ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-626/2022 от 09.03.2022 Георгиевского городского суда (Ставропольский край)

дело № 2а- 626/2022

УИД 26RS0010-01-2022-000898-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Георгиевск 09 марта 2022 года

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи

Сафоновой Е.В.,

при секретаре Марченко К.А.,

с участием

помощника Георгиевского межрайонного прокурора Липовой В.А.,

представителя административного ответчика

и заинтересованного лица УЖКХ

администрации ГГО СК Ловянникова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Георгиевского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Георгиевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Георгиевского городского округа о признании незаконным бездействия должностных лиц администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края и обязании устранить нарушения,

установил:

Георгиевский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Администрации Георгиевского городского округа о признании незаконным бездействия должностных лиц администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края и обязании устранения выявленных нарушений в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: установить светофорный объект «т.7» на ул. Октябрьская вблизи МБДОУ № 23 «Колокольчик» п. Нового Георгиевского городского округа Ставропольского края, установить искусственную дорожную неровность в соответствии с требованием п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 на указанном участке дороги; обустроить в соответствии с требованиями п.6.9. ГОСТ 50597-17 искусственное освещение улично-дорожной сети на всем протяжении ул. Октябрьская п. Нового Георгиевского городского округа Ставропольского края и установить тротуар на вышеуказанной улице с обоих сторон в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007; установить по пер. Безымянный п. Нового вблизи деткой площадки искусственную дорожную неровность в соответствии с требованиями п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006; обустроить искусственное освещение улично-дорожной сети в соответствии с требованиями п.6.9. ГОСТ 50597-17 на протяжении пер. Безымянный п. Нового Георгиевского городского округа Ставропольского края.

В обоснование исковых требований Георгиевский межрайонный прокурор указал, что в межрайонной прокуратуре по обращению начальника ОМВД РФ по Георгиевскому городскому округу от 27 января 2022 года, проведена проверка состояния улично-дорожной сети, технических средств организации дорожного движения и инженерных сооружений, расположенных на территории Георгиевского городского округа Ставропольского края.

В ходе проверки установлены нарушения требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, предупреждения дорожно-транспортных происшествий, а также обеспечения общественной безопасности, сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Георгиевскому городскому округу в адрес администрации Георгиевского городского округа направлены соответствующие предписания о выявленных нарушениях закона и необходимости их незамедлительного устранения, а именно: на ул.Октябрьской, п. Нового, вблизи МДОУ №23 «Колокольчик», выявлено нарушение п. 7.4.1 п. 7.4.1.6 ГОСТ Р 52289 - 2019 отсутствует светофор типа «Т.7», отсутствует искусственная дорожная неровность согласно требованием п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006, в нарушение требований п. 6.9 ГОСТ Р 50597-17 отсутствует искусственное уличное освещение, в нарушении требования п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 по вышеуказанной улице, отсутствует тротуар с обоих сторон. (Представление отдела ГИБДД отдела МВД России по Георгиевскому городскому округу №35067 от 23 октября 2021 года, ответ на представление Администрации Георгиевского городского округа №02-02/13643 от 29 октября 2021 года).

По пер. Безымянный, п. Нового Георгиевского городского округа Ставропольского края, вблизи детской площадке установить искусственную дорожную неровность в соответствии с требованием п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006. В нарушение требований п. 6.9 ГОСТ Р 50597-17 отсутствует искусственное уличное освещение на протяжении всего пер. Безымянного п. Нового Георгиевского городского округа Ставропольского края (ответ на представление Администрации Георгиевского городского округа № 02-02/13643 от 29 октября 2021 года).

Вместе с тем, до настоящего времени мер со стороны балансодержателя автомобильных дорог администрации Георгиевского городского округа, Ставропольского края предпринято не было.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник Георгиевского межрайонного прокурора Липова В.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, просила суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Ловянников С.В. возражал против удовлетворения административных исковых требований, пояснил, что администрация округа действует в пределах своих полномочий по контролю за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, направлению денежных средств на содержание и ремонт дорог. Администрация Георгиевского городского округа, реализуя свои полномочия в пределах бюджетных средств предпринимает действия к устранению недостатков улично-дорожной сети Георгиевского городского округа Ставропольского края, в том числе в части освещения дорог. Администрация округа не бездействует в отношении содержания улично-дорожной сети округа.

В судебное заседание заинтересованное лицо ОГИБДД отдела МВД России по Георгиевскому городскому округу своего представителя не направил, возражений не представил. Суд определил рассмотреть административное заявление в отсутствие указанного заинтересованного лица.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с требованиями ст. ст. 12, 21 Закона Российской Федерации от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на орган, в ведении которого находятся дороги. В данном случае на администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края.

