ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6247/20 от 12.08.2020 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а-6247/2020

УИД 16RS0042-03-2020-005017-40

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Набережные Челны 12 августа 2020 года

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Додина Э.А.,

при помощнике судьи Лезиной Ч.И.,

с участием административного истца Миргалиева Л.М.,

представителя административных ответчиков Идиятуллиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Миргалиева ФИО10 к Управлению МВД России по г. Набережные Челны, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о признании незаконными ответы, об отсутствии официальных учётов лиц, состоящих как члены организованных преступных формирований, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

Миргалиев Л.М. (далее – административный истец) обратился в суд с исковым заявлением к Управлению МВД России по г. Набережные Челны, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о признании незаконными ответы, об отсутствии официальных учётов лиц, состоящих как члены организованных преступных формирований, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований указал, что 20 февраля 2020 года обратился к Заместителю Начальника УМВД России по городу Набережные Челны с заявлением об исключении из ведомственного учета сведения, как члена и участника преступной группировки ОПС «29 комплекс» города Набережные Челны, на которое получил ответ 25 марта 2020 года о том, что официальных учетов лиц, состоящих на оперативном учете МВД по Республике Татарстан, как члены организованных преступных формирований, в министерстве не имеется, а также по факту нахождения на учетах ФСБ России необходимо обратиться в Управление ФСБ России по городу Набережные Челны, однако административный истец указывает, что ответ из Управления ФСБ России по Республике Татарстан от 02 августа 2019 года им получен.

На основании изложенного, административный истец просит признать (уточненные требования) ответы от 19 марта 2020 года ..., от ......, бездействия по не привлечению к ответственности виновных лиц, причастных к включению в ведомственный учет сведений о причастности к организованному преступному формированию незаконными и устранении допущенных нарушений.

Административный истец Миргалиев Л.М. в судебном заседании требования иска поддержал, просил удовлетворить в полном объеме. При этом пояснил, что требование о признании бездействия по не привлечению к ответственности виновных лиц заявлено им как способ устранения нарушенного права.

Представитель административных ответчиков Идиятуллина Н.А. в судебном заседании требования иска не признала, просила отказать в удовлетворении в полном объеме на основании изложенного в отзыве на административное исковое заявление.

Суд, выслушав пояснения административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обжалованию в судебном порядке подлежат решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу положений части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из решений.

Для признания решения, действия (бездействия), незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их требованиям закона или иного нормативного правового акта и нарушение такими решениями, действиями прав и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В обоснование своих требований административный истец указывает, что во время судебных процессов в рамках уголовного дела, в 2018 году ему, как потерпевшему, стало известно, что его имя внесено в ведомственный учет как члена и участника преступной группировки ОПС «29 комплекс» .... Кроме того, ФИО2 указывает, что ... к нему домой пришли с обыском оперативные сотрудники Управления с постановлением следователя ФИО6 о разрешении производства обыска в жилище ФИО2 в рамках расследуемого им уголовного дела ..., возбужденного ... по ч.2 ст.213 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Административный истец утверждает, что единственным основанием, послужившим вынесению следователем постановления от 14 января 2020 года, являлось наличие информации о причастности Миргалиева Л.М. к ОПФ «29 комплекс».

20 февраля 2020 года Миргалиев Л.М. обратился к заместителю начальника Управления-начальнику СУ Управления Фаизову М.Р. с заявлением об исключении его из ведомственного учета, а также просил привлечь виновных лиц, причастных к включению его в ведомственный учет сведений о его причастности к ОПС, к ответственности. Согласно ответу от 19 марта 2020 года официальных учетов лиц, состоящих на оперативном учете МВД по РТ, как члены ОГФ не имеется.

Не согласившись с ответом, административный истец снова обратился письменно к административному ответчику с заявлением, приложив копию ответа ФСБ. Письменным ответом на повторное обращение Управление сообщило, что официальных учетов лиц, состоящих как члены ОПФ в МВД по РТ, не имеется. Установление принадлежности того или иного лица к ОПФ и ОПС, а также его положения и роли в криминальной структуре осуществляется в ходе расследования возбужденных в отношении фигурантов уголовных дел. Указанные лица в списках личного состава Управления не значатся.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно - телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных - ст. 11, Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции».

