Дело № 2а-798/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2018 года Центральный районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Филипповой И.Н., рассмотрев в упрощенном порядке в г. Чите административное дело по иску Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края к Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
административный истец обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя следующим. Решением Центрального районного суда г. Читы по гражданским делам удовлетворено требование истцов об обязании Министерства предоставить жилое помещение специализированного найма на территории Забайкальского края Ковалистовой И.В., Тимофеевой Е.В., Забелину А.В., Пушкаревой Д.С., Губанову В.Е., Мациевской Е.В., Кузнецовой Т.М., Крапиву И.И., Жеребцовой Ю.С., Болотову С.А., Кирилюк Э.С., Зыряновой В.В., Афанасьевой М.В., Цыжиповой Б.Ц.. На основании данных решений выданы исполнительные листы и возбуждены исполнительные производства: № 38140/17/75031-ИП, № 38141/17/75031-ИП, № 38143/17/75031-ИП, № 38235/17/75031-ИП, № 37507/17/75031-ИП, № 37777/17/75031 ИП, № 37778/17/75031-ИП, № 37780/17/75031-ИП, № 38067/17/75031-ИП, № 36875/17/75031-ИП, № 36876/17/75031-ИП, № 36950/17/75031-ИП, № 37222/17/75031-ИП, № 37223/17/75031-ИП. Между тем исполнение подобной категории необходимостью совершения должником комплекса существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Указывают, что необходимо учитывать тот факт, что Министерство в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничено как бюджетным финансированием, так и административной процедурой. Вышеуказанные лица включены в краевой список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края. По исполнительному производству № 36875/17/75031-ИП по изменению постановки на учет в списке детей-сирот Болотову С.А. дата постановки на учет изменена с 04 марта 2009 года на 28 февраля 2005 года. Указывают, что виновные действия Министерства, связанные с неисполнениями решения суда в 5-дневный срок отсутствуют, в связи с чем, просят освободить Министерство от уплаты исполнительских сборов, по вышеназванным исполнительным производствам.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, их явка в судебное заседание судом не признавалась обязательной, возражений против выхода из предварительного судебного заседания в судебное заседание стороны в установленный судом в определении суда от 15.12.2017 срок не представили, в связи с чем, административное дело рассматривается в упрощенном порядке, в соответствии с п. 7 ст. 150 и главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения, регламентированы федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 2, 4 названного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одними из принципов исполнительного производства являются: законность; своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 указанной нормы в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Одной из мер ответственности за несвоевременное исполнение решения суда является взыскание исполнительского сбора.
Согласно ч. 1, 2 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного закона).
Часть 6 статьи 112 названного закона предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом частью 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.
Материалами дела подтверждается, что на основании решений Центрального районного суда г. Читы по гражданским делам удовлетворено требование истцов об обязании Министерства предоставить жилое помещение специализированного найма на территории Забайкальского края Ковалистовой И.В., Тимофеевой Е.В., Забелину А.В., Пушкаревой Д.С., Губанову В.Е., Мациевской Е.В., Кузнецовой Т.М., Крапиву И.И., Жеребцовой Ю.С., Болотову С.А., Кирилюк Э.С., Зыряновой В.В., Афанасьевой М.В., Цыжиповой Б.Ц..
На основании данных решений выданы исполнительные листы и возбуждены исполнительные производства: № 38140/17/75031-ИП, № 38141/17/75031-ИП, № 38143/17/75031-ИП, № 38235/17/75031-ИП, № 37507/17/75031-ИП, № 37777/17/75031 ИП, № 37778/17/75031-ИП, № 37780/17/75031-ИП, № 38067/17/75031-ИП, № 36875/17/75031-ИП, № 36876/17/75031-ИП, № 36950/17/75031-ИП, № 37222/17/75031-ИП, № 37223/17/75031-ИП.
По исполнительному производству № 36875/17/75031-ИП по изменению постановки на учет в списке детей-сирот Болотову С.А. дата постановки на учет изменена с 04 марта 2009 года на 28 февраля 2005 года.
Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1 января 2013 года часть 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) дополнена пунктом 8, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона № 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
В ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма: в главе 9 «Жилые помещения специализированного жилищного фонда» часть 1 статьи 92 дополнена пунктом 8, в соответствии с которым в число видов жилых помещений специализированного жилищного фонда включен такой вид, как жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется в соответствии с Порядком предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 26.02.2013 № 90
Согласно Порядка жилые помещения, построенные и (или) приобретенные в собственность Забайкальского края для предоставления детям-сиротам и лицам из д числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения * по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано в установленном порядке невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот жилищного фонда Забайкальского края по договорам найма специализированных жилых помещений, включаются в специализированный жилищный фонд Забайкальского края на основании решения Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее - Департамент имущества Забайкальского края), принятого в соответствии с действующим законодательством. Департамент имущества Забайкальского края в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд Забайкальского края направляет его копию в Министерство.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список), формируемый в порядке, установленном законом Забайкальского края. Решения о предоставлении жилых помещений лицам, включенным в Список, принимает Минтруд Забайкальского края. Решение, должно содержать информацию об адресе места нахождения, общей площади жилого помещения. Минтруд Забайкальского края в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения: 1) выдает или направляет решение лицу, в отношении которого оно принято; 2) направляет копию решения о предоставлении жилого помещения в Департамент имущества Забайкальского края.
Решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований настоящего Порядка, является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения. Заключение договоров найма специализированных жилых помещений осуществляется Департаментом имущества Забайкальского края в течение тридцати рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении жилого помещения.
Во исполнение обязательств по приобретению жилых помещений специализированного жилого фонда для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа Департамент имущества Забайкальского края в соответствии с Положением о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 № 95, частью 2 статьи 92, частью 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, Порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Забайкальского края при реализации Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного постановление Правительства Забайкальского края от 22.01.2013 № 22 (далее – Порядок взаимодействия) принимает решение о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После чего Департамент имущества Забайкальского края заключает договоры найма специализированного жилого помещениями с лицами из числа детей-сирот, подлежащими обеспечению жилыми помещениями. Кроме того, приобретение жилых помещений согласно Порядка взаимодействия осуществляется Департаментом имущества Забайкальского края в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Так, согласно части 2 статьи 63 указанного закона, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Согласно пункту 8 статье 70 Закона контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона. При указанных в части 2 статьи 63 закона обстоятельствах, порядок, установленный этим законом и не зависящий от воли Департамента имущества Забайкальского края, Правительства Забайкальского края уже не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.
Из указанного следует, что исполнение Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края в части предоставления жилья детям-сиротам напрямую связано, в том числе и с действиями Департаментом имущества Забайкальского края и поэтому исполнение Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края исполнительных документов не стоит в прямой зависимости от действий самого Министерства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Вышеуказанные обстоятельства, на которые ссылается истец, как на основания, позволяющие освободить его от взыскании исполнительского сбора, по мнению суда относятся к числу обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Подтверждающих доказательств, что должник имел возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного листа, однако умышленно или вследствие халатности, небрежности, или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил, судом не установлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что данные обстоятельства свидетельствуют об объективной невозможности должника исполнить исполнительные документы в установленный срок в добровольном порядке и, как следствие, об отсутствии вины в его неисполнении, и дают основания для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 175-180,294 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административный иск Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края к Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить..
Освободить Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора по постановлениям Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю от 08.12.2017 по исполнительным производствам № 38140/17/75031-ИП, № 38141/17/75031-ИП, № 38143/17/75031-ИП, № 38235/17/75031-ИП, № 37507/17/75031-ИП, № 37777/17/75031 ИП, № 37778/17/75031-ИП, № 37780/17/75031-ИП, № 38067/17/75031-ИП, № 36875/17/75031-ИП, № 36876/17/75031-ИП, № 36950/17/75031-ИП, № 37222/17/75031-ИП, № 37223/17/75031-ИП.
Решение, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течении 15-ти дней, со дня получения сторонами копии настоящего решения.
Судья И.Н. Филиппова