ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6243/2023 от 23.10.2023 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 октября 2023 года город Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Потешкиной И.Н.,

при секретаре Гесс В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России №10 по ХМАО – Югре) к Бровиной О. В. о взыскании налога на имущество физических лиц, пени по транспортному налогу, пени по налогу на имущество физических лиц,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №10 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просит взыскать с административного ответчика недоимку по налогу на имущество физических лиц за <дата> в размере <данные изъяты>, пени по налогу на имущество физических лиц начисленные за период со <дата> по <дата>, в размере <данные изъяты>, пени по транспортному налогу за <дата>, начисленные за период с <дата> по <дата>, в размере <данные изъяты>, пени по налогу на имущество за <дата>, начисленные за период о <дата> по <дата>, в размере <данные изъяты>, по налогу на имущество за <дата>, начисленные за период со <дата> по <дата>, в размере <данные изъяты>, всего <данные изъяты>

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в административном исковом заявлении заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Изучив доводы административного искового заявления, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Статья 57 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 3, подпункт 1 пункта 1 статьи 23, пункты 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Как следует из материалов дела, Бровина О.В. являлась собственником недвижимого имущества – квартиры с кадастровым номером , соответственно, обязана оплачивать налог на имущество физических лиц.

Также Бровина О.В. являлась владельцем транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пунктом 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог на имущество физических лиц уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей по состоянию на момент возникновения спорных правоотношений) при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для обращения налоговой инспекции (как контрольного органа) в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, а требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы.

Из материалов дела следует, что <дата> на имя Бровиной О.В. было сформировано налоговое уведомление о необходимости уплаты в срок до <дата> транспортного налога за <дата> в размере <данные изъяты>

<дата> на имя Бровиной О.В. было сформировано налоговое уведомление о необходимости уплаты в срок до <дата> транспортного налога за <дата> в размере <данные изъяты> и налога на имущество физических лиц за <дата> в размере <данные изъяты> (сумма налога с учетом переплаты <данные изъяты>)

<дата> на имя Бровиной О.В. было сформировано налоговое уведомление о необходимости уплаты в срок до <дата> налога на имущество физических лиц за <дата> в размере <данные изъяты> Уведомление налогоплательщику направлено в электронном виде в личный кабинет.

<дата> на имя Бровиной О.В. было сформировано налоговое уведомление о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за <дата> в размере <данные изъяты> Уведомление налогоплательщику направлено в электронном виде в личный кабинет.

<дата> на имя Бровиной О.В. было сформировано налоговое уведомление о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за <дата> в размере <данные изъяты> Уведомление налогоплательщику направлено в электронном виде в личный кабинет.

Доказательств направления в адрес налогоплательщика уведомлений , , административный истец суду не представил.

По состоянию на <дата> налоговым органом было сформировано требование об уплате Бровиной О.В.

1. пени по транспортному налогу в сумме <данные изъяты>, в том числе:

- <данные изъяты>, начислено на недоимку за <дата> в сумме <данные изъяты> за период с <дата> по <дата> (основной долг взыскан на основании судебного приказа от <дата>),

- <данные изъяты>, начислено на недоимку за <дата> в сумме <данные изъяты> за период с <дата> по <дата> (основной долг взыскан на основании судебного приказа от <дата>),

2. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты>

Срок исполнения требования установлен до <дата>.

По состоянию на <дата> налоговым органом было сформировано требование об уплате Бровиной О.В.

1. пени по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>, начисленных на недоимку за <дата> в сумме <данные изъяты> за период со <дата> по <дата>,

2. задолженности по налогу на имущество физических лиц за <дата> в размере <данные изъяты>

Срок исполнения требования установлен до <дата>.

По состоянию на <дата> налоговым органом было сформировано требование об уплате Бровиной О.В.

1. пени по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> начисленных на недоимку за <дата> в сумме <данные изъяты> за период со <дата> по <дата> (основной долг уплачен налогоплательщиком <дата>),

2. задолженности по налогу на имущество физических лиц за <дата> в размере <данные изъяты>

Срок исполнения требования установлен до <дата>.

По состоянию на <дата> налоговым органом было сформировано требование об уплате Бровиной О.В.

