ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6252/2021 от 09.11.2021 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-6252/2021

УИД 75RS0001-02-2021-008564-57

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 ноября 2021 года г. Чита

Центральный районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Шестакова Д.А. при секретаре судебного заседания Федоровой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов Забайкальского края к ведущему судебному приставу-исполнителю МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю ФИО1 ФИО5, МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

административный истец обратился в суд с вышеназванным заявлением, ссылаясь на следующее. Решением Центрального районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ на Министерство природных ресурсов Забайкальского края возложены: обязанность по обеспечению приведения государственного задания КГСАУ «Забайкаллесхоз» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022г.г. в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и региональным законодательством, в том числе в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Забайкальского края и финансового обеспечения выполнения государственного задания», а именно обеспечить финансирование всех государственных работ, включенных в государственное задание от ДД.ММ.ГГГГ (в действующей редакции, с учетом внесенных в него изменений); обязанность по формированию и утверждению государственного задания КГСАУ «Забайкаллесхоз» на 2021год и плановый период 2022 и 2023 г.г. в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и региональным законодательством, в том числе в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Забайкальского края и финансового обеспечения выполнения государственного задания», а именно финансовое обеспечение выполнения государственных работ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Центральным районным судом г.Читы по делу от ДД.ММ.ГГГГ в рамках которого ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей и установлении нового срока исполнения требований - до ДД.ММ.ГГГГ.

Ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. начальника МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю исходящим № Министерством природных ресурсов Забайкальского края направлена информация по исполнению решения Центрального районного суда г.Читы от ДД.ММ.ГГГГ с приложением копий соответствующих приказов, которая получена ДД.ММ.ГГГГ, просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ.

В порядке подготовки к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Читинский межрайонный природоохранный прокурор, КГСАУ «Забайкаллесхоз».

Представители административного истца, административных ответчиков, заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств не заявляли.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 150 КАС РФ в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения, регламентированы Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве").

Согласно ст.ст. 2, 4 названного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одними из принципов исполнительного производства являются: законность; своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу ч.2 указанной нормы в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Одной из мер ответственности за несвоевременное исполнение решения суда является взыскание исполнительского сбора.

Согласно ч.ч.1-2 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного закона).

Часть 6 статьи 112 названного закона предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом частью 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что в производстве судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю на исполнении находится исполнительное производство -ИП, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом г.Читы по делу о возложении на Министерство природных ресурсов Забайкальского края обязанности по обеспечению приведения государственного задания КГСАУ «Забайкаллесхоз» на 2020 и плановый период 2021 и 2022 в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и региональным законодательством, в том числе в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Забайкальского края и финансового обеспечения выполнения государственного задания», а именно обеспечить финансирование всех государственных работ, включенных в государственное задание от ДД.ММ.ГГГГ (в действующей редакции, с учетом внесенных в него изменений).

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в добровольном порядке, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Забайкальскому краю ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление по исполнительному производству о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000 рублей и установления нового срока исполнения. Как усматривается из содержания указанного постановления, его принятие было вызвано тем, что должником требование исполнительного документа не было исполнено в срок, установленный для добровольного исполнения, без уважительных причин.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Как следует из материалов дела, Министерством природных ресурсов во исполнение требований исполнительного документа ДД.ММ.ГГГГ в МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю направлялась информация, согласно которой копия решения Центрального районного суда г. Чита от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу иска Читинского межрайонного природоохранного прокурора к Министерству природных ресурсов Забайкальского края поступило в отдел вместе с постановлениями о возбуждении исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ, вследствие чего приведение финансового обеспечения выполнения государственного задания КГСАУ «Забайкалесхоз» на 2020 год и плановый период 2020 и 2023 годов от ДД.ММ.ГГГГ (в действующей редакции, с учетом внесенных изменений) в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Забайкальского края и финансового обеспечения выполнения государственного задания» невозможно провести в 2021 году. На текущий финансовый год Министерством природных ресурсов Забайкальского края утверждены размеры базовых нормативных затрат на 2021 год на выполнение государственных работ приказом от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении значений нормативных затрат на 2021 год на выполнение государственных работ в области лесных отношений краевыми государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными Министерству природных ресурсов Забайкальского края». Внесение изменений в приказ Министерства утверждено приказом от ДД.ММ.ГГГГ. Финансирование мероприятий на выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошных и выборочных рубок утверждено в размере 19757,8 тыс. рублей. Государственное задание КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение» на 2021 год и плановый период 2022 г и 2023 годов утверждено приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ и изменения внесены приказом от ДД.ММ.ГГГГ. Утвержденное государственное задание КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственное объединение» на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов соответствует требованиям Бюджетного кодекса РФ и постановлению Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка формирования государственного задания па оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Забайкальского края и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

В подтверждение принятых мер во исполнение требований исполнительного документа Министерством представлены: приказ об утверждении государственного задания на выполнение работ КГСАУ «Забайкаллесхоз» на период 2021 г. и плановый период 2022 и 2023 г.г., государственное задание на период 2021 г. и плановый период 2022 и 2023 г.г., приказ от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в государственное задание в соответствии с п.6 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Забайкальского края и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в приказ Минприроды края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении значений нормативных затрат на 2021 год на выполнение государственных работ в области лесных отношений краевыми государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными Министерству природных ресурсов Забайкальского края. в соответствии с п.26 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Забайкальского края и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, административным истцом – должником по исполнительному производству Министерством природных ресурсов Забайкальского края принимались меры по исполнению требований исполнительного документа.

В абзаце втором пункта 74 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В пункте 75 данного постановления Пленума разъяснено что иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Суд находит вышеприведенные обстоятельства заслуживающими внимания при определении степени вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

Учитывая, что указанные обстоятельства свидетельствуют о принятых должником мерах по исполнению требований исполнительного документа, суд в соответствии с положением ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» приходит к выводу о наличии оснований для освобождения Министерства природных ресурсов Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП.

Руководствуясь ст. ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск удовлетворить.

Освободить Министерство природных ресурсов Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Судья Шестаков Д.А.

Мотивированное решение изготовлено 19.11.2021