... УИД 16RS0046-01-2021-013206-15
дело № 2а-6242/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2021 года город Казань
Вахитовский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Киселева А.Н.,
при секретаре судебного заседания Ашрафзянове Б.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России ... по ... к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы России ... по ... обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование иска указано, что за административным ответчиком зарегистрировано следующее недвижимое имущество:
- с ... – помещение с кадастровым номером ..., расположенное по адресу ...
- с ... – помещение с кадастровым номером ..., расположенное по адресу ...
- с ... – квартира с кадастровым номером ..., расположенная по адресу ...;
В связи с этим административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Административным истцом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление ... от ... об уплате налога на имущество физических лиц за 2019год в размере .... и ....
В установленные законодательством о налогах и сборах срок, налог уплачен не был.
В связи с этим на основании пунктов 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом начислены пени за недоимку по налогу на имущество физических лиц и было направлено требование ... от ... об уплате налога на имущество физических лиц за 2019год в размере .... (из них подлежащие взысканию 694253 руб. в связи с добровольной уплатой ... задолженности по налогу на имущество в размере ... руб.), задолженности по пеням на сумму ... руб., начисленные за период со ... по ... – на недоимку в размере .... (из них подлежащие взысканию ... руб.).
В срок, установленный в требовании, налог и пени административным ответчиком не уплачены.
В установленный срок налоговый орган обратился к мировому судье за вынесением судебного приказа. Данный приказ был вынесен мировым судьей судебного участка ... по Вахитовскому судебному району города Казани ..., однако в последующем, указанный судебный приказ, определением мирового судьи от ... отменен в виду поданных административным ответчиком возражений.
В связи с этим Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы России ... по Республике Татарстан просит суд взыскать с административного ответчика ФИО2 в свою пользу задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере ... руб., пени по налогу на имущество физических лиц, начисленные за период со ... по ... в размере ... руб.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Росреестр), ФИО1.
В ходе рассмотрения дела административный истец изменил предмет административного иска, просил суд взыскать с административного ответчика ФИО2 в свою пользу задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере ... руб., пени по налогу на имущество физических лиц, начисленные за период со ... по ... в размере ... руб., и отказался от исковых требований в части взыскания с ФИО2 налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере ... руб.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России ... по Республике Татарстан – ФИО5, уточненный административный иск поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО2 – ФИО6, действующий также в интересах заинтересованного лица ФИО1, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Представитель Росреестра в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки или ходатайств об отложении судебного разбирательства не представил, в связи с чем, его неявка в соответствии со статьёй 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является препятствием к разрешению административного дела.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 286 Кодекса административного Российской Федерации, судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения регулируются законодательством о налогах и сборах.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьей 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 19 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации (положение введено в действие Федеральным законом от 28 ноября 2009 года № 283-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогового органа взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что за ФИО2 зарегистрировано следующее недвижимое имущество:
- с ... – помещение с кадастровым номером ..., расположенное по адресу ...А, пом. 8;
- с ... – помещение с кадастровым номером ..., расположенное по адресу ...А, пом. 8;
- с ... – квартира с кадастровым номером ..., расположенная по адресу ...;
В связи с этим административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Административным истцом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление ... от ... об уплате налога на имущество физических лиц за 2019год в размере .... и ....
В установленные законодательством о налогах и сборах срок, налог уплачен не был.
В связи с этим на основании пунктов 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом начислены пени за недоимку по налогу на имущество физических лиц и было направлено требование ... от ... об уплате налога на имущество физических лиц за 2019год в размере .... (из них подлежащие взысканию ... руб. в связи с добровольной уплатой ... задолженности по налогу на имущество в размере ... руб.), задолженности по пеням на сумму ... руб., начисленные за период со ... по ... – на недоимку в размере .... (из них подлежащие взысканию ... руб.).
В срок, установленный в требовании, налог и пени административным ответчиком не уплачены.
В установленный срок налоговый орган обратился к мировому судье за вынесением судебного приказа. Данный приказ был вынесен мировым судьей судебного участка ... по Вахитовскому судебному району города Казани ..., однако в последующем, указанный судебный приказ, определением мирового судьи от ... отменен в виду поданных административным ответчиком возражений.
В связи с этим Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы России ... по Республике Татарстан просит суд взыскать с административного ответчика ФИО2 в свою пользу задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере ... руб., пени по налогу на имущество физических лиц, начисленные за период со ... по ... в размере ... руб.
Рассматриваемый административный иск направлен в суд посредством подачи в отделение почтовой связи ....
Таким образом, суд полагает, что срок обращения с исковым заявлением налоговым органом соблюден.
Между тем, при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное (части 2 и 5 статьи 15 Кодекса).
В соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом (статья 15); налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года; (пункт 1 статьи 403); налоговым периодом признается календарный год (статья 405).
Согласно пункту 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ... N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости» такие нормативные правовые акты в той части, в какой порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (абзац третий).
В 2020 году территориальным налоговым органом в адрес ФИО2 было направлено требование об уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год в сумме ...., рассчитанного исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ... в размере ... руб. (с учетом коэффициента-дефлятора) с применением налоговой ставки, равной 2 процента от этой стоимости.
Представитель административного ответчика ФИО2 – ФИО6 выразил несогласие с расчетом суммы налога на имущество физических лиц. По его мнению, расчет суммы налога подлежит расчету исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости установленной в размере ... руб. и с применением налоговой ставки, равной 0,5 процента от этой стоимости.
Судом установлено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ... в размере ... руб. была установлена с .... В соответствии с решением Комиссии ... от ... «Об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости» в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) внесена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ... в размере ... руб. По сведениям ЕГРН данная кадастровая стоимость применяется с ... по настоящее время.
Распоряжением Минземимущества Республики Татарстан от ... N 3972-р (ред. от ...) «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (Зарегистрировано в Минюсте РТ ... N 5015), утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Объект недвижимости с кадастровым номером ... расположенный по адресу ...А, включен в утвержденный Перечень.
В соответствии с решением Казанской городской думы от ...... «О налоге на имущество физических лиц» налоговая ставка установлена в размере 2 процента в отношении объектов налогообложения включенных в Перечень.
По общему правилу статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 данной статьи, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Конституционный Суд Российской Федерации, толкуя общее правило «по истечении одного месяца и не ранее 1-го числа очередного налогового периода», констатировал, что это правило подлежит применению с учетом специального регулирования в отношении актов, улучшающих положение налогоплательщиков: такие акты могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования (определение от ... N 1837-О).
Судя по материалам дела, Распоряжение Минземимущества Республики Татарстан от ... N 3972-р «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» содержит прямое указание на то, что Распоряжение вступает в силу с ... (пункт4), данный нормативный правовой акт вступил в силу в соответствии с пунктом 4 с ..., что предполагало применение его положений (которым объект недвижимости с кадастровым номером ..., расположенный по адресу ...А, включен в утвержденный Перечень, и, как следствие, ухудшено положение налогоплательщика ФИО2), однако данный документ сам по себе не может быть признан актом, улучшающим положение налогоплательщика, а соответственно, он вступает в силу с учетом общего правила, предусмотренного пунктом 1 статьи 5 названного Кодекса, т.е. с ..., а не с ..., как ошибочно указывает налоговый орган.
Иное означало бы произвольное исчисление имущественного налога.
ФИО7ФИО2 имущественного налога за 2019 год по налоговому уведомлению ... от ..., с учетом налоговой ставки, равной 0,5 процента и кадастровой стоимости объекта в размере ... руб. произведена в полном объеме, что не оспаривалось сторонами, следует из представленных доказательств.
Кроме того, с учетом ранее приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ... N1837-О. Положения ст. 5 НК РФ не препятствуют применению уменьшенной кадастровой стоимости, вновь утвержденной по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, если опубликованным (обнародованным) правовым актом субъекта Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости предусмотрено его применение с указанной даты.
Статьей 24.18 Федерального закона от ... N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено два основания для пересмотра кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление рыночной стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с письмом Минфина России от ... N 03-05-04-01/46181 «О порядке учета сведений об измененной кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении налоговой базы» в тех случаях, когда изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода вносится в Единый государственный реестр недвижимости на основании акта субъекта Российской Федерации об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, необходимо учитывать правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от ... N 17-П. Согласно указанному постановлению нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 Налогового кодекса. Указанной статьей предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В соответствии с положениями абзаца 5 пункта 2 статьи 403 НК РФ изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Указанная налоговая норма, предоставляет налогоплательщику право на перерасчет налога при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления любой ошибки при определении его кадастровой стоимости (как технической ошибки, так и кадастровой ошибки).
Определение кадастровой стоимости объекта налогообложения в размере рыночной стоимости на основании решения Комиссии ... от ... «Об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости» является основанием для изменения налоговой базы по имущественному налогу и перерасчета налога в пределах установленного законом периода.
Между тем, при определении налоговой задолженности и обращении в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением о взыскании с ФИО2 задолженности по налогу на имущество физических лиц, вышеуказанные нормы законодательства, налоговым органом не были учтены и приняты во внимание.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России ... по ... к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России ... по ... к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2019год в размере ... руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период со ... по ... в размере ... руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд ....
Судья Вахитовского
районного суда ... /подпись/ А.Н. Киселев
...
...
Решение28.12.2021