Дело № 2а-622/2022
УИД 55RS0019-01-2022-001032-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 06 июля 2022 года
Любинский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Акуловой О.В.,
при секретаре судебного заседания Бочкарёвой О.Л.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Ахтырских Ю.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Макарова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Любинского района к администрации Большаковского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части исполнения в полном объеме обязанностей по принятию мер по предупреждению коррупции,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Любинского района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Большаковского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части исполнения в полном объеме обязанностей по принятию мер по предупреждению коррупции, в обоснование требований указано следующее. Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции. Вместе с тем, проведенная проверка показала, что актуализация планов мероприятий в сфере противодействия коррупции на 2021-2024 годы с учетом требований федерального и областного законодательства, положений Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы, не обеспечена, организационно-практические меры по контролю за исполнением планов противодействия коррупции в органах самоуправления не приняты. Просит возложить на Администрацию Большаковского сельского поселения обязанность устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии коррупции путем исполнения обязанностей по принятию мер по предупреждению коррупции, предусмотренных ст. 13,3 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», путем актуализации планов мероприятий в сфере противодействия коррупции на 2021-2024 годы с учетом актуальных положений федерального и областного законодательства о противодействии коррупции; принять организационно-практические меры по организации контроля за исполнением планов противодействия коррупции в органах местного самоуправления в срок до 01.09.2022.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Макаров Д.С. административный иск поддержал. Просил возложить на Администрацию Большаковского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области обязанность устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии коррупции путем исполнения обязанностей по принятию мер по предупреждению коррупции, предусмотренных ст. 13,3 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», путем актуализации планов мероприятий в сфере противодействия коррупции на 2021-2024 годы с учетом актуальных положений федерального и областного законодательства о противодействии коррупции; принять организационно-практические меры по организации контроля за исполнением планов противодействия коррупции в органах местного самоуправления в срок до 01.09.2022.
Представитель административного ответчика представитель администрации Большаковского сельского поселения в судебном заседании участия не принимала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, административные требования признала, ходатайств и возражений не представила.
Заслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Суд принимает как доказанные, обоснованные и достаточные для удовлетворения административного иска доводы прокурора, изложенные в административном иске, о наличии оснований удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
В соответствии с п. 38 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями ФИО1 » осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.
Пунктом 44 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в числе главных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности названо совершенствование правового регулирования предупреждения коррупции. В силу п. 56 Стратегии коррупция отнесена к разряду главных стратегических угроз национальной безопасности, наряду с сохранением значительной доли теневой экономики и криминализации хозяйственно-финансовых отношений.
Пунктом 1 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, отмечено, что коррупция серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.
Этим объясняется комплексность мер противодействия коррупции, вовлеченность в данную деятельность всех ветвей власти.
В силу ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Согласно пп. «а» п. 2 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие коррупции предполагает под собой деятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
В соответствии с пп. «б» п. 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции (далее – Национальный план противодействия коррупции) реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции) органов местного самоуправления.
Национальным планом противодействия коррупции предусматривается восемь основных направлений антикоррупционной политики: совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции; обеспечение единообразного применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в целях повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов; совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц; совершенствование порядка осуществления контроля за расходами и механизма обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы. Обеспечение полноты и прозрачности представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; повышение эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания; совершенствование мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, в том числе по защите субъектов предпринимательской деятельности от злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц; систематизация и актуализация нормативно-правовой базы по вопросам противодействия коррупции. Устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании в области противодействия коррупции; повышение эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции. Укрепление международного авторитета России.
В силу п. 5 ст. 3 Закона ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О противодействии коррупции в ФИО1 » органы местного самоуправления ФИО1 в соответствии с компетенцией:
1) проводят государственную политику в области противодействия коррупции;
2) осуществляют иные полномочия в области противодействия коррупции, предусмотренные федеральным и областным законодательством, муниципальными правовыми актами.
ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении плана противодействия коррупции в органах исполнительной власти ФИО1 , государственных органах ФИО1 , создаваемых в соответствии со ст. 58.1 Устава (Основного закона) ФИО1 , на 2021-2023 годы» утвержден соответствующий планы противодействия коррупции (далее – План).
Данный план учитывает новеллы федерального законодательства и предусматривает реализацию мероприятий по противодействию коррупции по 34 основным направлениям, структурно распределенным по 12 разделам.
В частности, предусматривается проведение в пределах компетенции мониторинга публикаций в средствах массовой информации о деяниях, содержащих признаки составов коррупционных правонарушений, совершенных должностными лицами органов власти, органов местного самоуправления ФИО1 , государственных учреждений ФИО1 , государственных унитарных предприятий ФИО1 , а также организация проверки данной информации (п. 5 Плана); обобщение практики рассмотрения обращений граждан и организаций, содержащих информацию о признаках коррупции в деятельности должностных лиц органов власти, органов местного самоуправления, учреждений и предприятий (п. 6 Плана); осуществление в соответствии с законодательством внутреннего государственного финансового контроля, контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 7 Плана); осуществление в соответствии со своей компетенцией контроля за расходованием денежных средств, выделенных на реализацию на территории ФИО1 национальных, федеральных и региональных проектов (п. 8 Плана); мониторинг и актуализация размещенных на официальных сайтах органов власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) ФИО1 (п. 9 Плана); проведение мониторинга коррупционных проявлений при предоставлении государственных услуг (исполнении государственных функций) ФИО1 , в том числе путем опросов получателей данных услуг (п. 10 Плана); организация и проведение в соответствии с законодательством проверок целевого использования, сохранности имущества, находящегося в хозяйственном ведении, оперативном управлении предприятий, учреждений, а также эффективности управления данным имуществом (п. 11 Плана); обеспечение доступности информации о наличии недвижимого имущества, находящегося в собственности ФИО1 , предполагаемого к передаче в соответствии с законодательством в пользование гражданам и организациям, в том числе путем размещения ее на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 12 Плана); анализ закупок товаров, работ и услуг, в том числе несостоявшихся, для обеспечения государственных нужд в целях выявления коррупционных рисков (п. 13 Плана); мониторинг нормативных правовых актов ФИО1 в пределах компетенции в целях выявления пробелов в правовом регулировании отношений в сфере противодействия коррупции, а также обеспечения их соответствия законодательству (п. 14 Плана); Подготовка в пределах своей компетенции проектов нормативных правовых актов ФИО1 по вопросам противодействия коррупции (п. 15 Плана); Анализ результатов проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов ФИО1 и их проектов на предмет наличия условий и положений, способствующих совершению коррупционных правонарушений (п. 16 Плана); выявление коррупциогенных факторов при проведении юридической экспертизы муниципальных нормативных правовых актов ФИО1 , подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов ФИО1 (далее соответственно - юридическая экспертиза, муниципальные акты) (п. 17 Плана); рассмотрение вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов органов власти, незаконными решений и действий (бездействия) органов власти и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, анализ и обобщение материалов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов о признании недействительными ненормативных правовых актов органов власти, незаконными решений и действий (бездействия) органов власти и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений (п. 19 Плана); организация обучения гражданских служащих, впервые поступивших на государственную гражданскую службу ФИО1 для замещения должностей, включенных в перечни должностей, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в целях реализации законодательства о противодействии коррупции, по образовательным программам в области противодействия коррупции (п. 20 Плана); организация ежегодного повышения квалификации гражданских служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, по программам антикоррупционной направленности (п. 21 Плана); организация семинаров-совещаний по вопросам применения законодательства о противодействии коррупции с работниками органов власти, иных государственных органов ФИО1 , органов местного самоуправления ФИО1 , ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений, а также гражданскими служащими, участвующими в осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд (п. 22 Плана); обеспечение организации обмена органов власти с правоохранительными органами и органами прокуратуры: - информацией о коррупционных правонарушениях, совершенных должностными лицами органов власти, органов местного самоуправления ФИО1 , работниками учреждений, предприятий; - предложениями по совершенствованию профилактики коррупции в органах власти ФИО1 , органах местного самоуправления ФИО1 , учреждениях, предприятиях (п. 24 Плана); расширение сферы применения рискориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности в отношении субъектов предпринимательства (п. 32 Плана); мониторинг реализации настоящего Плана, планов противодействия коррупции на 2021 - 2023 годы, утвержденных органами власти, планов противодействия коррупции на 2021 - 2023 годы, утвержденных учреждениями (п. 33 Плана); мониторинг реализации настоящего Плана (п. 34 Плана).