Согласно ст. ст. 2, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства. Каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные требования закреплены в п. 5 ч. 1 ст. 14 Устава Георгиевского городского округа Ставропольского края, принятого решением Думы г. Георгиевска от 17.05.2017 № 871-74.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движенияНа основании ст. 22 Закона № 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами.

В соответствии со ст. 24 Закона № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения возложена на органы местного самоуправления также п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 57-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 257-ФЗ).

При этом, недостаточность средств муниципального образования на организацию и проведение работ по обеспечению безопасности дорожного движения не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального органа, учитывая, что финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (ст.ст. 10, 15, 14, 28, 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

Согласно актам проверки улично-дорожной сети и технических средств организации дорожного движения по ул. Октябрьская пер. Безымянный п. Новый Георгиевского городского округа от 29.10.2021, № 1 от 26.01.2022, № 2 от 26.01.2022 на ул.Октябрьской, п. Нового, вблизи МДОУ №23 «Колокольчик», выявлено нарушение п. 7.4.1 п. 7.4.1.6 ГОСТ Р 52289 - 2019 отсутствует светофор типа «Т.7», отсутствует искусственная дорожная неровность согласно требованием п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006, в нарушение требований п. 6.9 ГОСТ Р 50597-17 отсутствует искусственное уличное освещение, в нарушении требования п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 по вышеуказанной улице, отсутствует тротуар с обоих сторон.

В целях устранения нарушений законодательства в области дорожного движения отделом ГИБДД отдела МВД России по Георгиевскому городскому округу выдано представление №35067 от 23 октября 2021 года, которым предписано по пер. Безымянный, п. Нового Георгиевского городского округа Ставропольского края, вблизи детской площадке установить искусственную дорожную неровность в соответствии с требованием п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006. В соответствии с требованиями п. 6.9 ГОСТ Р 50597-17 установить искусственное уличное освещение на протяжении всего пер. Безымянного п. Нового Георгиевского городского округа Ставропольского края.

Согласно ответу на представление Администрации Георгиевского городского округа №02-02/13643 от 29 октября 2021 года вопрос об устранении нарушений будет рассмотрен при выделении бюджетных денежных средств.

Доказательств обращения за выделением денежных средств и объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности осуществления деятельности в области дорожного движения, в том числе искусственного освещения улиц и установления искусственной дорожной неровности представителем административного ответчика Ловянниковым С.В. не представлены. Согласно объяснений представителя ответчика Ловянникова С.В., уличное освещение на пер. Безымянный п. Нового отсутствует на протяжении более 20 лет.

Указанные выше недостатки организации работы по обеспечению безопасности дорожных условий свидетельствуют о нарушении вышеуказанных требований законодательства о безопасности дорожного движения и требовали устранения, а должностные лица администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края не принимали своевременные меры по устранению выявленных нарушений закона и своим бездействием нарушали права, свободы и законные интересы жителей округа и неопределенного круга лиц, использующих проезжую часть указанных улиц для передвижения, в связи с чем административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 226-227, 265.5 КАС РФ, суд

решил:

Исковое заявление Георгиевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия должностных лиц Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края и обязании устранить нарушения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края в части непринятия мер к установлению светофорного объекта «т.7» на ул. Октябрьская вблизи МБДОУ № 23 «Колокольчик» п. Нового Георгиевского городского округа Ставропольского края, установлению исскуственной неровности, обустройству искусственного освещения улично-дорожной сети, установлению тротуара по ул. Октябрьская п. Нового Георгиевского городского округа Ставропольского края, установления по пер. Безымянный п. Нового вблизи деткой площадки исскуственной дорожной неровности и обустройству искусственного освещения улично-дорожной сети на протяжении пер. Безымянный п. Нового Георгиевского городского округа Ставропольского края незаконным.

Обязать устранить выявленные нарушения в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: установить светофорный объект «т.7» на ул. Октябрьская вблизи МБДОУ № 23 «Колокольчик» п. Нового Георгиевского городского округа Ставропольского края, установить искусственную дорожную неровность в соответствии с требованием п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 на указанном участке дороги; обустроить в соответствии с требованиями п.6.9. ГОСТ 50597-17 искусственное освещение улично-дорожной сети на всем протяжении ул. Октябрьская п. Нового Георгиевского городского округа Ставропольского края и установить тротуар на вышеуказанной улице с обоих сторон в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007; установить по пер. Безымянный п. Нового вблизи деткой площадки искусственную дорожную неровность в соответствии с требованиями п. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006; обустроить искусственное освещение улично-дорожной сети в соответствии с требованиями п.6.9. ГОСТ 50597-17 на протяжении пер. Безымянный п. Нового Георгиевского городского округа Ставропольского края.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 14.03.2022.

Судья Е.В. Сафонова