Дело № 2а-623/2021
УИД 55RS0018-01-2021-000857-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2021 года р.п. Марьяновка
Марьяновский районный суд Омской области
под председательством судьи Кузнецова И.Г.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Марьяновского района Омской области Митиной Н.К.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неактуализации проекта организации дорожного движения, возложении обязанности актуализировать проект организации дорожного движения.
Суд,-
установил:
Прокурор Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, о дорогах и дорожной деятельности администрацией Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение ч. 4 ст. 19 Федерального закона № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на территории Пикетинского сельского поселения, имеющего численность населения менее десяти тысяч человек, проект организации дорожного движения не актуализирован в отношении дорог местного значения Пикетинского сельского поселения.
Просит признать незаконным бездействие администрации Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, выразившееся в неактуализации проекта организации дорожного движения на территории Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области; обязать администрацию Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области в срок до 31 декабря 2021 года актуализировать проект организации дорожного движения на территории Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Марьяновского района Омской области Митина Н.К. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представлено заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя истца помощника прокурора Марьяновского района Омской области Митину Н.К., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1,4,5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 вышеуказанного федерального закона к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 2 Закона Омской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» от 24.09.2015 года № 1786-ОЗ отражено, что за сельскими поселениями Омской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные, в том числе пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
Под дорожной деятельностью согласно п. 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основании документации по организации дорожного движения, разработанной и утвержденной в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Приказом Минтранса России от 16.11.2012 года № 402 утверждена классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, подпунктом 17 пункта 9 которой определено, что в прочие работы по содержанию дорог входят, в том числе, работы по организации дорожного движения согласно классификации работ по организации дорожного движения, утвержденной в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.12.2017 года № 443-ФЗ.
Согласно классификации работ по организации дорожного движения, утвержденной приказом Минтранса России от 13.11.2018 года № 406, к указанным работам относится разработка проектов организации дорожного движения.
Проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения. Проекты разрабатываются, в том числе, на период эксплуатации дорог или их участков. Внесение изменений в утвержденный проект организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков либо его повторное утверждение должно осуществляться не реже, чем один раз в три года. Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения (статья 18 Федерального закона от 29.12.2017 года № 443-ФЗ).
Приказом Минтранса России от 30.07.2020 года № 274 утверждены Правила подготовки документации по организации дорожного движения, согласно которым проект организации дорожного движения должен содержать информацию, включающую анализ существующей дорожно-транспортной ситуации, проектные решения по организации дорожного движения, расчет объемов строительно-монтажных работ, оценку эффективности решений по организации дорожного движения.
Как усматривается из представленных в материалы дела копий свидетельств о государственной регистрации права, в собственности Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области находятся автомобильные дороги, расположенные в с. Пикетное Марьяновского района Омской области по улицам 1-я Советская, Садовая, Восточный поселок, ФИО1, по улице 1-я Советская до тупика, от территории школы до улицы 1-я Советская.
Из ответа главы Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в 2015 году был разработан проект организации дорожного движения Пикетинского сельского поселения для дорог с твердым покрытием. ДД.ММ.ГГГГ была утверждена новая дислокация дорожных знаков. В 2021 году дислокация дорожных знаков Пикетинского сельского поселения не актуализирована, находится на стадии разработки.
Вместе с тем какие-либо доказательства осуществления работ по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения в 2021 году в соответствии с положениями ст. 62 КАС РФ административным ответчиком суду не представлены.
Представленный в материалы дела Проект № 37-15-ОДД датирован 2015 годом.
Таким образом, бездействие администрации Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, выразившееся в неактуализации проекта дорожного движения влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и нарушение прав неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, судом усматриваются правовые основания для удовлетворения заявленного прокурором Марьяновского района Омской области административного иска.
В силу п. 1 ч. 3, ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Определяя срок исполнения решения, суд исходит из требований, установленных пунктом 54 Правил подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденных приказом Минтранса России от 30.07.2020 года № 274, согласно которым внесение изменений в ПОДД должно осуществляться органом власти, утвердившим ПОДД, на основании изменившейся дорожно-транспортной ситуации, а также требования, предписания или представления, в том числе выданных территориальными подразделениями Госавтоинспекции, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль в области организации дорожного движения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный контроль в области организации дорожного движения, в срок, не превышающий 60 календарных дней, с направлением в течение 30 календарных дней в организации, согласовавшие ПОДД, уведомления о внесении указанных изменений.
Поскольку в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, у суда отсутствуют основания для взыскания с административного ответчика государственной пошлины по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,-
решил:
Административные исковые требования прокурора Марьяновского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области, выразившееся в неактуализации проекта организации дорожного движения.
Обязать администрацию Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области внести изменения в проект организации дорожного движения Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области № 37-15-ОДД или повторно утвердить проект организации дорожного движения Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области № 37-15-ОДД в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Указать администрации Пикетинского сельского поселения Марьяновского муниципального района Омской области на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и прокурору Марьяновского района Омской области в течение одного месяца со дня его исполнения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Марьяновский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.Кузнецов
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.