1. пени по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>, начисленных на недоимку за <дата> в сумме <данные изъяты> за период со <дата> по <дата> (основной долг уплачен налогоплательщиком <дата>),

2. задолженности по налогу на имущество физических лиц за <дата> в размере <данные изъяты>

Срок исполнения требования установлен до <дата>.

В соответствии с пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрены способы передачи физическому лицу требования об уплате налога лично под расписку, направление по почте заказным письмом, передача через личный кабинет налогоплательщика.

В силу абз. 3 пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики – физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам – физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В этом случае налогоплательщики – физические лица получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (абз. 4, 5 пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

При этом в силу абз. 4 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации направленный налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика документ считается полученным в день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Бровина О.В. зарегистрирована пользователем сервиса «Личный кабинет налогоплательщика физическое лицо». Представленными административным истцом документами подтверждается направление административному ответчику через личный кабинет <дата> налогового уведомления , <дата> требования , <дата> налогового уведомления , <дата> требования .

Взыскание налоговой задолженности с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, регулируется статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции до 01 января 2023 года) заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции до 01 января 2023 года).

Требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции до 01 января 2023 года).

Из материалов дела следует, что с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с Бровиной О.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц, пеней по транспортному налогу, по налогу на имущество физических лиц, налоговая инспекция обратилась <дата>.

<дата> мировым судьей судебного участка №7 Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска был выдан судебный приказ на взыскание с административного ответчика недоимки по сборам и пени, который был отменен <дата>, в связи с поступившими возражениями должника.

С настоящим иском в суд налоговый орган обратился <дата>, то есть в установленный законом шестимесячный срок после отмены судебного приказа.

Исходя из положений статей 46 - 48 Налогового Кодекса Российской Федерации процедура принудительного взыскания налога возможна только после выполнения требований статьи 69 Налогового Кодекса Российской Федерации о направлении налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Достоверных доказательств, подтверждающих направление и (или) вручение административному ответчику требований от <дата>, от <дата> суду представлено не было. Из письменных объяснений представителя административного истца следует, что доказательства направления административному ответчику требований в налоговом органе отсутствуют.

В соответствии с пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Как следует из материалов дела требование от <дата>, требование от <дата> в адрес административного ответчика заказным письмом не направлялись, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика не передавались, под расписку не вручались.

При таких обстоятельствах суд считает, что налоговый орган нарушил процедуру взыскания с Бровиной О.В. налоговой задолженности, указанной в требованиях от <дата>, требование от <дата>.

Кроме того, суд учитывает, что административным ответчиком в качестве доказательств погашения заявленной ко взысканию налоговой задолженности в материалы дела был представлен чек-ордер от <дата> на сумму <данные изъяты> с наименованием назначения платежа «единый налоговый платеж».

Согласно пункту 1 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции по состоянию на 06 октября 2023 года – дату уплаты налогоплательщиком налоговой задолженности) уплата (перечисление) налога, авансовых платежей по налогам в бюджетную систему Российской Федерации осуществляется в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (подпункт 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Оплата недоимки по налогу и пени была осуществлена административным ответчиком в рамках рассматриваемого административного дела в точном соответствии с заявленными административными требованиями.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что обязанность административного ответчика по уплате пени по транспортному налогу (остаток задолженности в размере <данные изъяты>), по требованию от <дата>, по уплате налогу на имущество физических лиц, пени о требованию от <дата>, по уплате пени по налогу на имущество физических лиц (остаток задолженности в размере <данные изъяты>), по требованию от <дата>, по уплате пени по налогу на имущество физических лиц (остаток задолженности в размере <данные изъяты>), по требованию от <дата> исполнена в полном объеме <дата>, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных налоговым органом требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к Бровиной О. В. о взыскании:

налога на имущество за <дата> в размере <данные изъяты>;

пени по налогу на имущество за <дата> в размере <данные изъяты> за период с <дата> по <дата>;

пени в размере <данные изъяты> за период <дата> по <дата>, начисленных на недоимку <данные изъяты> по транспортному налогу с физических лиц за <дата>;

пени в размере <данные изъяты> за период со <дата> по <дата>, начисленных на сумму недоимки <данные изъяты> по налогу на имущество за <дата>;

пени в размере <данные изъяты> за период со <дата> по <дата>, начисленных на сумму недоимки <данные изъяты> по налогу на имущество за <дата>, всего <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья И.Н. Потешкина