Дело <...>
РЕШЕНИЕ
Именем российской Федерации
<...><...>
<...> суд <...> в составе:
председательствующего судьи ФИО7
при секретаре ФИО2,
с участием: истца – помощника <...> межрайонного прокурора ФИО5,
представителя административного ответчика – администрации <...> поселения <...> – ФИО3, действующего на основании доверенности <...> от <...>,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску <...> прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <...> городское поселение <...> о признании незаконным бездействия,
установил:
<...> межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования <...> поселение <...> о признании незаконным бездействия.
В обоснование исковых требований указано, что <...> межрайонной прокуратурой в рамках проверки информации и.о. главы администрации <...> поселения <...> проведена проверка исполнения градостроительного законодательства администрацией муниципального образования <...> поселение <...>.
По результатам проверки выявлены факты непринятия мер по устранению выявляемых на территории поселения нарушений градостроительного законодательства, так, из письма и.о. главы администрации <...> поселения <...> следует, что на территории <...> поселения <...> без получения разрешения на ввод в эксплуатацию, начата эксплуатация объектов капитального строительства расположенных по следующим адресам: <...> край, <...>, Халтурина, 61.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений
Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся в том числе: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Несмотря на выявленные администрацией <...> поселения <...> нарушения при эксплуатации объектов недвижимости, расположенных по следующим адресам: <...> край, <...>, конкретных мер по понуждению собственников к соблюдению градостроительного законодательства, в отсутствие добровольного волеизъявления, до настоящего момента не принято. Предоставленное ст.ст. 11-12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также ст.ст. 139-140 ГПК, право на судебную защиту нарушенных прав и обязании к исполнению обязанности в натуре, а также наложению обеспечительных мер в виде запрета на эксплуатацию объектов недвижимости в отсутствие на то разрешительной документации должностными лицами администрации <...><...> поселения, на момент внесения представления <...> межрайонной прокуратуры, не реализовано.
В ходе проверки было установлено, что должностными лицами администрации <...> поселения МО <...> нарушаются требования, установленные ст. 8, 55 ГрК РФ; ст.ст. 3, 139, 140 ГПК РФ; ст.ст. 11, 12 ГК РФ; п. 20 ч.1 ст.14 №131-ФЗ.
В соответствии с п.1 ст. 21 Федерального закона от <...><...> «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон <...>), предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти органами местного самоуправления.
Согласно ст. 22 Закона <...> прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
По результатам проведенной проверки в адрес и.о. главы администрации <...> поселения <...> межрайонным прокурором внесено представление от <...> исх. <...> с требованием принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий.
В соответствии со ст. 6 Закона <...> требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Федерального закона от <...><...> «О прокуратуре Российской Федерации», подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно позиции отраженной в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации <...> (2015» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ <...>), если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ.
Представление <...> межрайонной прокуратуры от <...> исх. <...> администрацией <...> поселения в установленном законом порядке не обжаловалось.
В пункте втором требований указанных в представлении <...> межрайонного прокурора от <...> исх. <...> сказано, что администрации <...> поселения следует принять меры по устранению указанных нарушений закона, их причин и условий, а именно по понуждению собственников земельных участков, расположенных по следующим адресам: <...> край, <...>, к получению разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, в том числе решить вопрос о приостановлении деятельности объектов расположенных на вышеуказанных земельных участках до получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
После получения представления <...> межрайонной прокуратуры администрацией <...> городского поселения <...> направлено исковое заявление о запрещении деятельности по адресу: <...>, создающей опасность причинения вреда в будущем к ФИО4 (штамп <...> суда <...> вх. <...> от <...>).
Таким образом, администрация <...> поселения <...> фактически признала и частично исполнила отраженные в представлении <...> межрайонной прокуратуры требования.
Вместе с тем, в удовлетворении представления <...> межрайонного прокурора от <...> исх. <...> администрацией <...> поселения <...> (ответ от <...><...>), в нарушение вышеуказанных норм закона отказано.
