ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6273/2021 от 08.12.2021 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело №2а-6273/2021

УИД 75RS0001-02-2021-008773-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2021 года г. Чита

Центральный районный суд г Чита в составе

председательствующего судьи Еремеевой Ю.В.,

при секретаре Бороевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства здравоохранения Забайкальского края к судебному приставу - исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю ФИО1, Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора, заинтересованные лица – ФИО2, ФИО3,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство здравоохранения Забайкальского края обратилось в суд с вышеназванным административным иском, указав то, что постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство на основании решения Центрального районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ по делу о возложении обязанности обеспечить ФИО2 лекарственным препаратом <данные изъяты>» как средством медицинской реабилитации в связи с назначением на постоянной основе. В рамках указанного исполнительного производства с Министерства взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением в установленный срок решения суда. Ссылаясь на отсутствие объективной возможности исполнить указанное решение суда по причине решения держателя РУ Ф.Хоффманн-Ля Рош Лтд. (Швейцария) о прекращении ввоза лекарственного препарата «<данные изъяты>» в Российскую Федерацию с учетом доступности на российской рынке лекарственного препарата с тем де международным запатентованным наименованием (МИН-дорназа альфа) в такой же лекарственной форме и с идентичным способом введения, указывая на то, что обеспечение ФИО2 лекарственным препаратом «<данные изъяты>» производится регулярно, просит освободить Министерство здравоохранения Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

В порядке подготовки к участию в деле в качестве соответчика привлечены УФССП России по Забайкальскому краю, Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, в качестве заинтересованного лица – ФИО2.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО3.

В настоящее судебное заседание стороны и заинтересованные лица не явились, представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представитель административного истца просил рассмотреть дело в его отсутствие.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 150 КАС РФ в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 16 КАС РФ ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения, регламентированы федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 2, 4 названного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одними из принципов исполнительного производства являются: законность; своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 указанной нормы в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Одной из мер ответственности за несвоевременное исполнение решения суда является взыскание исполнительского сбора.

Согласно ч. 1, 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 №225-ФЗ).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного закона).

Часть 6 статьи 112 названного закона предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом частью 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.

Из материалов дела следует, что на основании исполнительного документа, выданного по решению Центрального районного суда г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ по делу о возложении на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанности обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом <данные изъяты> как средством медицинской реабилитации в соответствии с назначением на постоянной основе постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП, должнику предложено в течение пяти дней со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе.

В связи с неисполнением Министерством требований исполнительного документа в добровольном порядке, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем межрайонного отдела по исполнению особо важных ИП УФССП России по Забайкальскому краю было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Как усматривается из содержания указанного постановления, его принятие было вызвано тем, что должником требования исполнительного документа не были исполнены в срок, установленный для добровольного исполнения.

Из уведомления ОАО «Фармстандарт-Уфимский витаминный завод» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Общество прекращает производство (вторичная упаковка, выпускающий контроль качества) в Российской Федерации лекарственного препарата Пульмозим на основании решения держателя РУ Ф.Хоффманн-Ля Рош Лтд. (Швейцария) о прекращении ввоза лекарственного препарата «<данные изъяты>» в Российскую Федерацию с учетом доступности на российской рынке лекарственного препарата с тем же международным запатентованным наименованием (МИН-дорназа альфа) в такой же лекарственной форме и с идентичным способом введения.

Доказательств, подтверждающих наличие у административного истца возможности исполнить решение суда в установленный срок, а также того, что должник умышленно или вследствие халатности, небрежности, не должной осмотрительности, необходимые действия для исполнения решения суда не совершил, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у должника отсутствовала объективная невозможность исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в установленный срок, в связи с чем не усматривает его вины в таком неисполнении.

При этом суд принимает во внимание вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора до истечения срока добровольного исполнение требований исполнительного документа.

В связи с изложенным суд считает возможным заявленные требования удовлетворить, освободить истца от уплаты исполнительского сбора.

Руководствуясь ст. ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск удовлетворить.

Освободить Министерство здравоохранения Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП УФССП России по Забайкальскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы в течение одного месяца со дня принятия.

Судья Ю.В. Еремеева