ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6273/19 от 12.08.2019 Калининского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Адм. дело № 2а-6273/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(Извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)

12 августа 2019 года Санкт-Петербург

Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего в судебном заседании судьи Емельяненко Е. А.,

с участием: секретаря судебного заседания Пининой К. Д.; прокурора Алексеева Д. Д.; административного истца А. Д. Ю., в лице представителя по доверенности К. И. И.; административного ответчика избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21, в лице председателя этой комиссии Г. О. В., а также представителя по доверенности К. С. Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску А. Д. Ю. о защите избирательных прав,

установил:

А. Д. Ю. (далее также (административный) истец) обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором потребовал отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 от 17.07.2019 № 2019/16-6 "О регистрации кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 шестого созыва по избирательному округу № 57 М. Ю. Ю.", а также потребовал отменить регистрацию М. Ю. Ю. (далее также заинтересованное лицо) в указанном качестве, указав в обоснование этих требований следующее.

Решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 от 18.06.2019 № 11 "О назначении выборов депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 шестого созыва" такие выборы назначены на 8.09.2019.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 22 "Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N 21" (принят решением Муниципального совета муниципального образования муниципальный округ N 21 Санкт-Петербурга от 08.02.2011 N 4) (Зарегистрировано в ГУ Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 02.03.2011 N RU781770002011001) решением Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 сформирована избирательная комиссия внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 (далее также (административный) ответчик, избирательная комиссия (муниципального образования (№ 21), ИКМО), решением которой от 20.06.2019 № 2019/03-7 на которую возложены полномочия окружных избирательных комиссий многомандатных округов (в том числе № 57) по выборам депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 шестого созыва.

Решением избирательной комиссии муниципального образования от 18.07.2019 № 2019/13-5 кандидатом в депутаты по многомандатному избирательному округу № 57 зарегистрирован А. Д. Ю., в связи с чем (обретением такого статуса) у него имеется право оспаривать решения избирательной комиссии (равно требовать его отмены) о регистрации других кандидатов в депутаты по многомандатному избирательному округу № 57, а также требовать отмены их регистрации (безотносительно к вопросу законности решения избирательной комиссии о такой регистрации) (см. статьи 239 (части 10, 11) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ), 75 (пункт 5), 76 (пункты 6, 7) Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Оспариваемое решение административный истец находит незаконным по основаниям подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (равно подпункта "з" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 21.05.2014)), а именно: в представленных в избирательную комиссию подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения заинтересованного лица кандидатом по указанному многомандатному избирательному округу отсутствуют предусмотренные формой (обязательные) сведения о лице, осуществившем сбор этих подписей избирателей, а именно: дата его рождения.

Прокурор в заключении по существу настоящего дела нашел исковые требования рассматриваемого иска подлежащими частичному удовлетворению, усмотрев подтвержденным в рамках дела доказательствами факт нарушения подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (равно подпункта "з" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46) при представлении в избирательную комиссию вышеуказанных подписных листов; между тем самостоятельных оснований (предусмотренных пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ) для отмены регистрации кандидатом заинтересованного лица прокурор в деле не выявил.

В судебном заседании по разбирательству названного спора сторона административного истца настаивала на удовлетворении требований рассматриваемого иска по изложенным основаниям.

Представители административного ответчика (избирательная комиссия муниципального образования) в указанном заседании возражали против удовлетворения требований рассматриваемого административного искового заявления, полагая оспариваемое решение правильным.

Заинтересованное лицо, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания по разбирательству настоящего дела, в это заседание не прибыло и явку своего представителя в него не обеспечило; возражения по существу рассматриваемого спора заинтересованным лицом представлены не были; явка этого участника в указанное заседание обязательной судом признана не была. При таких обстоятельствах суд, руководствуясь статьями 150, 243 (часть 3) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ), определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие названного участника.

Во исполнение требований части 1 статьи 243 КАС РФ о принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения избирательной комиссии муниципального образования в вышестоящую избирательную комиссию (Санкт-Петербургская избирательная комиссия (Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, дом 6; факс 570-1777) судом направлена информация.

Заслушав явившихся в заседание суда лиц, участвующих в деле, обсудив их доводы, исследовав непосредственно и оценив в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Право защиты избирательных прав в судебном порядке предусмотрено статьей 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Частью 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации нерушимо установлено, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводств.

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 1, главой 24 КАС РФ данное дело рассмотрено и разрешено по правилам этого кодекса.

Одним из аспектов разбирательства в порядке административного судопроизводства является обязательная проверка соблюдения срока подачи в суд рассматриваемого административного искового заявления, даже если никто из участвующих в деле лиц не указывал на пропуск такого срока и не требовал проверки его соблюдения.

Согласно части 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.

Согласно части 5 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования.

Оспориваемое решение принято в 17-16 (см. пункт 2 (абзац первый) статьи 29 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (принят ЗС СПб 21.05.2014)) 17.07.2019; рассматриваемое административное исковое заявление сдано в организацию почтовой связи для доставки в суд 27.07.2019 (о чем свидетельствует оттиск штемпеля этой организации на фронтальной стороне конверта, в котором это заявление было доставлено в судебный орган).

