Дело № 2а-626/2021
УИД 86RS0013-01-2021-001583-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2021 года город Радужный
Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Першиной Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к ФИО1 о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 6 по ХМАО – Югре обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании обязательных платежей. В обоснование административного иска указала, что по состоянию на 04.09.2021 г. за ответчиком числиться недоимка по обязательным платежам в сумме 702 000 руб. Представить доказательства, подтверждающие направление требования в адрес налогоплательщика, в том числе уведомление о необходимости уплаты налога, не представляется возможным, по причине отсутствия подтверждающих документов. Данное исковое заявление несет за собой цель списания задолженности невозможной к взысканию в принудительном порядке. Просит восстановить пропущенный срок для подачи иска; взыскать с ФИО1 в доход соответствующих бюджетов задолженность в указанном выше размере (л.д. 5-7).
Письменные возражения на административное исковое заявление административным ответчиком не представлены.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 6 по ХМАО - Югре не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 5-7).
В судебном заседании административный ответчик не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещался по месту регистрации.
С учетом требований ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, участие которых в судебном заседании не является обязательным.
Исследовав материалы административного дела, судом установлены следующие обстоятельства.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.
В то же время, согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительным причинам срок на обращение в суд может быть восстановлен судом. Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Налоговым органом заявлены требования о взыскании налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ в размере 702 000 руб.
Как следует из материалов дела, налоговым органом было выставлено требование № № об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 19.07.2013 г. в срок до 08.08.2013 г.
Доказательства направления административному ответчику требований об уплате налога по состоянию на 19.07.2013 № №, которым установлен срок уплаты до 08.08.2013, в материалах административного дела отсутствуют.
Согласно доводам административного искового заявления представить доказательства направления налогоплательщику указанных документов, в том числе уведомления о необходимости уплаты налога, не представляется возможным в связи с отсутствием таких документов. Данное исковое заявление несет за собой цель списания задолженности невозможной к взысканию в принудительном порядке.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1).
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2).
В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как указано выше, взыскиваемые суммы исчислены и предъявлены к уплате в требовании от 19.07.2013 № №, срок уплаты установлен до 08.08.2013 (л.д. 9).
С административным исковым заявлением в суд налоговый орган обратился 30.09.2021 (л.д.5), то есть, очевидно, по истечении установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд, что не оспаривается самим административным истцом, заявившим ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления.
Доводы о наличии уважительных причин пропуска срока обращения в суд административное исковое заявление не содержит. Доказательств того, что административный истец был лишен возможности своевременно обратиться в суд с иском в виду наличия объективных причин, которые могли быть расценены судом как уважительные, не представлено.
Суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, и обязан исполнять требования закона в части порядка и сроков обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому, допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговым органом установленных законом срока и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями ст. 175-180, 290, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к ФИО1 о взыскании обязательных платежей – отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционной жалобы через Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Решение в окончательной форме принято 11 ноября 2021 года.
Судья /подпись/ Першина Е.Ю.
Копия верна
Подлинный документ находится в административном деле № 2а-626/2021 (УИД 86RS0013-01-2021-001583-60) Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение в законную силу не вступило. 11.11.2021
Судья Першина Е.Ю.
Помощник судьи Ахмедова Н.Р.