на административного ответчика.
Как следует из приказа от ДД.ММ.ГГГГ проверка администрации <адрес> проводится с целью контроля выполнения предписаний от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.14). Предписание от ДД.ММ.ГГГГ суду не представлено, и по утверждению представителя административного истца такого предписания районная администрация не получала.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация <адрес> осуществляет управление МКД по <адрес> на основании договора, при этом ни сам договор управления, ни его реквизиты административным ответчиком не представлены.
По утверждению представителя административного истца, указанный МКД не находится в управлении у администрации <адрес>, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Доказательств принадлежности спорного дома администрации <адрес> суду не представлено, из пояснений сторон следует, что только одна квартира принадлежит мэрии <адрес>.
Действующим законодательством на районную администрацию возложены функции по организации и проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории района, созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. Тогда как оспариваемым предписанием на неё возложены обязанности восстановить кладку шлакоблоков стены здания, штукатурный слой, шиферное покрытие, балконную плиту над <адрес>. Однако все перечисленные в предписании нормы Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№ возлагают соответствующие обязанности на организацию, в управлении которой находится МКД. Административный истец такой организацией не является.
Из этого судом делается вывод о незаконности предписания. Возлагая обязанности по ремонту общего имущества МКД на административного истца, административный ответчик нарушает его права необоснованно распространяет на районную администрацию обязанности управляющей компании.
Требований об организации и проведению конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирным домом обжалуемое предписание не содержит.
Доводы административного ответчика, что в отсутствии управляющей компании, именно районная администрация обязана нести бремя содержания общего имущества МКД не основаны на законе, и судом не принимаются.
Поскольку суд пришел к выводу о несоответствии предписания государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ требованиям ЖК РФ и положениям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление администрации <адрес> к государственной жилищной инспекции <адрес> о признании незаконным предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ удовлетворить. Признать предписание государственной жилищной инспекции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ нарушающим права администрации <адрес>, и не соответствующим Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Первомайский районный суд <адрес>.
Судья Е.А. Косарев
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