ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-625/18 от 05.07.2018 Апшеронского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-625\2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2018 года г. Апшеронск

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Разделишина С.В.

при секретаре судебного заседания Ребейн В.А.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1 – ФИО2,

представителя административного ответчика администрации Мезмайского сельского поселения – ФИО3,

представителя заинтересованного лица – ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Апшеронского районного суда Краснодарского края административное дело по иску ФИО1. к администрации Мезмайского сельского поселения Апшеронского района об оспаривании бездействий органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к административному ответчику администрации Мезмайского сельского поселения Апшеронского района об оспаривании бездействий органа местного самоуправления, указывая на то, что он по результатам аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков проводимого управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Апшеронский район и договоров аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором трех земельных участков с кадастровыми номерами: расположенных по адресу: <адрес>.

В настоящее время к земельным участкам отсутствует подходы и подъезды, что делает невозможным использование арендованных земельных участков в результате чего, ежемесячно, административный истец несет убытки.

21 марта 2018 г. по данному поводу истец обратился с заявлением к ответчику с просьбой проложить проезд к земельному участку.

Указанное заявление оставлено без рассмотрения, на сегодняшний день дорога не проложена, подъехать к его земельным участкам невозможно.

Просит признать незаконными бездействия администрации Мезмайского сельского поселения, выразившиеся в длительном непринятии мер по строительству дороги (подъездных путей) к земельным участкам с кадастровыми номерами: расположенным по адресу: <адрес> и обязать администрацию построить дорогу к указанным участкам.

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду неизвестно.

Представитель ФИО1 ФИО2, требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – ФИО5, действующая по доверенности исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица ФИО4 полагалась на усмотрение суда.

Суд, исследовав представленные материалы дела, оценив все собранные доказательства по делу, считает требования истца подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что на основании договоров аренды земельных участков , от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является арендатором трех земельных участков с кадастровыми номерами: расположенных по адресу: <адрес>

Согласно акту обследования земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> к указанным земельным участкам дорога общего пользования не проложена, подъездные пути отсутсвуют.

21 марта 2018 г. по данному поводу истец обратился с заявлением к ответчику с просьбой проложить проезд к земельным участкам.

Указанное заявление оставлено без рассмотрения, на сегодняшний день дорога не проложена, подъехать к его земельным участкам невозможно.

Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления определены в гл.2 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в частности: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно параграфу IV п.9 п.п.4 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" - в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят, в том числе паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

В силу пунктов 1.1, 1.2 Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (Ведомственные строительные нормы (ВСН 1-83) технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Пунктами 2.1 - 2.4 Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (Ведомственные строительные нормы (ВСН 1-83) определено, что единовременный технический учет и паспортизация автомобильных дорог общего пользования производятся по распоряжению Министерства.

Текущий технический учет и паспортизация автомобильных дорог общего пользования производится постоянно в порядке, установленном инструкцией. Общее руководство техническим учетом и паспортизацией автомобильных дорог осуществляют дорожные управления. Технический учет и паспортизацию производят организации и подразделения, подведомственные дорожным управлениям за счет ассигнований, выделяемых на ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений.

В соответствии со ст.14 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения сельского поселения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранность автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог е осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ч.1 ст.37 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ местная администрации (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочии переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно ст. 34 ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» за счет средств местных бюджетов осуществляется капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

Статьей 21 ФЗ от 10.12.1995г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются органами местного самоуправления в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Часть 2 ст. 19 Закона определяет полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов. Этих полномочий четыре, они повторяют часть полномочий для поселений и округов в границах сельских населенных пунктов

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности комментируемого Закона вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Указанные правоотношения регламентированы ст. 43 - 48 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым в систему муниципальных правовых актов входят:

- устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

- нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

- правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Как следует из статьи 37 Устава Мезмайского сельского поселения к вопросам местного значения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Следовательно, указанная деятельность в границах сельского поселения относится к компетенции административного ответчика.

Таким образом, организация строительства подъездной дороги общего пользования находится в компетенции Мезмайского сельского поселения, поскольку содержание и строительство дорог в границах населенных пунктов поселения, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения находится в сфере их деятельности.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственное власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушена или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 11 ст. 226 КАС РФ указано, что по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальные служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действие (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В силу ст. 227 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).

Таким образом, на сегодняшний день обязательство ответчика по обустройству дороги общего пользования не исполнено, в связи с чем, бездействия ответчика администрации Мезмайского сельского поселения Апшеронского района являются незаконными и грубейшим образом нарушают права истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 218 КАС Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО1. к административному ответчику администрации Мезмайского сельского поселения Апшеронского района Краснодарского края на бездействие органов местного самоуправления – удовлетворить.

Признать незаконньми бездействия администрации Мезмайского сельского поселения Апшеронского района, выразившиеся в длительном непринятии мер по строительству дороги (подъездных путей) к земельным участкам, с кадастровыми номерами: расположенным по адресу: <адрес>

Обязать администрацию Мезмайского сельского поселения Апшеронского района организовать устройство подъездных путей с твердым покрытием к земельным участкам, с кадастровыми номерами: расположенным по адресу: <адрес> в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с административного ответчика администрации Мезмайского сельского поселения Апшеронского района в пользу государственного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Апшеронский районный суд Краснодарского края.

Мотивированное решение суда изготовлено 05 июля 2018 года.

Судья