Пунктом 6 названного ФИО1 органам местного самоуправления ФИО1 рекомендовано:
1) в двухнедельный срок со дня вступления настоящего ФИО1 разработать и утвердить муниципальными нормативными правовыми актами планы противодействия коррупции на 2021-2023 годы;
2) обеспечить контроль за исполнением планов противодействия коррупции, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Как было установлено в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции постановлением Администрации Большаковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№-п утвержден План противодействия коррупции в Администрации Большаковского сельского поселения Любинского муниципального района ФИО1 на 2021 -2023 годы, действующий в редакции постановления администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ№-п «О внесении изменений в постановление Администрации Большаковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№-п.
Аналогичный по содержанию план действовал в администрации поселения в 2021 году.
Между тем, актуализация планов мероприятий в сфере противодействия коррупции на 2021-2024 годы с учетом требований федерального и областного законодательства, положений Национального плана противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, и Плана противодействия коррупции в органах исполнительной власти ФИО1 , государственных органах ФИО1 , создаваемых в соответствии со ст. 58.1 Устава (Основного закона) ФИО1 , на 2021-2024 годы, утвержденного ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, не обеспечена; организационно-практические меры по контролю за исполнением планов противодействия коррупции в органах местного самоуправления не приняты.
главе администрации поселения вносились представления об устранении допущенных нарушений законодательства о противодействии коррупции, в которых указывалось на необходимость актуализации мероприятий планов противодействия коррупции с учетом требований закона, однако, необходимых и достаточных мер к устранению нарушений закона в полном объеме до настоящего времени не принято, что подтверждается материалами настоящей проверки.
Указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией поселения как органом местного самоуправления возложенных в силу закона обязанностей по осуществлению мер по противодействию коррупции в границах поселения в названной части.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска прокурора, и считает необходимым возложить обязанность на Администрацию Большаковского сельского поселения Любинского муниципального района ФИО1 устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии коррупции путем исполнения обязанностей по принятию мер по предупреждению коррупции, предусмотренных статьей 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», путем актуализация планов мероприятий в сфере противодействия коррупции на 2021-2024 годы с учетом актуальных положений федерального и областного законодательства о противодействии коррупции; принять организационно-практические меры по организации контроля за исполнением планов противодействия коррупции в органах местного самоуправления в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Любинского района Омской области к администрации Большаковского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Большаковского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области в части исполнения в полном объеме обязанностей по принятию мер по предупреждению коррупции, предусмотренных статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», путем актуализации планов мероприятий в сфере противодействия коррупции на 2021-2024 годы с учетом актуальных положений федерального и областного законодательства о противодействии коррупции, а также в части непринятия необходимых и достаточных организационно-практических мер по организации контроля за исполнением планов противодействия коррупции в органах местного самоуправления.
Возложить обязанность на администрацию Большаковского сельского поселения Любинского муниципального района Омской области устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии коррупции путем исполнения обязанностей по принятию мер по предупреждению коррупции, предусмотренных статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», путем актуализации планов мероприятий в сфере противодействия коррупции на 2021-2024 годы с учетом актуальных положений федерального и областного законодательства о противодействии коррупции; принять организационно-практические меры по организации контроля за исполнением планов противодействия коррупции в органах местного самоуправления в срок до 01.09.2022.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья О.В. Акулова
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.