ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-623/2016 от 04.07.2016 Троицкого районного суда (Челябинская область)

дело № 2а-623/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Троицк Челябинской области 4 июля 2016 года

Троицкий районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Черетских Е.В., при секретаре Тугай Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску административного истца Главы Яснополянского сельского поселения к Совету депутатов Яснополянского сельского поселения о признании незаконными решений Совета депутатов Яснополянского сельского поселения № 26 от 14.12.2015 года и № 30 от 31.12.2015 года « О выходе из Ассоциации сельских поселений Яснополянского сельского поселения Троицкого района Челябинской области»

УСТАНОВИЛ:

Глава Яснополянского сельского поселения Троицкого района Челябинской области обратился с административным исковым заявлением в суд, в котором указал следующее

Совет депутатов Яснополянского сельского поселения 14.12.2015 года принял решение № 26 «О выходе из Ассоциации сельских поселений Яснополянского сельского поселения Троицкого района Челябинской области», которое было отклонено. 31.12.2015 года было принято повторное решение № 30 о выходе из ассоциации сельских поселений.

Полагает, что указанные решения приняты с нарушением порядка их принятия, выразившиеся в отсутствии надлежащих проектов решений : без мотивировки и согласования с заинтересованными лицами, при их принятии нарушен порядок обсуждения, фиксации в протоколе, что свидетельствует о служебном подлоге.

Сами по себе решения приняты в нарушение принципа самостоятельности органов местного самоуправления, так как при голосовании присутствовала представитель Муниципального органа муниципального района. Решение принято без учета учредительного договора ассоциации, разрешен вопрос о расходных обязательствах бюджета, который мог рассматриваться только по представлению главы поселения.

Само решение имеет правовую неопределенность, так как не указывает из какой ассоциации производится выход.

Просит признать незаконными указанные решения Совета депутатов Яснополянского сельского поселения от 14.12.2015, и 31.12.2015 года, обязать Совет депутатов их отменить.

Так же было подано заявление о восстановлении пропущенного срока обращения в суд об оспаривании решений муниципального органа. Основание к восстановлению срока : подача жалобы в установленные сроки, но с нарушением правил подсудности, которая в последствии была возвращена.

Глава Яснополянского сельского поселения Лебин А.И., участвовал в судебном заседании, административный иск поддержал. Считает, что вопросы, по которым приняты решения Советом депутатов Яснополянского сельского поселения, не относятся к полномочиям представительного органа. Полагает, что данные решения не являются нормативными- правовыми актами, но они приняты с нарушением законодательства как по процедуре, так и по соответствию федеральному законодательству. Фиксация процедуры принимаемого решения произведена с нарушением, с признаками подлога, так как в протоколе заседания не отражены возражения некоторых депутатов и его - главы пояснения.

В судебном заседании представитель Совета депутатов Яснополянского сельского поселения не участвовал, извещены судебной повесткой, просили отложить судебное заседание по мотивам занятости председателя Совета депутатов.

В судебном заседании председатель заинтересованного лица : Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений Челябинской области не участвовал, извещены судебной повесткой, заявлений об отложении рассмотрения дела или отзыва на административный иск не представили.

Суд не нашел оснований для отложения рассмотрения дела, так как не считает уважительной не явку в суд представителя административного ответчика.

Суд, заслушав объяснения участвующих лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Данное заявление рассмотрено в порядке административного искового заявления об оспаривании решений, действий органа местного самоуправления, поскольку оспариваемое решение не обладает признаками нормативного акта, не порождает прав и обязанностей неопределенного круга лиц, не рассчитан на неоднократное применение. Порядок рассмотрения такового заявления предусмотрен главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ ( далее по тексту КАС РФ).

Заявление административного истца о восстановлении срока для подачи заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления подлежит удовлетворению.

Ст. 219 КАС РФ предусматривает, что административное исковое заявление об оспаривании решений органов местного самоуправления может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

Суд полагает установленным, что срок подачи административного иска в суд начал течь с 19.01.2016 года- даты получения оспариваемого решения административным истцом и истек 19.04.2016 года.

Однако административный иск подан 29.04.2016 года, с пропуском срока. Уважительность пропуска срока связана с обращением с заявлением в ином порядке : об оспаривании решения как нормативно- правового акта, т.е. с нарушением порядка обращения в суд. Данное оспаривание подано в 3-х месячный срок, рассмотрение первоначального обращения, поданного с нарушением правил подсудности, повлекло не возможность обращения в суд с надлежащим иском.

Разрешая иск по существу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, а также ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее по тексту - № 131-ФЗ) предусмотрено право органов местного самоуправления самостоятельно решать вопросы местного значения при исполнении своих полномочий.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления установлены Законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются Уставом муниципального образования

Аналогичная структура органов Яснополянского сельского поселения предусмотрена Уставом Яснополянского сельского поселения.

Судом установлено, что 14.12.2015 года Советом Депутатов Яснополянского сельского поселения принято решение № 26 « О выходе из Ассоциации сельских поселений Яснополянского сельского поселения Троицкого района Челябинской области».

21.12.2015 года глава Яснополянского сельского поселения Троицкого района Челябинской области Лебин А.И. отклонил решение Совета депутатов Яснополянского сельского поселения от 14 декабря 2015 года № 26 о выходе Яснополянского сельского поселения из Ассоциации сельских муниципальных образований, направив соответствующее письмо в адрес Совета депутатов.

