ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-625/2022 от 19.09.2022 Нерехтского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-625/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Нерехтский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Синицыной О.Р., при секретаре Поляковой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г.Волгореченска Костромской области в интересах неопределенного круга лиц об обязании привести дорогу в эксплуатационно допустимое состояние,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Волгореченска Костромской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации городского округа город Волгореченск Костромской области об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ (с учетом уточнений) привести в соответствие с требованиями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям безопасности дорожного движения. Методы контроля» дорожное полотно проезжей части дворового проезда вдоль дома (,,,). Исковые требования мотивированы следующим. Прокуратурой г. Волгореченска проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что администрацией г.Волгореченска не предпринимаются необходимые меры по надлежащему содержанию автомобильных дорог на территории города. Произведенным в (данные изъяты) года осмотром установлен факт ненадлежащего состояния проезжей части дороги, проходящей по дворовой территории вблизи дома (,,,). На проезжей части имеются дефекты дорожного полотна, значительно превышающие допустимый уровень, установленный ГОСТ Р 50597-2017, утвержденный Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года №1245-ст, и непосредственно влияющие на безопасность дорожного движения. По факту выявленных нарушений законодательства прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы городского округа г.Волгореченск внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения законодательства не устранены. Согласно информации из администрации, в (данные изъяты) году будут произведены работы по подсыпке внутридомового проезда. Согласно письму администрации от ДД.ММ.ГГГГ, ремонт вышеуказанного участка дворового проезда в (данные изъяты) году производиться не будет. Прокуратурой г.Волгореченска в (данные изъяты) года произведен повторный осмотр указанных дворовых проездов, в ходе которого выявлены нарушения законодательства, а именно: проезжие части имеют множество выбоин, ям. Так, около дома (,,,) расположена яма размером 2,4х1 метр и глубиной 8 см, что не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, создает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит иск удовлетворить.

Определением Нерехтского районного суда Костромской области от 16 сентября 2022 суд прекратил производство по указанному иску в порядке гражданского судопроизводства, и перешел к рассмотрению иска в порядке административного судопроизводства в соответствии с положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебном заседании и.о.прокурора г.Волгореченска Воронин Р.А. поддержал уточненные административные исковые требования, по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Зеленова Т.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24), и имеющая высшее юридическое образование, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, пояснила, что дворовые проезды, как относящиеся к имуществу многоквартирного дома, приводятся в соответствие только на основании муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории городского округа г.Волгореченск». На территории городского округа г.Волгореченск она действует в период 2018-2024 годы. Данный дом не заявлялся на участие в этой программе. Иных источников финансирования, чтобы производить ремонт данных проездов внутридворовых, у администрации не имеется. В настоящее время на (данные изъяты) год доходы бюджета значительно ниже, чем расходы, дефицит бюджета составляет почти (данные изъяты). рублей. При этом муниципальные долговые обязательства городского округа г.Волгоречнск по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляют порядка (данные изъяты) рублей. В бюджете предусмотрены расходы на финансирование Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории городского округа г.Волгореченск Костромской области на 2018-2024 годы» предусмотрены на (данные изъяты) год в размере (данные изъяты)рублей, из них (данные изъяты) рублей – это субсидия, которая выделяется из Федерального бюджета в бюджет субъекта и соответственно в бюджет городского округа. То есть для того, чтобы производить ремонт внутридворовых проездов у администрации не имеется средств. Постановлением администрации городского округа г.Волгореченск от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа г.Волгореченск. Данного проезда в этом Перечне нет. Также утвержден генеральный план городского округа г.Волгореченск, в котором обозначены только автомобильные дороги местного значения, согласно которому внутриквартальные проезды – это не автомобильные дороги местного значения. Данная дорога является неотъемлемой частью дома, поэтому собственники многоквартирного дома должны ее содержать. Этот вопрос должны решать собственники и управляющая компания. У администрации нет такого имущества в Реестре муниципальной собственности.