Как установлено выше, днем голосования является 8.09.2019, соответственно, рассматриваемое требование об отмене регистрации кандидата не может быть подано после 16-00 7.09.2019, которое время еще не наступило на момент разрешения настоящего дела.

Следовательно, рассматриваемы срок (для обращения в суд) не следует считать пропущенным, соответственно, отказ в удовлетворении иска по правилам части 2 статьи 244 КАС РФ без исследования аспектов дела, кроме относящихся к факту пропуска названных сроков, невозможен.

Всесторонне и полное исследование обстоятельств настоящего дела позволило суду прийти к следующим выводам.

Статьями 3 (части 1 - 3), 32 (части 1, 2) Конституции Российской Федерации нерушимо установлено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно преамбуле Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

В силу статьи 1 (пункты 1 - 3, 6) названного закона, этим законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Этот закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить данному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат данному закону, применяются нормы Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (см. также пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

В соответствии со статьями 32 (пункты 1, 2), 34 (пункт 1), 37 (пункты 1, 8) Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения.

Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

В поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.

В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (аналогичная норма закреплена в пункте 8 статьи 26 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46) каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

В силу подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (аналогичная норма закреплена подпунктом "з" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46) недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума указаны в подписном листе не в полном объеме, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.

Представленные суду для обозрения подписные листы, представленные заинтересованным лицом в избирательную комиссию в поддержку своего выдвижения (согласно протоколу проверки избирательной комиссии, в количестве 3 листов), не содержат собственноручного указания даты рождения лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.

Согласно рассматриваемым листам кандидат, в поддержку чьего выдвижения собраны эти подписи, и лицо, осуществлявшее сбор этих подписей избирателей, совпадают в одной личности; согласно установленной форме этого подписного листа в верхней (вводной, установочной) его части в качестве сведений о кандидате указана дата его рождения, вместе с тем эта дата внесена не рукописным, а машинным (типографским) способом, что прямо противоречит вышеуказанным нормам о собственноручном способе внесения сведений о дате рождения лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, равно (согласно подпункту "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (подпункту "з" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46) является основанием для признания недействительными всех подписей в соответствующем подписном листе (листах).

В силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ самостоятельным основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (см. также пункт 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Таким образом, оспариваемое в рамках настоящего дела решение избирательной комиссии о регистрации заинтересованного лица кандидатом в депутаты принято вразрез с требованиями закона (и по смыслу статей 75 (пункт 5), 76 (пункт 6) Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ может быть отменено судом, вместе с тем, учитывая время вступления в действие данного нормативного акта и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как более позднего, суд руководствуется частью 1 статьи 244 этого кодекса: суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу).

Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд находит достаточным способом восстановления правового баланса в рамках настоящего дела собственно постановление резолюции о признании оспариваемого решения незаконным как полностью его устраняющий из правовой реальности; притом, суд находит излишним указание на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, поскольку такая судебная резолюция не предполагает дополнительных действий по ее исполнению.

Наряду с изложенным суд не находит основания для удовлетворения (самостоятельного) искового требования об отмене регистрации заинтересованного лица кандидатом по следующим основаниям.

В силу пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:

а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 данного закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;

б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;

в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;

г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;

д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 этого закона;

е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 этого закона;

ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 данного закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;

з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости;

и) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов - установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.

На такие факты (предусмотренные статьей 76 указанного закона) участвующие в деле лица не ссылались; такие факты в рамках разбирательства настоящего дела установлены не были.

В частности, установленные судом в настоящем деле факты тождественные диспозиции подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (подпункта "з" пункта 13 статьи 28 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46) не могут быть квалифицированы как вновь открывшиеся для избирательной комиссии, осуществлявшей согласно представленному в дело протоколу проверку правильности оформления и заполнения этих подписных листов.

Из изложенного следует вывод о том, что в деле отсутствуют основания для удовлетворения требования рассматриваемого иска об отмене регистрации заинтересованного лица кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 шестого созыва по вышеуказанному избирательному округу.

Вещественные доказательства к делу не приобщались, меры предварительной защиты оспариваемых прав равно гражданский иск в рамках дела не принимались; иные сведения, обязательные к изложению в решении суда в силу закона, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 46 (части 1, 2), 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации, 1 - 3, 9, главами 15, 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

частично удовлетворить вышеуказанный административный иск, а именно: признать незаконным решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 от 17.07.2019 № 2019/16-6 "О регистрации кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ № 21 шестого созыва по избирательному округу № 57 М. Ю. Ю".

Отказать в удовлетворении требования рассматриваемого иска об отмене вышеуказанной регистрации по основаниям и в порядке пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данное решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд через Калининский районный суд Санкт-Петербурга в течение пяти дней со дня его принятия.

Судья: Е. А. Емельяненко

Решение суда в окончательной форме принято 14.08.2019