31 декабря 2015 года состоялось заседание Совета депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого района Челябинской области, в ходе которого вопросы, рассмотренные на заседании Совета депутатов Яснополянского сельского поселения Троицкого района Челябинской области 14 декабря 2015 года вновь были вынесены на рассмотрение заседания. Согласно протоколу заседания Совета депутатов Яснополянского сельского поселения от 31 декабря 2015 года, на заседании из 10 депутатов присутствовало 8 депутатов, из которых за принятие решения (вторично) о выходе из Ассоциации сельских поселений проголосовало 8 ( то есть более двух третей от численности депутатов). Данные решения 19 января 2016 года направлены главе Яснополянского поселения для подписания и обнародования.

Глава Яснополянского сельского поселения Лебин А.И. повторно отклонил решение Совета депутатов от 31.12.2015 года № 30 о выходе Яснополянского сельского поселения из Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений Челябинской области, о чем направил письмо в адрес Совета депутатов, а так же, не согласившись с указанными решениями, обжаловал их в суд.

Суд не соглашается с мотивами административного иска, а так же позицией главы сельского поселения об отказе в подписании принятых решений Совета депутатов.

Согласно ст. 23 Устава Яснополянского сельского поселения Троицкого района Челябинской области к компетенции Совета депутатов поселения относятся вопросы определения порядка участия поселения в организации межмуниципального сотрудничества ( п.7 ч.1 ст. 23 Устава). Следовательно оспариваемые решения приняты в компетенции Совета депутатов.

Отсутствие в решении ссылки на нормы закона № 131-ФЗ не влияют на законность решения. Ни «131-ФЗ, ни ст. 25 Устава поселения не предусмотрено обязательное нормативное обоснование принимаемых Советом депутатов решений, если они не относятся к нормативно-правовым актам. В силу ч.6 ст. 25 решения Совета депутатов должны носить организационные средства для их выполнения.

Процедура принятия обоих решений не нарушена, процедура зафиксирована в протоколах заседания Совета депутатов. Не отражение в протоколе некоторой части обсуждения и позиции некоторых депутатов или приглашенных лиц не свидетельствует о нарушении порядка принятия актов. Исследуемые судом протоколы заседаний от 14.12.2015 и 31.12.2015 года соответствуют требованиям раздела VI регламента работы совета депутатов. Присутствие на заседании лиц, не являющихся депутатами или представителями органов местного самоуправления поселения, нарушением не является, заседания являются открытыми. Ссылка административного истца на служебный подлог при составлении протокола заседания Совета депутатов не подтверждена объективными доказательствами.

Разрешенный вопрос об исключении из расходных обязательств поселения уплату взносов в пользу Ассоциации, не является вопросом расходных обязательств сельского поселения, а является вопросом финансового исполнения принимаемого решения. По ч.12 ст. 35 ФЗ-131 вопросы расходных обязательств поселения могут разрешаться только по инициативе или при наличии заключения главы поселения, но по смыслу указанного закона такое ограничение связано с тем, что изменение системы местных налогов и сборов или запланированных расходов местного бюджета неизбежно отразится на исполнении местного бюджета, которое осуществляет местная администрация. Однако прекращение уплаты взносов в Ассоциацию не является расходными обязательствами бюджета и не может неблагоприятно отразиться на исполнении бюджета поселения.

Довод о том, что название решения не дает возможности определить из какой Ассоциации выходит Яснополянское сельское поселение, не состоятелен. Наименование и текст оспариваемых решений не представляет правовой неопределенности в его исполнении, по смыслу и в совокупности с иными материалами определенно можно сделать вывод, что решение касается выхода из единственного межмуниципального образования, в которое вступил и куда платит взносы поселение : Ассоциация сельских муниципальных образований и городских поселений Челябинской области. Кроме того, указанное решение принято к исполнению определенными органом местного самоуправления, а не в отношении неопределенного круга лиц, и эти органы во взаимодействии между собой вправе уточнить порядок исполнения решения.

Принимая решение, суд также учитывает, что решение от 14.12.2015 года не влечет правовых последствий для лиц, его исполняющих, так как оно было отклонено главой поселения.

Однако решение от 31.12.2015 года было принято повторно, одобрено в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета депутатов поселения, следовательно оно подлежит подписанию главой поселения в течение семи дней и безусловному исполнению.

Порядок повторного принятия решений органами представительной власти сельского поселения установлены ст.25 Устава поселения и прямо соответствуют положениям Закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ

Из смысла пункта 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ следует, что главе муниципального образования не предоставлено право на повторное отклонение нормативного правового акта после его повторного одобрения квалифицированным большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Все вышеизложенное является основанием для отказа в удовлеворении административного иска.

Руководствуясь ст. 175, 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с административным иском административного истца Главы Яснополянского сельского поселения к Совету депутатов Яснополянского сельского поселения о признании незаконными решений Совета депутатов Яснополянского сельского поселения № 26 от 14.12.2015 года и № 30 от 31.12.2015 года « О выходе из Ассоциации сельских поселений Яснополянского сельского поселения Троицкого района Челябинской области» - удовлетворить.

В удовлетворении административного истца Главы Яснополянского сельского поселения к Совету депутатов Яснополянского сельского поселения о признании незаконными решений Совета депутатов Яснополянского сельского поселения № 26 от 14.12.2015 года и № 30 от 31.12.2015 года « О выходе из Ассоциации сельских поселений Яснополянского сельского поселения Троицкого района Челябинской области», отказать

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения через Троицкий районный суд Челябинской области.

Судья