Статьей 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № З-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» - Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

33) использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное;

Полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.

Согласно статье 17 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № З-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» - Формирование и ведение банков данных осуществляются: о несовершеннолетних гражданах Российской Федерации, в отношении которых подано заявление о несогласии на выезд из Российской Федерации; о гражданах Российской Федерации, уведомивших о наличии у них гражданства иностранного государства или документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве; о лицах, ходатайствующих о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; о лицах, которым предоставлен статус вынужденного переселенца или продлен срок действия такого статуса; о лицах, ходатайствующих об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; о лицах, ходатайствующих об оформлении приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, и о лицах, получивших такое приглашение; о лицах, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке; о лицах, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, въехавших на территорию Российской Федерации или покинувших территорию Российской Федерации; о лицах, поставленных на миграционный учет в Российской Федерации; о лицах, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также в отношении которых принято решение о не разрешении (разрешении) въезда на территорию Российской Федерации; об иностранных гражданах и лицах без гражданства, оформивших миграционные карты; о лицах, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, получивших визу или продливших срок ее действия; о лицах, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, получивших документ на право проживания в Российской Федерации или продливших срок его действия; о липах, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, получивших документ на право осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации или продливших срок его действия; о лицах, ходатайствующих о признании беженцем и о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации; о лицах, в отношении которых приняты решения об изменении гражданства; о лицах, ходатайствующих о реализации обязательств в рамках международных договоров Российской Федерации о реадмиссии; о лицах, подлежащих экстрадиции; о лицах, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, которым продлен или сокращен срок пребывания на территории Российской Федерации; о лицах, признанных больными наркоманией либо потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, на которых судьей при назначении административного наказания возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Таким образом, внесение сведений о лицах, состоящих в ОПФ/ОПС в банки данных, не предусмотрено.

Более того, согласно ответу Начальника штаба Управления МВД России по г.Набережные Челны Патанина П.С. от 10 июля 2020 года, перечень информации, которую можно внести в банк данных ОВД определен статьей 17 ФЗ №3-Ф3 «О полиции». Согласно представленному списку, информационных учетов, отражающих сведения о включении того или иного лица в число участника ОПС или ОПС - не имеется.

Согласно пункту 2 главы 1 Приложения №3 «Инструкции о порядке заполнения и представления учетных документов» Приказа Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 года ... «О едином учете преступлений» для обеспечения формирования государственных и ведомственных статистических показателей (статистического учета) используются статистические карточки (или документы первичного учета).

В соответствии с пунктом 20 гл.IV Порядка заполнения и представления формы №1.1 «Статистической карточки о результатах расследования преступления» Приложения №2 приказа, при наличии в обвинительном заключении, утвержденном прокурором, сведений о лице как участнике ОПГ/ОПФ заполняется реквизит 10 с кодом «в составе организованной группой» или «преступного сообщества» и реквизит 12 «участником организованной группы» или «преступного сообщества». Одновременно выставляется форма №2 «Статистическая карточка на лицо, совершившее преступление», в которой согласно п. 23 гл.V Порядка заполнения и представления статистической формы №2 Приложения №2 приказа, в реквизите 38 отражаются сведения, характеризующие формы соучастия, а также соучастников, а также реквизит 41 «участником организованной группы» или «преступного сообщества». Информация направляется в ИЦ МВД по РТ.

Из анализа вышеприведенных норм, оценив в соответствии с нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представленные сторонами доводы, в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, доводы о нарушении охраняемых законом права и законные интересы Миргалиева Л.М., в судебном заседании не нашли своего подтверждения.

Суд приходит к выводу об отсутствии совокупности оснований для удовлетворения исковых требований административного истца.

Требования об устранении нарушенного права также подлежат отказу в удовлетворении, поскольку в удовлетворении основного требования отказано.

Довод административного истца о том, что единственным основанием, послужившим производству обыска в его жилище являлось наличие информации о его причастности к ОПФ «29 комплекс», не принимается судом во внимание, как не обоснованный и не нашедший своего подтверждения в судебном заседании и материалах дела.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Миргалиева ФИО11 к Управлению МВД России по г. Набережные Челны, Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о признании незаконными ответы об отсутствии официальных учётов лиц, состоящих как члены организованных преступных формирований, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья «подпись» Додин Э.А.

Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2020 года.