Представитель ООО «Коммунальщик» по доверенности Волков Е.А. (л.д.48) исковые требования считал обоснованными, пояснив, что многоквартирный дом (,,,) находится в управлении ООО «Коммунальщик». В состав общего имущества собственников помещений в данном МКД входит земельный участок площадью (данные изъяты) кв.метров, из которых (данные изъяты) кв.метра находятся под домом. Границы земельного участка на местности не определены. По согласованию с собственниками МКД определены только границы уборочной площади (придомовая территория) площадью (данные изъяты) кв.метра, которую управляющая организация должна содержать в чистоте, за счет средств собственников. Содержание дорожного полотна проезжей части дворового проезда в соответствии с требованиями национального стандарта РФ ГОСТ Р 50597-2017 законодательством РФ на собственников помещений в МКД и соответственно на управляющие организации не возложено. За домом имеется подстанция ЦТП, к которой моно проехать только по этой дороге. Здание ЦТП обслуживает не только дом , но и другие дома. Это единственный проезд для данного сооружения. Сведений о том, что данная дорога является общим имуществом многоквартирного дома, в Управляющей организации нет. ООО «Коммунальщик» только убирает данную территорию.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика Зеленову Т.Н., представителя заинтересованного лица ООО «Коммунальщик» Волкова Е.А., свидетеля Усова И.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 3 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

Статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, среди которых приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 12 названного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Согласно п. п. 6, 12 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

К вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Согласно п. 5 ст. 6 Устава муниципального образования городской округ город Волгореченск Костромской области, утвержденного решением Волгореченской городской Думы от 30.06.2005 г. № 32 (ред. от31.03.2022г.), к вопросом местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с действующим законодательством.

По правилам ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине (данные изъяты) см и более, глубиной - (данные изъяты) см и более, (таблица 5.3 ГОСТа Р 50597-2017).

Как установлено судом, прокуратурой г. Волгореченска в (данные изъяты) году была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере дорожной деятельности, направленной на обеспечение безопасности дорожного движения в границах городского округа город Волгореченск Костромской области, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы городского округа город Волгореченск Костромской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства, в том числе обеспечить исполнение требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения по дорогам и улицам на территории, прилегающей к многоквартирному дому (,,,) (л.д.11-17).

Как видно из Ответа администрации городского округа г.Волгореченск от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с ограниченностью бюджета городского округа г.Волгореченск Костромской области выполнить ремонт внутридворового проезда в (данные изъяты) году не представляется возможным. При наличии фактической возможности администрацией будет выполнена подсыпка внутридворового проезда многоквартирного дома (,,,) асфальтобетонной крошкой в (данные изъяты) году (л.д.18-20).

Прокуратурой города Волгореченска произведен повторный осмотр указанного дворового проезда, в ходе которого выявлены нарушения Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям безопасности дорожного движения. Методы контроля», о чём 24 июня 2022 года составлен акт проверки проезжей части, где отражена информация о состоянии дорожного полотна: множество выбоин, ям глубиной 7, 8 см, размерами 2,4х1м (л.д.21).

В суде свидетель У., (данные изъяты), указал, что ДД.ММ.ГГГГ он провел контрольное (надзорное) мероприятие - выездное обследование без взаимодействия с контролируемым лицом, в ходе которого было подтверждено, что на участке дороги по (,,,), находящегося в ведении администрации городского округа город Волгореченск, выявлены дефекты в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а именно: выбоина на проезжей части длиной более 3 метров, шириной 1,5 метров, глубиной 9.9 см, а также многочисленные выбоины длиной более 70-80 см, шириной 1,5 метров, глубиной 7,5 см. По итогам инструментального обследования был сделан вывод о не соответствии покрытия проезжей части вдоль дома (,,,) требованиям ГОСТ Р 50597-2017.

Указанные сведения подтверждены соответствующим протоколом инструментального обследования дороги, свидетельством о поверке средства измерения (рейки дорожной универсальной РДУ-КОНДОРС)), фото-таблицей (л.д.50-55).

Установленные факты нарушают права граждан на безопасность дорожного движения, что ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, в суде подтвержден факт несоответствия требованиям дорожного покрытия проезжей части вдоль дома (,,,) требованиям «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст), поэтому требования прокурора подлежат удовлетворению.

С учетом баланса интересов жителей города Волгореченска и ответчика, срок выполнения работ по приведению дорожного покрытия в соответствии с требованиями ГОСТ следует установить до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа город Волгореченск Костромской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить действия по приведению дорожного покрытия проезжей части вдоль дома (,,,) в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст).

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Нерехтский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Р.Синицына