ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6254/2023 от 25.08.2023 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 2а-6254/2023

24RS0056-01-2023-004882-39

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 августа 2023 года г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

Председательствующего судьи Коваленко В.А.,

при секретаре Размышляевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МИФНС России № 1 по Красноярскому краю к Курзакову Анатолию Викторовичу о взыскании суммы задолженности по налогу на профессиональный доход и задолженности по пени,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России №1 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к Курзакову Анатолию Викторовичу о взыскании суммы задолженности по налогу на профессиональный доход и задолженности по пени в размере 11 189,07 рублей.

Требования мотивированы тем, что ответчик состоит на учете в МИФНС России № 1 по Красноярскому краю и является налогоплательщиком налога на профессиональный доход в соответствии с пп. 6, п. 2 ст. 18 НК РФ и ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход Курзакова А.В. осуществлена на основании заявления о постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, поданного Курзаковым А.В. в ИФНС России по Центральному району г. Красноярска 09.02.2022.Согласно п. 1 ст. 5 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Постановка на учет в налоговом органе гражданина РФ в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет, сведений из паспорта гражданина РФ и фотографии физического лица. Для граждан РФ, воспользовавшихся доступом к личному кабинету налогоплательщика для постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представление сведений из паспорта гражданина РФ, фотографии физического лица не требуется (п. 2 ст. 5 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ). Согласно п. 10 ст. 5 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ, датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления. Согласно п. 1 ст. 6 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ, объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (п. 1 ст. 8 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ). Согласно ст.10 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ, налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах: 1) 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам; 2) 6 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам. Сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок - как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона (п.1 ст. 11 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ). Согласно п. 3 ст. 11 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ (в ред. от 21.11.2022), уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности. Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, лица, применяющие специальный налоговый режим, имеют право на уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 рублей, рассчитанную нарастающим итогом в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Согласно п. 2 ст. 12 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ, сумма налогового вычета, на которую может быть уменьшена сумма налога, определяется в следующем порядке: 1) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 1 статьи 10 настоящего Федерального закона (4%), сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 1 процента процентная доля налоговой базы; 2) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 2 статьи 10 настоящего Федерального закона (6%), сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 2 процентов процентная доля налоговой базы. Согласно п. 1 ст. 14 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ, при произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения "Мой налог" и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав передаваемых сведений о расчетах и порядок их передачи через мобильное приложение "Мой налог" устанавливаются порядком использования мобильного приложения "Мой налог". Курзаковым А.В. переданы сведения, явившиеся основанием для начисления налога на профессиональный доход за май и июнь 2022 года. Сумма задолженности по налогу на профессиональный доход за май 2022 года составила 8 794,43 руб., должник в установленный срок налог не оплатил. Сумма задолженности по налогу на профессиональный доход за июнь 2022 года составила 2 394,64 руб., должник в установленный срок налог не оплатил. В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога на профессиональный доход за май 2022 года в размере 8 794,43 руб., исчислены соответствующие пени за май 2022 года в размере 55,35 руб., за июнь 2022 года – 0,64 руб. Таким образом, налогоплательщику начислены пени по налогу на профессиональный доход за май и июнь 2022 года в сумме 55,99 руб. Определением от 20.03.2023 судебный приказ мирового судьи судебного участка № 91 в Центральном районе г. Красноярска от 28.09.2022 отменен. На основании изложенного, истец просит взыскать с Курзакова А.В. 11 189,07 руб., в том числе: налог на профессиональный доход за май 2022 года в размере 8 794,43 руб., июнь 2022 года в размере 2 394,64 руб., пени по налогу на профессиональный доход за май 2022 год в размере 55,35 руб., пени по налогу на профессиональный доход за июнь 2022 год в размере 0,64 руб.

В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Центральному району г. Красноярск, ответчик Курзаков А.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Частью 1 статьи 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

Согласно ст.19 НК РФ, налогоплательщиками признаются юридические и физические лица, на которых наложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В силу ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В силу п.п.9,14 ч.1 ст.31 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Кодексом; а также предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах; вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (ч.1 ст.32 НК РФ).

В соответствии со ст. 393 НКФ РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно п. 1 ст. 5 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Постановка на учет в налоговом органе гражданина РФ в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет, сведений из паспорта гражданина РФ и фотографии физического лица.

Для граждан РФ, воспользовавшихся доступом к личному кабинету налогоплательщика для постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представление сведений из паспорта гражданина РФ, фотографии физического лица не требуется (п. 2 ст. 5 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Согласно п. 10 ст. 5 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ, датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.

