Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Пенза 05 июля 2021 г.
Пензенский районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Прудченко А.А.,
при секретаре Абдрашитовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области к Автономной некоммерческой организации содействия социальной интеграции детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра «Аутизм-Пенза» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области в лице врио начальника Управления ФИО1 обратилось в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что решение о государственной регистрации Автономной некоммерческой организации содействия социальной интеграции детей и взрослых людей с расстройствами аутистического спектра «Аутизм-Пенза» (далее – Организация, АНО «Аутизм-Пенза») было принято Управлением Министерства юстиции Российской Федерации 24 мая 2018 года. Сведения о государственной регистрации Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы 30 мая 2018 года за основным государственным регистрационным номером 1185835008171, местонахождение Организации: 440528, <...>. В соответствии с п.2.1 разд.2 Устава, утвержденного решением Учредительного собрания Организации от 24 апреля 2018 года, целью деятельности Организации является предоставление социальных услуг в сфере содействия интеграции в общество, адаптации и реабилитации детей и взрослых людей с расстройствами аутистического спектра посредством осуществления управленческих, просветительских и консультационных функций. Согласно пп.65 п.6 разд.2 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 года №26, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области (далее – Управление) осуществляет контроль за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. Таким образом, органом, осуществляющим контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным её учредительным документам, и законодательству Российской Федерации является Управление. В Управление 05 апреля 2021 года поступило заявление руководителя Организации ФИО2, согласно которому АНО «Аутизм-Пенза» свою уставную деятельность не осуществляет, заинтересованности в дальнейшей деятельности Организации её учредители, и он, как её руководитель, не имеют, имущества и денежных средств у Организации не имеется. Расчетный счет в банке закрыт. Отчетность Организации в Управление Минюста за 2020 год предоставлено не будет в связи с отсутствием деятельности и финансовых средств. Ввиду отсутствия финансовой возможности ликвидировать организацию самостоятельно не может. Просит Управление ликвидировать Организацию и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) путем обращения с иском в суд. Против ликвидации Организации в судебном порядке не возражает. Руководитель Организации в заявлении информирует Управление о том, что отчетность в этом году Организацией сдаваться не будет, что нарушает требования действующего федерального законодательства. Из этого следует, что обязанность по предоставлению ежегодной отчетности в соответствии со статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» Организацией не будет исполнена. Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, может повлечь за собой негативные последствия в виде невозможности осуществления контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным её учредительным документам, и законодательству Российской Федерации. Таким образом, Управление не может осуществлять надлежащий контроль за деятельностью Организации. Просит суд ликвидировать Автономную некоммерческую организацию содействия социальной интеграции детей и взрослых людей с расстройствами аутистического спектра «Аутизм-Пенза» и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель ФИО3, действующая на основании доверенности, в своем заявлении просила рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Управления, требования, заявленные в административном исковом заявлении поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Автономной некоммерческой организации содействия социальной интеграции детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра «Аутизм-Пенза» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в своем заявлении исполнительный директор ФИО2, действующий на основании протокола Собрания учредителей организации, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя организации, исковые требования признал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в своем заявлении заместитель начальника ФИО4 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции.
Изучив материалы административного дела, и оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.262 КАС РФ, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
В соответствии с абз.2 п.2 и п.3 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В силу п.4.1 ст.32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями) контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года №1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года №705 (с изменениями и дополнениями) (далее – Положение)
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (пп.«а» п.6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п.3 и абз.1 п.5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в п.9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с пп.«б» п.10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (пп.«а», «г» и «д» п.10 Положения, а также пп.1, 4 и 5 п.5 ст.32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ).
Согласно пп.65 п.6 разд.2 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 года №26, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области (далее – Управление) осуществляет контроль за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. Таким образом, Управление является органом, осуществляющим контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным её учредительным документам, и законодательству Российской Федерации. Также Управление является тем государственным органом, которому предоставлено законом право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации на территории Пензенской области.
Пунктами 1 и 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до сумма прописью, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (п.3.1 ст.32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ).
Некоммерческие организации, указанные в п.3.1 ст.32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности. Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.3.2 ст.32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ).
Такой порядок установлен Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07 октября 2010 года №252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций» (с изменениями и дополнениями), согласно которому названные отчеты и сообщения о деятельности некоммерческих организаций подлежат размещению на информационных ресурсах Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Судом установлено, что решение о государственной регистрации Автономная некоммерческая организация содействия социальной интеграции детей и взрослых людей с расстройствами аутистического спектра «Аутизм-Пенза» (далее – Организация, АНО «Аутизм-Пенза») было принято Управлением Министерства юстиции Российской Федерации 24 мая 2018 года.
Сведения о государственной регистрации АНО «Аутизм-Пенза» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ИФНС России по октябрьскому району г.Пензы 30 мая 2018 года за основным государственным регистрационным номером №
Автономная некоммерческая организация содействия социальной интеграции детей и взрослых людей с расстройствами аутистического спектра «Аутизм-Пенза» находится по адресу: <...>.
В соответствии с п.2.1 разд.2 Устава, утвержденного решением Учредительного собрания Организации от 24 апреля 2018 года, целью деятельности Организации является предоставление социальных услуг в сфере содействия интеграции в общество, адаптации и реабилитации детей и взрослых людей с расстройствами аутистического спектра посредством осуществления управленческих, просветительских и консультационных функций.
Как следует из административного искового заявления, в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области 05 апреля 2021 года поступило заявление руководителя Автономной некоммерческой организации содействия социальной интеграции детей и взрослых людей с расстройствами аутистического спектра «Аутизм-Пенза» ФИО2, согласно которому Организация свою уставную деятельность не осуществляет, заинтересованности в дальнейшей деятельности Организации её учредители и руководитель не имеют, имущества и денежных средств у Организации не имеется. Расчетный счет в банке закрыт. Отчетность Организации в Управление Минюста за 2020 год предоставлено не будет в связи с отсутствием деятельности и финансовых средств. Ликвидировать организацию руководитель самостоятельно не может в связи с отсутствием финансовой возможности, просит Управление обратиться в суд с заявлением о ликвидации Организации и исключения её из Единого государственного реестра юридических лиц.
Принимая во внимание, что обстоятельства, изложенные административным истцом, административным ответчиком не опровергнуты, доказательств иного не представлено, более того, руководитель Автономной некоммерческой организации содействия социальной интеграции детей и взрослых людей с расстройствами аутистического спектра «Аутизм-Пенза» против ликвидации Организации в судебном порядке не возражает, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области к Автономной некоммерческой организации содействия социальной интеграции детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра «Аутизм-Пенза» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, - удовлетворить.
Признать Автономную некоммерческую организацию содействия социальной интеграции детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра «Аутизм-Пенза», прекратившей свою деятельность.
Исключить Автономную некоммерческую организацию содействия социальной интеграции детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра «Аутизм-Пенза» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пензенский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
В окончательной форме решение принято 09 июля 2021 года.
Председательствующий