В судебном заседании помощник <...> межрайонного прокурора ФИО5 административные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, за исключением требования о принятии мер по понуждению собственника земельного участка, расположенного по адресу: <...>, в связи с добровольным исполнением ответчиком вышеуказанного требования.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования <...> поселение <...> – ФИО3 возражал в удовлетворении исковых требований. Пояснил, что представление <...> межрайонной прокуратуры от <...> исх. <...> рассмотрено с участием помощника <...> межрайонного прокурора ФИО5, о чем в установленный законом месячный срок сообщено в <...> межрайонную прокуратуру.
Кроме того, <...> администрацией муниципального образования <...> поселение <...>ФИО6 выдано разрешение на ввод объекта, расположенного по адресу: <...> в эксплуатацию. Кроме того, <...> администрация <...> поселения <...> обратилась в <...> городской суд с исковым заявлением о запрете эксплуатации до получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>.
Также, администрация <...> городского поселения <...>, не согласившись с вышеуказанным представлением, обжаловала его <...> вышестоящему прокурору, на данный момент ответ в администрацию <...> городского поселения не поступил.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы по делу, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 39 КАС РФ, предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации. Судебная защита прав, свобод и законных интересов, является одной из форм прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
Как установлено в судебном заседании <...> межрайонной прокуратурой в рамках проверки информации и.о. главы администрации <...> городского поселения <...> проведена проверка исполнения градостроительного законодательства администрацией муниципального образования <...> поселение <...>.
По результатам проверки выявлены факты непринятия мер по устранению выявляемых на территории поселения нарушений градостроительного законодательства, так из письма и.о. главы администрации <...> поселения <...> следует, что на территории <...> поселения <...> без получения разрешения на ввод в эксплуатацию начата эксплуатация объектов капитального строительства расположенных по следующим адресам: <...> и <...>.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений
Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся в том числе: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п.1 ст. 21 Федерального закона от <...><...> «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон <...>) предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти органами местного самоуправления.
Согласно ст. 22 Закона <...> прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
По результатам проведенной проверки в адрес и.о. главы администрации <...> поселения <...> межрайонным прокурором внесено представление от <...> исх. <...> с требованием, принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий.
В соответствии со ст. 6 Закона <...> требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Федерального закона от <...><...> «О прокуратуре Российской Федерации», подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно позиции отраженной в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации <...> (2015)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ <...>) если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ.
Представление <...> межрайонной прокуратуры от <...> исх. <...> администрацией <...> городского поселения в установленном законом порядке не обжаловалось.
Вместе с тем, в удовлетворении представления <...> межрайонного прокурора от <...> исх. <...> администрацией <...> городского поселения <...> (ответ от <...><...>), в нарушение вышеуказанных норм закона отказано.
После получения представления <...> межрайонной прокуратуры администрацией <...> городского поселения <...> направлено исковое заявление о запрещении деятельности по адресу: <...>, создающей опасность причинения вреда в будущем к ФИО4 (штамп <...> суда <...> вх. <...> от <...>).
Таким образом, администрация <...> поселения <...> фактически признала и частично исполнила отраженные в представлении <...> межрайонной прокуратуры требования.
В соответствии со ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Таким образом, администрация <...> поселения наделена полномочиями на разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений.
Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление <...> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации <...> городского поселения <...> о признании незаконным бездействия – удовлетворить.
Признать бездействие администрации <...> городского поселения <...> выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений градостроительного законодательства, отраженных в представлении <...> межрайонной прокуратуры от <...> исх. <...> – незаконным.
Обязать администрацию <...> поселения <...> принять меры по устранению указанных в представлении <...> межрайонной прокуратуры от <...> исх. <...> нарушений закона, их причин и условий, в том числе принять меры по понуждению собственника земельного участка, расположенного по адресу: <...> к получению разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию <...>вого суда, через <...> суд
Судья ФИО8