Согласно п. 1 ст. 6 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ, объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки (п. 1 ст. 8 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Согласно ст.10 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ, налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах: 1) 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам; 2) 6 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

Сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок - как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона. (п.1 ст. 11 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 11 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ (в ред. от 21.11.2022), уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности.

Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, лица, применяющие специальный налоговый режим, имеют право на уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 рублей, рассчитанную нарастающим итогом в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Согласно п. 2 ст. 12 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ, сумма налогового вычета, на которую может быть уменьшена сумма налога, определяется в следующем порядке: 1) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 1 процента процентная доля налоговой базы; 2) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 2 процентов процентная доля налоговой базы.

Согласно п. 1 ст. 14 ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ, при произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения "Мой налог" и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав передаваемых сведений о расчетах и порядок их передачи через мобильное приложение "Мой налог" устанавливаются порядком использования мобильного приложения "Мой налог".

Как следует из материалов дела, постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход Курзакова А.В. осуществлена на основании заявления о постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, поданного Курзаковым А.В. в ИФНС России по Центральному району г. Красноярска 09.02.2022.

Курзаковым А.В. переданы сведения, явившиеся основанием для начисления налога на профессиональный доход за май и июнь 2022 года.

Итого сумма задолженности по налогу на профессиональный доход за май 2022 года по сроку уплаты до 28.06.2022 года составила 8 794,43 руб., должник в установленный срок налог не оплатил. Сумма задолженности по налогу на профессиональный доход за июнь 2022 года по сроку уплаты до 25.07.2022 года составила 2 394,64 руб., должник в установленный срок налог не оплатил

Исполнение обязанности по уплате налога на профессиональный доход обеспечивается пенями.

В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога на профессиональный доход за май 2022 года в размере 8 794,43 руб., исчислены соответствующие пени за период с 28.06.2022 по 17.07.2022 в размере 55,35 руб. (28.05.2022 -начало течения пени вследствие неуплаты взноса по сроку 27.06.2022 до даты выставления требования № 13431 от 18.07.2022).

В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога на профессиональный доход за июнь 2022 года в размере 2 394,64 руб., исчислены соответствующие пени за период с 26.07.2022 по 26.07.2022 в размере 0,64 руб. (25.07.2022 -начало течения пени вследствие неуплаты взноса по сроку 26.07.2022 до даты выставления требования № 14505 от 27.07.2022).

Таким образом, налогоплательщику начислены пени по налогу на профессиональный доход за май и июнь 2022 в сумме 55,99 руб.

Правильность исчисления налога, обоснованность расчета сумм пени, заявленных административным истцом ко взысканию в рамках настоящего спора, проверены судом и признаны обоснованными, ответчиком не оспаривается.

Статьей 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1); требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2); требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абзац четвертый пункта 4).

Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В соответствии с п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996г. №20-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Поэтому Инспекция вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов.

Согласно ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Как следует из материалов дела, в связи с отменой 20.03.2023 судебного приказа от 28.09.2022 о взыскании Курзакова А.В. задолженности по налогам и пени, ИФНС Центрального района г. Красноярска 27.07.2023, то есть в течение 6-ти месяцев после отмены судебного приказа (20.03.2023 + 6 м. = 20.09.2023) было подано настоящее административное исковое заявление.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что срок на обращение в суд налоговым органом не пропущен.

Поскольку, судом установлено, что ответчиком обязанность по оплате задолженности по налогу на профессиональный доход за май и июнь 2022 года, пени по налогу на профессиональный доход за май и июнь 2022 года в общем размере 11 189,07 руб. не исполнена, доказательств обратного ответчиком суду не представлено, суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований, и взыскивает с Курзакова А.В. задолженность перед бюджетом в указанном выше размере.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход местного бюджета в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ в размере 447,56 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования МИФНС России № 1 по Красноярскому краю удовлетворить.

Взыскать с Курзакова Анатолия Викторовича <данные изъяты> задолженность по налогу на профессиональный доход за май 2022 года в размере 8 739,08 рублей, июнь 2022 года в размере 2 394 рубля, пени по налогу на профессиональный доход за май 2022 года в размере 55,35 рублей, пени по налогу на профессиональный доход за июнь 2022 года в размере 0,64 рублей (КБК единого налогового платежа 182 010 612 010 100 005 10).

Взыскать с Курзакова Анатолия Викторовича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 447,56 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий В.А. Коваленко

Мотивированное решение изготовлено 29.08.2023 года

Копия верна:

Судья В.А. Коваленко